На последнем «Золотом глобусе», который считается своеобразной репетицией перед «Оскаром», номинаций у фильма Лантимоса было в два раза меньше, а победа и вовсе одна. Награду за лучшую женскую роль получила Оливия Колман, сыгравшая королеву Анну, на которой закончилась вековая, правда прерывистая, монополия Стюартов на английский престол. В этой же номинации актриса будет бороться и за голоса киноакадемиков. А вот Рейчел Вайс и Эмме Стоун предстоит конкурировать в категории «Лучшая женская роль второго плана». Сложно представить, каким образом происходило это распределение — разве что по чисто королевскому признаку, — потому что на самом деле в «Фаворитке» три равноправных главных роли. Вайс играет Сару Черчилль, герцогиню Мальборо: самую близкую к Анне персону, которая во многом управляет страной за нее. Стоун досталась роль Абигейл Хилл — довольно загадочной с исторической точки зрения фигуры, которую Лантимос превратил в кузину Сары, решившую во что бы то ни стало вскарабкаться из вполне буквальной грязи на вершину жизни. Этот треугольник, который режиссер, отбросив сомнения, делает любовным — не просто центр повествования, а практически оно само. Все, что происходит вне, будь это тори и виги, война и мир, деньги и долги, происходит в мире мужчин.
«Фаворитка» — это размеренный ритм, отсутствие любого экшен, кроме поединков на взглядах и словах, а также действие, заключенное внутри дворца.
Этот мир Лантимос с первых кадров демонстрирует в довольно неприглядном виде и в дальнейшем придерживается выбранного стиля. Напудренные и жеманные особи в дурацких париках занимаются во дворце и его окрестностях черт знает чем: то устраивают бега селезней, за которых болеют так, что вот-вот удар хватит, то кидаются фруктами в обнаженных толстяков. На политику и интриги времени остается немного — тем более что леди Мальборо отдает себе отчет, что ни грамма власти в этом мире уступать нельзя. Колкими фразами и далеко идущими поступками она загоняет правительство в угол с перманентным успехом, а вот опасность, исходящую от простушки-кузины, сумеет разглядеть слишком поздно. Бедствующая Абигейл приезжает к двоюродной сестре, надеясь на любую помощь, и поначалу удостаивается только роли поломойки, над которой с радостью издеваются коллеги менее знатного происхождения. Где-то за стеной Сара решает судьбы Европы — королева Анна испытывает серьезные проблемы с физическим здоровьем, психическое тоже подводит (что совсем неудивительно в случае с женщиной, потерявшей 17 детей). «Фаворитка» — это размеренный ритм, отсутствие любого экшен, кроме поединков на взглядах и словах, а также действие, заключенное внутри дворца: за его пределы камера выбирается крайне редко.
Впрочем, в том, что именно работа Колман считается центральной, есть и справедливость. Ее партнершам несколько проще в своих вполне прямолинейных образах, королева же предстает то глубоко несчастной женщиной, то властной истеричкой, то вообще каким-то шаржем на саму себя, черты которого сильно искажают действительность. Запертая внутри своих покоев Анна переносит подобие так толком и не случившейся материнской любви на кроликов, а политика — что ж, королеве понятно, что ее руки больше не держат в руках все нити, но она старается доверять тем, кого приблизила. С Колман сходит семь потов, иногда кажется, что она переигрывает — впрочем, то же самое в некоторых сценах можно сказать про Стоун, а в одной как минимум — и про Вайс. В обеих фаворитках тоже есть доля карикатурности: Сара на досуге носится с мальчишескими забавами, переодеваясь в мужское платье, Абигейл играет в невинность, устраивая догонялки с приглянувшимся юношей в предельно стереотипизированном лесочке. Лантимос то и дело встряхивает калейдоскоп, чтобы стеклышки сложились в очередную абсурдную форму. И если поначалу зритель просто от души веселится, то вскоре понимает, что юмор здесь граничит с неподдельным безумием — взять хотя бы сцену танца. «Фаворитка» так и идет к финалу, опираясь на главы, на которые ее разбил создатель: то в жар, то в холод.
В визуальном смысле фильм тоже отнюдь не прост, хоть и блуждает по одним и тем же коридорам. Оператор Робби Райан, хорошо известный любителям британского кино, мастерски делает из зрителя случайного соглядатая, простого смертного, который внезапно оказался посвящен в тайны сильных мира всего. Совершенно естественно, что некоторые сцены вгоняют его в смущение — а Лантимос подливает масла в огонь, и из чужих спален мы уходим вместе с теми, кто тоже пришел туда на цыпочках. Впрочем, секреты эти достаточно приземлены, чтобы бежать за помощью к королевским мушкетерам.
Этот фильм войдет в историю как первый выход в народ режиссера, обычно скрывающегося в своеобразной башне из слоновой кости.
Три разные женщины сражаются за свое если не счастье, то хотя бы спокойствие — а в итоге одна из них прямо говорит, что игры были разные. Соответственно, и победительницу выявить сложно: даже Анна, приблизив одну фаворитку и изгнав другую, понимает, что сделала ошибку. Но ни в коем случае не собирается ее исправлять, хоть это ей ничего и не стоит. Окружающий мир и вовсе продолжает жить, кипят сражения за испанское наследство или за что-нибудь еще, скачут всадники во все концы, без сбоев работают бордели, а солдатня все так же груба и невоспитанна. Шипя друг на друга, подсыпая отраву в чашки и сжигая письма, героини так ни на что особенно и не повлияли, хоть и выглядело все так, будто это они переставляют фигурки на карте континента.
В предыдущих своих фильмах Лантимос выдерживал предельную отстраненность от происходящего, призывая зрителя к тому же. Более того, у персонажей в эмоциональном смысле тоже был серьезный дефицит. Именно поэтому «Фаворитка» выглядит как дерзкая выходка, вызов, брошенный автором самому себе. А пока он так развлекался, зрители решили, что перед ними один из лучших фильмов 2018-го. Режиссер, конечно, пользуется фирменными приемами — особенно это касается игры со светом и закадровой музыки, время от времени столь же приятной слуху, как манипуляции соседа с дрелью в утренний час. Но этот фильм войдет в историю как первый выход в народ режиссера, обычно скрывающегося в своеобразной башне из слоновой кости. В конце концов, это история о любви — в какие бы причудливые или отвратительные формы ее не помещал постановщик. «Фаворитка», успешно прикидываясь чем-то вроде гринуэевского «Контракта рисовальщика», всего лишь рассказывает историю о том, как трудно чувствовать в мире, где чувствам нет места, зато каждый готов кинуть яблоко в голого хохочущего мужика. В этом плане фильм Лантимоса выгодно отличается от идущих параллельным курсом «Двух королев»: в нем женщины и мужчины не ущемляют прав друг друга, а просто живут в разных реальностях. Ради этого режиссеру пришлось переписать историю, но оно того стоило.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии