• Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский

Дорога к недрам

При выражении «вода из артезианской скважины» воображение рисует нетронутый источник, затерянный в непролазной тайге. Каково было наше удивление, когда место добычи минералки оказалось в пяти минутах езды от редакции, на первом километре Новотроицкого шоссе! Здесь, на территории группы компаний «Интеграл», легко заблудиться. Количество построек, как и производимых продуктов, велико. Фирма выпускает не только напитки, еще майонез и мороженое.

У питьевой воды своя линия розлива в отдельно стоящем здании. Чтобы попасть туда, мы с фотокором Андреем Ильинским оформили пропуски и облачились в спецодежду — халаты, бахилы и шапочки. Посмотрев в зеркало, еле сдержали смех: на технологах форма сидела как влитая, а мы напоминали два ватных облачка с тюрбанами на головах.

На подходе к производственному цеху нас встретил аппарат, напомнивший Громозеку из «Тайны третьей планеты». «Колокольчик» оказался почти ровесником советского мультфильма. В далеком 1997 году он разливал «Новотроицкую» по бутылкам не без помощи операторов. Сегодня вахту этого музейного экспоната несет современное автоматизированное оборудование. Вода здесь всегда в движении — сначала бежит по трубам, затем попадает в бутылки, и вот уже готовая к употреблению едет на склад по конвейерной ленте. Только от глаз наблюдателя ее передвижения скрыты. Минералка нигде не контактирует с воздухом и человеком.

Вода по счетчику

Фото: Сергей Лазовский

12

месяцев — срок годности «Новотроицкой», если хранить ее в затемненном помещении при температуре от 5 до 20 градусов. От излишнего света микроэлементы могут выпасть в осадок, а от заморозки уйдет газ

В огромную накопительную емкость с глубины 101 метра по трубам каждый день поступает артезианская вода. Находясь между двумя слоями упорных пород, на поверхность она закачивается при помощи глубинного насоса. Но это не значит, что вода бежит из скважины без конца — хоть залейся. Источники артезианского типа, как полезные ископаемые, относятся к национальному достоянию государства. Предприятия, работающие на ценной воде, оформляют лицензии на пользование недрами и устанавливают счетчики. Согласно показаниям, платят водный налог и не могут взять со скважины воды больше, чем им положено.

«Новотроицкая» относится к столовым гидрокарбонатно-натриевым водам с содержанием минеральных солей 300—600 мг/л. На ней можно готовить, кипятить без образования осадка и пить без ограничений.

Помимо питьевой воды, фирма выпускает морс, квас, холодный чай и кофе. Поэтому по соседству была пробита еще одна скважина глубиной 160 метров. Она доставляет воду прямо в цех, где производят сладкие напитки.

К чистоте через фильтры

Фото: Сергей Лазовский

— Отделение водоподготовки — это святое место: ни вам, ни нам туда нельзя, — подводит нас к заветной двери и тут же разводит руками технолог Ирина Трухина. — Туда заходит только оператор, и то по времени.

За два часа до розлива по бутылкам вода проходит несколько степеней очистки. Любители наполнять канистры у открытых ключей и родников удивятся, что только что добытая из скважины вода не готова к употреблению. Зарождаясь на глубине, она содержит в себе множество посторонних примесей, вредных для здоровья.

Первым делом будущая минералка проходит через песочный фильтр, который проводит механическую очистку от грубых взвесей, песка, ила. Дальше поступает в колонну с активированным углем и избавляется от мелких взвесей, бактерий и водорослей. И, наконец, проходит через фильтр тонкой очистки. «Специальные тонко мембранные фильтры до пяти микрон могут удержать клетку микроорганизма!» — удивляют фактами технологи.

На финише вода озонируется, насыщаясь кислородом. Так, «Новотроицкая» сохраняет свой природный минеральный состав. Ее ничем не обогащают дополнительно.

Рождение тары

Фото: Сергей Лазовский

Каждые 3,7 секунды в специальном аппарате рождается новая пластиковая бутылка. Машина выдувает ее из маленькой колбы — преформы — при температуре 220—250 градусов. Здесь жарко, как в бане. Это чувствуется даже по бутылкам. Несмотря на предварительное охлаждение, из автомата они выходят еще тепленькими. Под давлением воздуха готовые бутылки, подвешенные за горлышко, по транспортеру перемещаются в цех.

— Пищевой пластик — это современная упаковка, на нее постепенно переходят производители соков, молока, йогуртов, — поясняет старший мастер производства Елена Костюнина. — Со стеклянной тарой работать сложнее: она может разбиться при транспортировке, больше весит, дороже стоит.

