Инсульты бывают разные
Многие думают, что инсульт — это кровоизлияние в мозг. Это не всегда так. Инсульты бывают разных типов: геморрагический, ишемический и еще так называемый мини-инсульт. Какая между ними разница? С этого вопроса мы начали разговор с опытным доктором, который уже более 22 лет приходит на помощь людям с сосудистыми катастрофами.
— Геморрагический инсульт — это кровоизлияние в мозг или под его оболочки. Это происходит, когда лопается сосуд, заливая кровью окружающие ткани. Говоря простым языком, в голове образуется гематома, повышается давление внутричерепной коробки, сдавливаются участки мозга. Отсюда происходят нарушения. Такое случается редко, примерно в одном из пяти-десяти случаев сосудистых катастроф.
От того, насколько быстро человек, подвергшийся атаке инсульта, окажется в стационаре, зависит его жизнь. Времени на спасение немного: три — максимум шесть часов, пока в пострадавших участках головного мозга не наступили необратимые патологические изменения.
Гораздо чаще мы имеем дело с ишемическим инсультом, который никак не связан с кровоизлияниями. Его еще называют инфарктом мозга. Он возникает из‑за того, что артерия, снабжающая мозг кислородом и кровью, блокируется. Причиной может быть спазм сосуда из‑за высокого артериального давления. Прохождение крови может также нарушить закупорка сосуда тромбом, холестериновыми бляшками. В результате возникает острое нарушение мозгового кровообращения — а за ним омертвение участка мозга.
Есть состояния, похожие на инсульт. Это транзиторная ишемическая атака, или мини-инсульт. При таких состояниях приток крови к мозгу блокируется только в течение короткого времени, обычно не более 5 минут. И в течение этих нескольких минут проявляются все признаки инсульта. Важно этот момент не упустить. Больной вызвал «скорую», мы приехали, оказали помощь, сосуды расслабили, кровоснабжение восстанавливается. Но очень часто из‑за скоротечности приступа человек даже не понимает, что с ним произошло. Люди грешат на давление или плохую погоду. Полежат, успокоятся и возвращаются к своим делам. Не обращаются к врачам, не осознавая, что это серьезный предупреждающий знак будущего «большого» инсульта. Мини-инсульт тоже требует лечения в стационаре.
Предвестники «мозговой катастрофы»
— Олег Викторович, как распознать инсульт?
— Возникновение геморрагического инсульта сложнее прогнозировать. Все, как правило, происходит быстро: голова закружилась, человек потерял сознание, упал, глубокая мозговая кома. А наступление ишемического инсульта можно определить по таким проявлениям: нарушение речи — пытаетесь говорить, а такое ощущение, будто камушки во рту, говорите медленно, дикция нарушена. Поэтому инсульт можно спутать с опьянением. Нарушение мимики — перекосило половину лица. Нарушение двигательных функций — одна из конечностей поднимается ниже, и чувствительность нарушена в левой или правой половине тела.
— Непривычные ощущения должны быть во всей половине тела или, допустим, ты чувствуешь, что с одной стороны у тебя онемела рука или щека?
— Если у человека немеет только рука или щека, то в ста процентах случаев надо исключить остеохондроз. Это признаки неврологической патологии. А вот когда начинает неметь вся половина тела, нарушается двигательная функция и руки, и ноги, то можно говорить об остром нарушении мозгового кровообращения. Могут начаться еще и судороги. Иногда перехватывает горло — человек глотнуть не может. Жар в одной половине тела. А предвестником может быть высокое артериальное давление.
«Лучшее средство от инсульта — здоровый образ жизни и движение, — говорит Олег Шульга. — Сегодня по моей спортивной внешности не скажешь, что еще недавно мой вес был 124 кг. Уже через три месяца после того, как я кардинально изменил питание и занялся кроссфитом, сбросил 30 кг, у меня в лучшую сторону изменились состав крови и кардиограмма».
