Удержать баланс было непросто. В центре сюжета пребывает юный слон, который, безусловно, феноменален, но человеческими навыками не располагает. Вокруг него пришлось возводить предельно понятную конструкцию из персонажей. Немудрено, что некоторые из них так и не сумели встроиться в историю. Ветеран Первой мировой Холт Фэрриер (Колин Фаррелл) возвращается с полей сражений в родной цирк, где он когда-то был звездой-наездником. Об этом надо бы поскорее забыть — левый рукав рубашки Холта пуст. Дома его ждут двое осиротевших детей — Джо и Милли. Жена Фэрриера, тоже артистка цирка, не пережила эпидемии испанки. Бёртон безжалостно сгущает краски безысходности сразу после веселеньких титров про развеселую жизнь бродячих артистов. Цирк переживает далеко не лучшие времена. Его владелец Макс Медичи (Денни ДеВито) распродает имущество, надеясь, что судьба все-таки пошлет ему козырь, который позволит вдохнуть новую жизнь в довольно унылую труппу. Холта отправляют ухаживать за слонами, в том числе и за Джамбо, которая вот-вот принесет потомство. Пока герой помогает себе и детям погрузиться в еще более глубокую депрессию, на свет появляется будущий Дамбо — неуклюжий слоненок с огромными ушами, который вряд ли способен вернуть цирку Медичи былую популярность. Начинается история о том, что даже уродец способен схватить за хвост американскую мечту и что эта мечта вовсе не самое главное.

Бёртон делает все так, что зрителю хочется бросить в угол 3D-очки и пробраться на ту сторону экрана, чтобы прекратить безобразие.

От сюжета мультфильма Бёртон и сценаристы не оставили камня на камне. В фильм попали только слоненок, его умение летать и зависимость этого умения от пёрышек. В 1941 году для Дамбо и его сородичей цирк был площадкой для успеха, где тебя в любой момент могли сделать главной звездой с прилагающимся голливудским контрактом. В фильме животные — это животные, лишенные всяческих амбиций. Более того, их существование среди людей предстает истинным мучением, а само стремление homo sapiens зарабатывать, показывая друг другу пленных млекопитающих, выглядит как нечто за пределами термина sapiens. Холт не успевает ступить и шагу, как из-за кулисы выскакивает откосивший от мобилизации коллега, отличающийся двумя ярко выраженными качествами — тупостью и жестокостью. Сценарий столь же быстро прихлопывает его, как муху, но зритель успевает понять: мир, в котором оказался Дамбо, никак не назовешь дружелюбным, время готовить носовые платочки. Хорошие люди тоже есть, их больше (хотя насчет улюлюкающей публики уверенно сказать нельзя), но им сложно каждый раз предупреждать гнусные поползновения плохих. Не проходит и получаса, как мать разлучают с сыном, который так отчаянно и тонко трубит в свой маленький хобот, что в зале слышатся громкие всхлипы. Бёртон делает все так, что зрителю хочется бросить в угол 3D-очки и пробраться на ту сторону экрана, чтобы прекратить безобразие.

В силу профессиональных обязанностей персонажам-людям сочувствовать трудно: симпатию вызывают только Фэрриеры-младшие, да и то не всегда. Милли все время впадает в объяснимую, но ненатуральную «взрослость», одергивая и без того придавленного действительностью отца, а Джо вообще превращается в бледную тень, как только оказывается не в одном кадре с Дамбо. Все эти факиры, фальшивые русалки и угрюмые подниматели тяжестей обязательно сыграют свою позитивную роль в этой истории, и ближе к финальным титрам зритель даже проникнется к ним едва ощутимым, но все же теплом. Часть внимания перетягивает на себя неугомонный Медичи. Но здесь в дело идет неугасающая харизма ДеВито, который для этой роли словно хлебнул эликсира молодости. Понимая, что на одном лишь осваивающем азы аэродинамики слоненке далеко не уедешь, Бёртон вводит новых негодяев. Примечательно, что их возглавляет глава местного аналога «Диснейленда» в несколько растерянном исполнении Майкла Китона. Его держит под ручку героиня Евы Грин — французская акробатка Колетт, которая и смотрит надменно, и говорит через губу. А только Холт все равно одинок и против законов жанра тут не попрешь. Так действие перемещается из бродячего цирка в огромный парк развлечений, у положительных героев появляются задачи поважнее и противники поопаснее. Фарриеру приходится вспомнить тактику со стратегией, а зрителю — протереть от слез глаза, чтобы не пропустить зрелищную развязку.  

Держать животных в неволе, заставлять их летать под куполом, кататься на велосипедах и даже просто лежать, грозно открывая пасть — мерзко и недостойно венца творения. Испытывать тягу к подобного рода развлечениям — тоже не очень.

«Дамбо» не претендует на сложность повествования, делая вполне предсказуемые и иногда слишком часто повторяющиеся ходы, но остается приводящим в восторг зрелищем до самого конца. Даже довольно приторный и при этом беспомощный хеппи-энд не вызывает раздражения — его отлично декорирует четко озвученная мораль. Держать животных в неволе, заставлять их летать под куполом, кататься на велосипедах и даже просто лежать, грозно открывая пасть — мерзко и недостойно венца творения. Испытывать тягу к подобного рода развлечениям — тоже не очень. Бёртон намеренно идеализирует животный мир в противовес нашему. И хотя даже скряга-банкир в фильме способен на проявление искренних чувств, это все равно его не оправдывает. Да, участь бородатых женщин, лилипутов и заклинателей змей в этой цирковой чехарде тоже не из самых завидных, но у них есть хоть какой-то выбор. Дамбо, обладающий даром, который ставит его на ступень выше остального слоновьего племени, больше не хочет быть мировой знаменитостью — летать приятнее там, где никто не орет, не кидается помидорами и не требует повторить на бис. Да и те, кто заботился о чудо-слоненке, не стали ему настоящими друзьями, потому что это попросту невозможно.

Эксперты предрекают фильму довольно слабый в сравнении с другими диснеевскими проектами старт, тем более что вектор ожидания публики направлен в сторону предстоящего «Аладдина». Дамбо в этом смысле очень любопытный персонаж. На протяжении многих десятилетий он оставался одновременно общеизвестным и несправедливо забытым. Бёртон сделал все что мог — его волшебства хватило на то, чтобы оживить рисунок и заставить публику полюбить обновленного героя. Но критика не спешит зачехлять орудия, нацеливая их на актерские работы, сценарий и недостаточную глубину персонажей. Так или иначе, «Дамбо» — это работа настоящих мастеров, среди которых и оператор «Стражей Галактики» и «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури» Бен Дэвис, и давний соратник режиссера, знаменитый композитор Данни Элфман. Фильм дает возможность вволю посмеяться, а уж для слез здесь абсолютно неограниченное пространство. Если бы за трогательность давали «Оскар», у летучего слоненка с огромными ушами не было бы конкурентов. Как и среди претендентов на награду за отвагу.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.