Фото: Сергей Лазовский

Главный автомат производственного цеха похож на большой металлический купол. В нем под монотонный заводской гул, наконец, происходит встреча бутылки с водой. Если готовится газированная партия «Новотроицкой», воду предварительно насыщают углекислотой. В это время бутылка ополаскивается снаружи и изнутри. В чистую тару заливается минералка. Тут же агрегат укупоривает горлышко бутылки крышкой. Рассмотреть весь процесс в деталях получается только с шестого раза. На одну бутылку у моноблока уходит всего 15 секунд! В час он наполняет 8 тысяч бутылок.

Фото: Сергей Лазовский

Сушка феном

Фото: Андрей Ильинский

Отсюда продукт движется по накопительному конвейеру в осушитель. Внутри него работают мощные фены. За несколько секунд бутылка из мокрой превращается в сухую и «едет» за этикеткой. Автомат раскручивает бутылку в танце и быстро оборачивает знакомой глазу голубой наклейкой с куполами. Через несколько метров принтер отпечатывает на ней сегодняшнюю дату.

У каждой партии на производстве проверяют состав воды, внешний вид бутылки, пробки и этикетки.

Глядя на такое количество воды, непроизвольно захотелось пить. Но бутылки ровным строем проплывают мимо нас в термотоннель. Автомат составляет их по шесть штук, оборачивает пленкой. Под действием температуры и вентилятора она усаживается и плотно облегает бутылки. Для удобства аппликатор приклеивает ручки к групповым упаковкам.

Фото: Сергей Лазовский

Отсюда бутылки отправляются на склад. Робот-паллетайзер сдвигает их в ряды и формирует на поддоне. Между этажами бутылок рука робота то и дело прокладывает гофролист.

Фото: Андрей Ильинский

Но тут что-то пошло не так, одна упаковка встала криво. А робот продолжает нагромождение продукции. Когда бутылки начали падать на пол, сработал датчик и загорелась красная лампочка. Это сигнал, что произошел производственный сбой. За считаные секунды оператор на электрокаре примчался с противоположного конца склада и остановил линию.

— Ручной труд никто не отменял, — разводят руками технологи. — Все под контролем человека. Но сформировать такое количество бутылок на поддон вручную было бы очень сложно.

Склад, улица, магазин

Фото: Андрей Ильинский

Покалеченные бутылки тут же отправляются в железную тележку. Сюда попадает и отбракованная оператором тара, которую потом списывают.

80

тысяч бутылок «Новотроицкой» изготавливают за одну смену

Мини-аварию ликвидировали, бутылки аккуратно заполнили все 4 яруса. Поддон развернулся и поехал дальше по роликам. Пара метров — и его уже упаковывают в пленку, будто багаж в аэропорту. Так товар удобнее транспортировать. Оператор на электропогрузчике отвозит поддоны на склад.

— Газированная продукция составляется в два яруса по принципу шахматного порядка, — поясняют специалисты. — Негазированная — только в один ярус, потому что бутылка не такая плотная, не выдержит давления сверху, и горлышки вогнутся внутрь.

Дальше упаковкам «Новотроицкой» прямая дорога в магазины и на предприятия. По подсчетам работников, амурчане чаще покупают газированную минералку, потому что она лучше снимает чувство жажды.

Лаборатория

Фото: Андрей Ильинский

На выходе нам разрешили одним глазком взглянуть на лабораторию. Там все уставлено колбами, мерными стаканчиками и спецоборудованием. В холодильной комнате — множество банок и бутылок с надписями. Здесь ученые не только проверяют состав и качество готового продукта, но и разрабатывают новые рецепты.

— Что пить будете? — считав с наших лиц жажду, с улыбкой спросила инженер Оксана Клещева и откупорила по бутылке лимонада и минеральной воды.

Мы с фотокором не стали отказываться, потому что последние полчаса только об этом и думали. Пол-литровую бутылку минералки на двоих осушили за пару минут.

Картошка и шашлык в пузырьках

«Новотроицкая» продается не только в Приамурье, также в Хабаровске, Биробиджане, Якутии. Вода позиционируется как вкусная, именно так охарактеризовали ее потребители в ходе опросов. На производстве признаются, что держат с покупателями тесную связь. Дальневосточники часто звонят, задают вопросы по использованию воды, хвалят или делятся рецептами.

— Однажды покупатели рассказали, что на газированной «Новотроицкой» просто обалденно варить картошку, — вспоминает старший мастер производства Елена Костюнина. — Мы попробовали, и правда! Теперь только так и делаем. Она разваривается, получается очень нежная и вкусная. А еще они научили нас мариновать в газировке шашлык! Происходит ферментация, мясо насыщается пузырьками углекислоты и размягчается. Потом газики уходят, не оставляя никакого вкуса, и шашлык получается сочным и мягким.



 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

 

Как в воду глядеть: правила выбора и употребления питьевых и минеральных вод

Возрастная категория материалов: 18+