В первых сериях «Чужак» не напрямую, но все же цитирует один из главных хитов HBO — от «Настоящего детектива» здесь не только жестокое убийство ребенка в самой завязке, но и многие визуальные приемы. Исполнивший одну из центральных ролей актер Джейсон Бейтман выполнил в этих эпизодах и обязанности режиссера — по всей видимости, комедийным жанром исполнитель утомился окончательно. Это, кстати, вовсе не дебют. В постановке Бейтман пробует себя еще с прошлого века, однако именно в новом проекте он окончательно развязывает руки собственному внутреннему художнику. Из-за этого повествование иногда отчетливо страдает. Особенно, когда режиссер увлекается чередованием безмолвных сцен, сопровождаемых плохо усваиваемым саундтреком. Зато со своей ролью Бейтман справляется блестяще. Как и в романе, его герою отводится довольно немного времени, чтобы как следует раскрыться, но в итоге все получается наилучшим образом. Терри Мейтланд, всем известный житель небольшого городка, детский бейсбольный тренер, семьянин и вообще идеальный американец, в один момент теряет все эти трудом заработанные статусы. Теперь он подозреваемый в преступлении, которое слишком тяжело для человеческого понимания, чтобы кому-то всерьез хотелось разбираться в обстоятельствах.
Сериал берет из первоисточника все, что нужно для по-настоящему притягательной истории, экономя при этом время на пространных объяснениях.
Шерифу города Ральфу Андерсону (Кинг опять не удержался от соблазна оставить в тексте пару-тройку отсылок к своим давним произведениям) вовсе не хочется верить в способность давнего приятеля совершать столь чудовищные поступки. Но убийца как будто нарочно сделал все, чтобы развеять любые сомнения по поводу его личности: отпечатки, свидетели, записи с видеокамер, на которые Мейтланд в тот вечер буквально позировал. И все же дело, как выясняется, будет очень непростым. Прибывший в город адвокат Терри мгновенно доказывает, что его подзащитный во время совершения убийства находился за сотню километров от дома, да еще и в присутствии десятков людей, готовых подтвердить его алиби. Видеозаписи свидетельствуют о том же: выходит, что один и тот же человек одновременно существовал в двух совершенно полярных ипостасях. Пока все это выясняется, случившееся постепенно разрушает спокойную провинциальную жизнь, и далеко не все смогут уцелеть в потоке этих безрадостных перемен.
«Чужак» — это классический «поздний Кинг». Писатель связывает роман общим персонажем с трилогией «Мистер Мерседес», а антураж преспокойно заимствует у самого себя. Уютных городков, облюбованных беспощадным и труднообъяснимым злом, в творчестве «короля ужасов» предостаточно, так что и воссоздать атмосферу для него не составляет особенного труда. Сериал берет из первоисточника все, что нужно для по-настоящему притягательной истории, экономя при этом время на пространных объяснениях: в том, что представляют из себя персонажи, придется разбираться последовательно. Шериф находится в перманентной депрессии из-за личной утраты; прокурор пытается балансировать между карьерой и нежеланием прослыть окончательной сволочью; жена подозреваемого учится самостоятельно выживать в крайне враждебной среде. Удачный подбор исполнителей сглаживает эффект недосказанности, и даже совсем неправдоподобные сцены вроде обыска в доме Мейтландов укладываются в общую атмосферу. Создатели «Чужака» умело играют с безжизненными цветами, иногда, впрочем, перебарщивая с темнотой. В конце концов, криминалисты могли бы и включать свет, изучая улики по самому громкому делу в городской истории.
«Чужак» вслед за дилогией «Оно» задает высокую планку. Робкие попытки вроде последней версии «Кладбища домашних животных», как стало понятно, зрителю не нужны.
Но зритель пока доволен. Американская аудитория и вовсе оценила проект выше «девятки». Впрочем, этот показатель может начать снижение после того, как детектив превратится в опасные приключения охотников за неведомым. Имя Кинга в титрах гарантирует, что объяснение случившемуся в первых сериях будет отнюдь не самым разумным. Значит, перед режиссерами стояла непростая задача плавно перевести историю из реальной плоскости в иррациональную. Насколько это им удалось — покажут следующие эпизоды. Скажем только, что в романе очень много пространства отведено попыткам персонажей убедить самих себя в существовании того, чем обычно пугают друг друга подростки, рассказывая страшилки в темноте. И все же даже по стартовым сериям видно, что создателям «Чужака» удалось то, на чем провалились авторы многосерийных проектов «Мгла» и «Касл-Рок»: без очевидных потерь перенести на экран произведение автора, которого много лет несправедливо считают скорее выдумщиком, нежели литератором. Новый сериал не пробуксовывает в главном — в нем отсутствуют лишние персонажи, многократно использованные шаблоны и стремление острить там, где это решительно неуместно. Благодаря этому зритель получил уверенную экранизацию, а не очередную попытку показать мэтру, «как надо».
Кадр из сериала «Чужак».
Вспыхнувшая несколько лет назад в Голливуде мода на Стивена Кинга не сбавляет оборотов. Сейчас на той или иной стадии находятся около сорока проектов, основанных на его творчестве. Студии готовы работать с еще не охваченным кинематографом материалом и переснимать все, что уже было снято. «Чужак» вслед за дилогией «Оно» задает высокую планку. Робкие попытки вроде последней версии «Кладбища домашних животных», как стало понятно, зрителю не нужны. А если ненадолго забыть об одном из самых популярных писателей на планете, не думать о потусторонних силах и не ждать леденящего ужаса, можно рассмотреть в сериале простую и понятную мысль. Она о цене, которую мы платим за собственные ошибки, и о цене, которую за них платят другие. Конечно, вокруг происходит бесконечное сражение добра со злом, о котором люди на протяжении многих веков постоянно напоминают друг другу. Но это вовсе не означает, что не нужно смотреть под ноги и тщательно отмерять, прежде чем отрезать.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии