Рассказы о Геральте, охотнике на разнообразных полуфольклорных чудищ, польский писатель Анджей Сапковский начал сочинять еще в 80-х годах прошлого века. С тех пор герой разрозненных коротких историй обзавелся полноценной литературной сагой, серией компьютерных игр и одной экранизацией, о которой принято вспоминать с легким смущением. Вести о новом киновоплощении ведьмака публика восприняла с энтузиазмом, активно обсуждала назначение англичанина Генри Кавилла на главную роль и вообще вела себя достаточно нетерпеливо. Премьера привычно разделила аудиторию на несколько лагерей: критики публикуют свои многочисленные придирки, зрители ставят сериалу высокие оценки в интернете, фанаты требуют не отдаляться от первоисточника, а те, кто вообще ничего не слышал о персонаже книг и игр, просят объяснить, что вообще происходит. «Ведьмак» получился максимально противоречивым — проект пытается одновременно выстраивать на экране вымышленный мир (по традиции он сильно смахивает на средневековую Европу) и сохранять темп «одна серия — одна история», совмещать в себе немыслимую жестокость и сказочную наивность, дразнить перспективами и путешествовать во времени. При этом у сериала нет столь мощного базиса, каким располагала «Игра престолов» — так что, пожалуй, мы о ней в этом тексте и вовсе больше не будем упоминать.
В отличие от древних греков, в своей истории создатели «Ведьмака» заходят гораздо дальше, прямо объявляя людей самыми страшными из чудовищ.
«Ведьмак» Сапковского — это вполне традиционное фэнтези со всеми присущими ему жанровыми недостатками вроде непременных роялей в кустах, богов из машины и, конечно, единоличного главного героя. Из-за того, что без Геральта повествование теряет всякий смысл, страдает и сериал — режиссеры так и норовят вставить момент-другой, когда персонажу грозит смертельная опасность, операторы наводят объективы на клинок у его горла, а монтажеры тут же тушат свет. Но зритель прекрасно понимает, что за этим последует либо волевое, либо чудесное спасение. Мир, в котором живет и выживает ведьмак, полон опасностей и не предоставляет никакой уверенности в завтрашнем дне. Чтобы сразу убедить нас в этом, создатели сериала стартуют прямо со схватки Геральта с паукообразной кикиморой в неуютном болоте. Такая уж у нашего мутанта (об этом лучше что-нибудь прочитать предварительно) работенка — истреблять монстров за валюту. Собственно, этим, а не только именем, он похож на мифологического Геракла, да и работодатели в обоих случаях часто ведут себя самым неподобающим образом. В отличие от древних греков, в своей истории создатели «Ведьмака» заходят гораздо дальше, прямо объявляя людей самыми страшными из чудовищ: мысль не самая оригинальная и довольно сомнительная, хотя хороших ребят в этой вселенной действительно немного.
Параллельно развиваются еще две сюжетные линии: одна про принцессу без королевства, другая — про ведьму без жизненных иллюзий. Рассказывать об этом подробно нет никакого смысла. Миновав завязку, в которой, кстати, состоялась самая эффектная на ближайшие четыре серии схватка, «Ведьмак» углубляется в сложные для восприятия внутренние противоречия. Их усугубляют несколько факторов — от уже упомянутого жонглирования временными линиями до необъяснимой тяги создателей сериала раз за разом вставать на сказочные рельсы. Тут вам и многочисленные балы с дурацкими плясками, и синхронное превращение чудовищ в красавиц, и королевские свадьбы, и башни злых волшебников. Каждый раз, когда очередной проклятый принц с головой ёжика бесцеремонно врывается в действие, «Ведьмака» выбрасывает из так старательно создаваемого им мира крови, грязи и выпотрошенных утроб. Отдельного рассмотрения заслуживает школа для чародеек: этакий Хогвартс для плохих девчонок, которыми руководит безжалостная училка, готовая за малейшую провинность почти буквально превратить воспитанницу в червяка. В образовательном учреждении есть даже распределение, а после долгих месяцев боли и унижения наступает выпускной, и он сопровождается сами угадайте чем.
Сценарий ведет главного героя и главных героинь к непременному воссоединению — вот только дожидаться его не очень-то хочется, в одиночку ведьмак явно справляется гораздо лучше.
Как главная надежда и опора проекта, Генри Кавилл старается изо всех сил. И где-то к третьей серии его персонаж становится более или менее понятен даже незнакомому с первоисточником зрителю. Геральт в меру циничен и в меру благороден, как и положено по статусу, он знает цену своим навыкам и остро нуждается в деньгах, но то и дело отказывается от вознаграждения во имя принципов. Вскоре эта сопряженная со смертельным риском благотворительность начинает раздражать. На пути герою попадаются сплошь принцессы да княжны, однако он не против и мимолетных встреч с распутными девицами, которых средневековый уклад жизни производит в изобилии. Подобно говардовскому Конану, ведьмак всеми силами старается избегать политических разборок. Как мы помним, легендарного киммерийца эта аполитичность в итоге привела на трон, а Геральт уже в первом сезоне занимает на пиру местечко рядом с королевой. А еще герой-одиночка совершенно лишен права самостоятельно распоряжаться своей жизнью, потому что на роду написано, магией подкорректировано и вообще всем управляет Предназначение — хоть ёжиками, хоть мутантами. Сценарий ведет главного героя и главных героинь к непременному воссоединению — вот только дожидаться его не очень-то хочется, в одиночку ведьмак явно справляется гораздо лучше.
Создатели сериала изрядно потрудились, воссоздавая книжный бестиарий на визуальном плане: все эти когтистые после проклятия принцессы и беспощадные тараканы размером с пони выглядят действительно впечатляюще. Но встроить их в общий мир — задача почти нерешаемая, ведь для общества монстры — досадный сбой в программе, и каждое их появление становится из ряда вон выходящим событием. Объяснить же толком, чего там не поделили люди и эльфы, какое царство право, а какое виновато, и почему простолюдины, рискуя здоровьем, постоянно норовят оскорбить Геральта, «Ведьмак» не успевает. Зато успевает уже к середине сезона устроить нагромождение из таинственных лесов, магических телепортов и персонажей, которым только предстоит заявить о себе. Чтобы все это увязать в действительно перспективную историю, нужно, наверное, поскорее отложить в сторону сборник сказок: правила, которые в них действуют, очень плохо работают в жестоком реалистичном мире. В нем есть место только чудовищам, без которых неинтересно станет уже самому главному герою. Публика уже привыкла к бескомпромиссным зрелищам — так что демонстративные оплакивания павших прямо в пылу битвы смотрятся слишком смехотворно, а пафосная музыка уместна лишь там, где уместна. И ради бога, хватит копировать сцены из того самого сериала, о котором мы обещали больше не говорить.
Возрастная категория материалов: 18+
Что-то рецензент всё больше превращается в нудящего дедка на завалинке. Если ранние отзывы на фильмы были фееричны, саркастичны, приправлены авторским юморком, то уже свежие рецензии создают впечатление, что человек устал.
— Ленин