У нас был случай: приехали мы на вызов к 55‑летней женщине: шла с работы по улице — и вдруг стало плохо, все загорело внутри. Муж домой завел, усадил ее в кресло поудобнее, вызвал «скорую». Мы измеряем давление — 290! А она сидит, с нами разговаривает, асимметрии лица нет, девиации языка, то есть отклонения вправо или влево от средней линии, нет. Мышечная сила с двух сторон тела одинаково сохранена — женщина сидит, руками и ногами спокойно двигает. Ну, чуть‑чуть подташнивает ее. Налицо все признаки гипертонического криза. Мы снизили давление, ей легче стало, она попросилась в туалет. С поддержкой мужа больная потихоньку встает, делает шаг — и тут вижу: а одна нога у нее подгибается. Меня даже в холодный пот бросило! Потому что я понимал: если бы женщина не встала, я мог инсульт пропустить. Конечно, мы бы ее в любом случае повезли в больницу: высокое давление, тяжело снижалось, но от правильной постановки диагноза зависит тактика действий врача при оказании помощи.
Ошибки первой помощи
— Давайте рассмотрим такую ситуацию, — предложил Олег Шульга. — Человеку стало плохо на улице или в подъезде, он потерял сознание и упал. Что обычно прохожие делают? Стараются приподнять упавшему голову, подложив под нее что‑нибудь. И это первая ошибка. У меня в практике был случай. У женщины случился геморрагический инсульт, упала на улице. Прохожие положили ей большую сумку под голову, чтобы на холодном асфальте не лежала, но тем самым они только сделали хуже — передавили горло. «Скорая» приезжает, а больная уже не дышит.
«Желательно, чтобы больной попал в специализированное отделение, оборудованное необходимой диагностической аппаратурой. Нужно сделать КТ. Без этого определить, какой именно инсульт атаковал человека — геморрагический или ишемический, невозможно. По результатам диагностики определяют и тактику лечения, которая у двух основных разновидностей инсульта абсолютно разная».
— А что правильно делать в таких ситуациях?
— Нужно набок повернуть человека, а голову слегка откинуть назад. Можно положить что‑то небольшое и мягкое, но только уже в положении на боку. Тогда он точно не задохнется. Даже если начнется рвота, что бывает при инсультах. Можно еще нижнюю челюсть чуть‑чуть вперед выдвинуть. Все — язык не западет. Элементарно. Во время судорог, сопровождающих не только эпилептические припадки, а иногда и геморрагический инсульт, нельзя запихивать в рот человеку никаких ложек, вилок, палок, а тем более пытаться разжать зубы ножом. Такие случаи тоже бывают. Это еще одна грубейшая ошибка. Ничего, кроме сломанных зубов, не будет. Судороги — это приступообразное, непроизвольное сокращение мышц в результате их перенапряжения. А язык — мышечный орган, и во время судорог он запасть не может, поскольку тоже напряжен. После прекращения судорог нужно повернуть человека или его голову набок и зафиксировать в таком положении до приезда медиков.
Можно ли доверять электронным тонометрам
Мой знакомый возмущается: измеряет электронным прибором давление дома —160/90, а в поликлинику приходит — 200/100. И так было не раз.
— Электронные тонометры — это отдельная больная тема. Расхождения бывают просто ужасные. Как в том самом случае с женщиной, о которой я рассказывал. Дома электронный тонометр у нее показывал 150 верхнее давление, а мы измерили — 290! Иногда тонометр показывает 200, а на самом деле верхнее давление у человека 90, и он его еще снижать начинает. С подобными ситуациями я на каждом вызове сталкиваюсь, — говорит опытный врач скорой помощи. — Пусть представители торговых компаний поспорят со мной, но я еще не встречал ни один электронный тонометр, соответствующий механическим, которыми мы, врачи, пользуемся и ежемесячно проверяем.
Мой совет: купите домой обычный механический тонометр, научитесь им пользоваться и периодически носите в медтехнику проверять.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии