Самый крайний север
— Александр Александрович, год назад название Министерства по развитию Дальнего Востока дополнилось ещё двумя словами — «и Арктики». Как вы восприняли решение, добавить в вашу зону ответственности ещё одну не самую простую территорию?
— Части северных территорий нашей страны и раньше были в нашем ведении: Чукотка и несколько улусов Якутии находятся за полярным кругом. Теперь же мы отвечаем за развитие всей российской Арктики. Безусловно, это большая ответственность прежде всего за судьбы людей. Это 2,5 миллиона человек, которые живут в суровом климате. И надо сделать так, чтобы качество жизни было достойным. В то же время новые полномочия — это аванс доверия Президента страны, это значит, что нам удалось кое-чего добиться для Дальнего Востока и нужно все знания, опыт применить для северян. Нам необходимо это доверие оправдать.
— На каком уровне социально-экономическое развитие Арктики по сравнению с регионами ДФО и центральной России?
— Хочу подчеркнуть, что Арктика Арктике рознь. Мурманская и Архангельская области, Ямало-Ненецкий автономный округ — совсем не то же самое, что, например, Чукотка. Конечно, они более развиты, чем иные регионы Дальнего Востока, а ЯНАО и вовсе один из лидеров страны.
«На Арктику приходится почти 10% всех инвестиций в российскую экономику. Но при всех её богатствах, здесь в целом довольно низкое качество жизни».
Арктическая зона дает большой вклад в развитие всей страны: 83% всего российского газа и 17% всей нефти добывается именно здесь. На этот регион приходится почти 10% всех инвестиций в российскую экономику. И при всех богатствах в Арктике в целом довольно низкое качество жизни. Ниже продолжительность жизни, выше смертность трудоспособного населения, высокий уровень безработности, не хватает школ, больниц, детских садов, спортивных комплексов, низкая плотность транспортной инфраструктуры. Реальность такова, что, с одной стороны, регион вносит серьёзный вклад в экономику страны, а другой — состояние социальной сферы, которая формирует качество жизни человека, очень плохое.
— Почему такая богатая территория так отстаёт?
— Почему так произошло? Арктическая зона РФ — это слабозаселенная территория, и десятилетиями её финансирование осуществлялось по остаточному принципу. Строить новые школы, больницы, дороги здесь гораздо дороже в силу климатических условий, но ко всем регионам применяется единый подход при распределении межбюджетных трансфертов. Например, норматив оснащения стоимости одного учебного места – 137 тысяч рублей. То есть и для Москвы, и для арктической Чукотки цена одна! То же самое и с дорогами — что в Якутии строить, что в Сочи. Немыслимая ситуация.
Кроме того, если мы говорим о природных богатствах Арктики, то нужно понимать, что большая часть их находится в труднодоступных местах, где нет дорог, энергосетей, трудовых ресурсов. Разработка таких месторождений — дело очень дорогое, необходимо искать способы, инструменты, чтобы природные запасы работали на регион. Вот это и есть наши главные задачи — ликвидирование разрыва между уровнем жизни арктических территорий и других регионов страны, а также подъем экономики этих территорий.
Что нужно Арктике
— На какие проблемы в первую очередь необходимо обратить внимание?
— Надо приводить в порядок социальную инфраструктуру. Арктика очень урбанизирована, 90% населения живет в городах. Вот на них-то и нужно концентрироваться. Модернизировать медицину, образование, дороги, коммунальные сети, общественный транспорт. Важнейшая задача — обеспечить доступность качественной медицины и образования в каждом населенном пункте. Здесь, конечно, помимо строительства и модернизации уже существующей системы необходимо использовать возможности современной телемедицины и дистанционного образования. Необходимо создавать стимулы для привлечения врачей и учителей.
«Малая авиация — первое, что необходимо сделать для северных территорий, где низкая плотность населения и кое-где просто нет дорог»
Другая приоритетная задача — обеспечить круглогодичную транспортную доступность территорий. Конечно, связать такую огромную малозаселенную территорию дорогами сразу невозможно. Но вот обеспечить посадочные площадки для малой авиации в каждом населенном пункте — вполне посильная задача. Также Президент РФ поручил проработать вопрос о создании дальневосточной авиакомпании, которая бы использовала воздушные суда российского производства, и конкретно стоит задача по запуску серийного производства самолета «Байкал» на основе прототипа ТВС-2ДТС. Эта машина как раз приспособлена к суровым условиям севера, может садиться на грунтовые площадки.
И третья задача — обеспечить широкополосным интернетом все арктические регионы. 21 век уже давно на дворе, а люди кое-где до сих пор не имеют связи с миром. Как вы понимаете, это верхнеуровневые задачи, которые делятся на сотни, а то и тысячи мелких задач.
Газ, нефть и Северный морской путь
— На какие точки роста можно опереться, планируя развитие территории?
— Необходимо создавать производства с достойной зарплатой. Это ключевое — повысить доходы людей. Да, сегодня зарплата в Арктике выше, чем в большинстве регионов России, но и жизнь здесь несравнимо дороже. Новые производства — это ведь еще и налоги, которые пойдут на развитие социальной инфраструктуры. Для этого надо вводить новые месторождения, в том числе газа и нефти.
Именно благодаря Арктике наша страна в ближайшие 15 лет может стать одним из крупнейших экспортеров сжиженного природного газа в мире. По разным оценкам, регион может давать в год минимум 90 миллионов тонн. А это очень большой вклад. Сейчас единственный крупный проект в Арктике — «Ямал СПГ» НОВАТЭК — дает порядка 16,5 миллиона тонн в год, и только строится второй завод «Арктик СПГ-2».
Кроме того, мы должны понимать, что продукцию новых производств нужно как-то вывозить к потребителям. И это не только сжиженный природный газ. Значит, будет развиваться Северный морской путь. По итогам 2019 года его грузооборот уже составил 30 миллионов тонн при плане 26 миллионов, это абсолютный рекорд. За год этот коридор нарастил почти 50 процентов!
«Благодаря Арктике Россия в ближайшие 15 лет может стать одним из крупнейших экспортёров сжиженного природного газа в мире».
— Северный морской путь — один из ключевых проектов. Президент РФ поручил к 2024 году довести объём перевозок до 80 миллионов тонн в год. Что для этого предстоит сделать?
— Хочу подчеркнуть, что именно развитие Северного морского пути во многом определяет развитие всей Арктической зоны России. План развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года утвержден. То, о чем вы говорите — это только первый его этап. Всего их три.
80
иллионов тонн должны перевозить по Севморпути к 2024 году, 120 миллионов — к 2030, и 160 миллионов тонн — к 2035 году.
Первый — до 2024 года — это развитие инфраструктуры для вывоза прежде всего сжиженного природного газа. Задача второго этапа — до 2030 года — обеспечить круглогодичное судоходство в восточной части Северного морского пути. И третий этап – до 2035 года — начало эксплуатации Севморпути как транзитного коридора не только для российских, но и международных грузов, в первую очередь — контейнеров.
Но для того, чтобы Северный морской путь стал конкурентноспособным транспортным коридором, предстоит еще очень большая работа. В первую очередь, необходимо обеспечить безопасность мореплавания, здесь речь идет и о навигации, и о сборе качественных гидрометеорологических данных. Круглогодичность можно обеспечить только при наличии ледокольного флота, который сможет сопровождать суда с коммерческой скоростью в Восточной Арктике. Группировку из трех ледоколов «Лидер» планируется создать с 2027 по 2033 годы.
123
лицензии на добычу полезных ископаемых выдано в 2019 году, это в полтора раза больше, чем годом ранее.
В этом году мы вместе с «Росатомом» будем готовить технико-экономическое обоснование для создания арктической контейнерной линии, которая будет курсировать между двумя портами-хабами. Нам предстоит понять, где именно они будут находиться. Линия может быть запущена только в 30-х годах, когда сообщение по Северному морскому пути станет круглогодичным. Пока же, в течение 10 лет коридор будет работать на потребности наших российских перевозчиков, которые работают в Арктике.
Куда идёт север
— На каком этапе разработка стратегии развития арктической зоны России до 2035? Какие меры поддержки туда включены?
— Разработка стратегии находится уже, можно сказать, на финишной прямой. Мы рассчитываем завершить согласование документа в течение двух месяцев. И в развитие этих документов будет принята новая государственная программа развития Арктической зоны. Именно в ней уже появится первый набор бюджетных механизмов поддержки как частных инвестиционных проектов, так и тех территорий, которые будут их привлекать.
Хочу напомнить, что стратегия готовилась, что называется, с земли. С широким участием самих северян, властей арктических регионов, научного сообщества, экспертов.
650
пожеланий в стратегию развития Арктики внесли северяне
В нашей Стратегии учтены особенности и преимущества каждого арктического региона. Так, например, развитие Мурманска связано с тем, что здесь находится единственный незамерзающий порт в Арктике. Он может стать одним из хабов Северного морского транспортного коридора. Драйверами развития Ненецкого автономного округа, кроме минерально-сырьевых центров, станут проекты «Печора СПГ» и порт «Индига». Важнейшим проектом для Чукотки является разработка Баимского медно-порфирового месторождения. Кроме того, мы поддерживаем инициативу Чукотки о создании арктического университета, который бы мог при помощи дистанционных технологий заниматься местными исследовательскими программами.
— Что уже получилось сделать за минувший год?
— Сделан важнейший этап работы — подготовлена нормативная база. Напомню, работа на Дальнем Востоке именно так и начиналась. Сейчас уже 46 законов работают на развитие региона. Так вот, в Госдуме РФ сейчас идет рассмотрение пакета законопроектов о преференциях для инвесторов в Арктике. Уже принят в первом чтении проект федерального закона, предусматривающий поправки в Налоговый кодекс РФ. В начале марта состоится второе чтение. Документ предусматривает применение пониженной ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на новых морских месторождениях углеводородного сырья, расположенных на 50 и более процентов своей площади в море. Это 5% для нефти в течение 15 лет с начала промышленной добычи, дата которой приходится на период не ранее 1 января 2020 года.
«Новые меры поддержки бизнеса в Арктике должны заработать летом»
Кроме того, для проектов в сфере производства сжиженного природного газа и газохимической продукции предполагается ввести нулевой НДПИ в течение 12 лет при добыче газа в Архангельской области, Коми, Якутии, Красноярском крае, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах. Для создания новой нефтяной провинции на Чукотке, севере Красноярского края и Якутии предполагается применение нулевого НДПИ в течение первых 12 лет, затем, начиная с 13 года по 17 год эксплуатации — поэтапный выход на полную ставку.
Основный же пакет законопроектов, куда входят ещё три документа, направленные на формирование общих мер государственной поддержки предпринимательской деятельности в Арктике, депутаты начнут рассматривать в марте. Первое чтение в Государственной Думе РФ намечено на 12 марта. Создаваемые благодаря принятию пакета законопроектов меры поддержки бизнеса в Арктике должны заработать летом.
2
миллиона рублей подъёмных получают переезжающие в Арктику врачи
— Какие-то меры уже действуют?
— Введен заявительный принцип на месторождения со всеми типами прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемы, в 1,5 раза снижена начальная стоимость участков недр с твердыми полезными ископаемыми в Арктике. В результате количество выданных лицензий на разведку и добычу выросло в 1,5 раза! С 83 — в 2018 году до 123 — в 2019. В свою очередь, это повысило интерес инвесторов к освоению целого ряда месторождений с общим объемом 85,8 миллиарда рублей.
— Какие есть возможности для поддержки жителей?
— Отдельно стоит задача по налаживанию эффективной системы северного завоза. Сейчас мы начинаем реализацию пилотного проекта в Якутии — создание сети торгово-логистических центров, где будет продукция аккумулироваться и затем распространяться по приемлемым ценам. По примеру Дальнего Востока нам удалось добиться того, что в два раза, то есть до двух миллионов рублей, увеличен размер подъемных для переезжающих в арктические территории врачей.
К работе над развитием региона подключились наши институты развития — Фонд развития Дальнего Востока может направить туда до 15 миллиардов рублей из имеющихся средств. Сейчас наше Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике рассчитывает кадровую потребность в специалистах для арктических территорий. Также оно начало работу над созданием системы преференций для людей, решивших переехать в эти регионы.
Первый арктический ТОР
— Есть планы по созданию территории опережающего развития «Столица Арктики». Известны ли потенциальные инвесторы?
— Проект постановления Правительства РФ о создании ТОР «Столица Арктики» в Мурманской области вынесен на общественное обсуждение. На этой площадке заявились пять крупных инвесторов.
1 813
новых рабочих мест будет создано в ТОР «Столица Арктики»
Это ООО «НОВАТЭК-Мурманск» с проектом строительства центра крупнотоннажных морских сооружений, ООО «Морской торговый порт «Лавна», который хочет строить современный угольный терминал, ООО «Порт Лиинахамари» с проектом курортного комплекса на Кольском полуострове, в перспективе сюда будут заходить круизные суда, ООО «Морской терминал ТУЛОМА» с проектом строительства терминала минеральных удобрений в порту Мурманск и Корпорация развития Мурманской области с инициативой создать международный культурно-деловой центр.
Реализация только этих проектов даст возможность создать не менее 1813 рабочих мест. Поступления в бюджет от налогов с 2020 по 2035 годы составят почти 56 миллиардов рублей. И это только якорные инвесторы — мы рассчитываем на появление здесь в том числе и сопутствующего мелкого и среднего бизнеса, который будет выполнять часть заказов для крупных игроков.
«На российском Севере всегда жили и будут жить люди»
— Неполиткорректный вопрос: не проще ли оставить север вахтовикам, а жителей переселить в более теплые и менее проблемные регионы?
— Это очень непростой вопрос, на российском Севере всегда жили и будут жить люди, и не каждый хочет куда-то уезжать. В первую очередь, возьмём коренные народы, которые тысячелетиями здесь занимались хозяйствованием. Нам важно помочь им сохранить свою культуру, создать достойные условия для жизни. Также достаточно и тех, кто просто любит свою землю и не мыслит жизни где-то еще. Всё невозможно заменить вахтовиками. В Арктике живет всего 2,5 миллиона человек, и мы обязаны сделать всё, чтобы качество жизни было достойным.
— Вы сами, когда вы впервые побывали в Арктике, что почувствовали, какие остались впечатления?
— Первое, что поражает — природа. Северная, суровая красота. Вы знаете, я рос на Сахалине, много лет прожил в Амурской области — меня сложно удивить природой. Но в Арктике она особенная.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии