Гречиха сдалась, а соя показала характер
— Виталий Евгеньевич, в этом году испытывала на прочность не только погода, но и пресловутая пандемия. А АПК ведь такая отрасль, которая не может целиком уйти в цифру, на электронные платформы. Соя и пшеница растут на земле… Как прошли в этом году обе кампании — посевная и уборочная? Как сработал ваш менеджмент? Ведь именно весной и начались карантины, ограничения…
— Вот как раз с весной все было в полном порядке. Подготовка к посевной кампании начинается, как правило, заранее, еще зимой. Поэтому посевная шла по графику, семенной фонд, техника, ГСМ, удобрения — все было готово своевременно, а главное — погода благоприятствовала. Когда начались ограничительные мероприятия, мы проанализировали ситуацию: сотрудников старше 65 лет у нас в коллективе нет, отправлять людей на «дистанционку» или самоизоляцию необходимости не возникло. Сама технология работы в поле никаких препятствий и угроз не создает. Механизаторы и водители работают в кабинах по одному, средствами защиты, санитайзерами, масками всех снабдили в достаточном количестве, как положено. Проблемы начались летом.
— Пошли дожди?
— Они самые. С середины лета начались затяжные дожди, это привело к переувлажнению почвы на некоторых участках. Хотя со структурой почвы нам повезло — наши поля в основном песчаные, но перепало, что называется, от соседей: вся «лишняя» вода пришла от них к нам. А это, естественно, не могло не отразиться на результатах. Сою, как и планировали, засеяли на 3 500 гектарах, но 700 га ушли под воду. На данный момент уборочная еще продолжается.
— Зерновые тоже попали под раздачу?
— К сожалению, да, особенно жаль гречиху. На нее у нас были большие виды — планировали посеять 200 гектаров. Но из-за того, что и в прошлом году часть полей, запланированных под сою, попала под переувлажнение, пришлось лучшие участки отдать ей. А гречиху опять пришлось сеять на проблемных участках. Скосить-то скосили часть урожая, но не обмолотили ни одного гектара. Печальная ситуация. Аналогично по зерновым: сезон сырой, во время уборки часто шли дожди, не дали собрать нормальный урожай. Поэтому следующую посевную кампанию планируем с учетом нынешней ситуации, в начале осени уже было ясно, что семян у нас недостаточно, семенной фонд собственными резервами сформировать будет проблематично, поэтому еще в сентябре начали работу с поставщиками, заключали договоры. Но (улыбается) не все так печально в нашем королевстве. Удалось увеличить урожайность сои.
— То есть невзирая ни на что? Ни на дождь, ни на влагу?
— Да. В этом году мы несколько изменили схему подкормки — сделали акцент на листовую, то есть внекорневую. Соя — культура, очень отзывчивая на качественное питание, а внекорневое питание легко усваивается растением и намного эффективнее, чем вещества, поступающие из почвы. Что мы и наблюдаем на наших полях. В результате вышли на урожайность 16 центнеров с гектара — это на 2 центнера выше прошлогодней.
Наука управлять сродни шахматам, а у молодежи свои гамбиты
— Мы начали разговор с менеджмента: как вы яхтой рулите, так она и плывет…
— Я бы сказал, это как шахматная доска. Итог партии зависит от роли каждой фигуры, от того, насколько грамотную позицию она занимает и насколько грамотно ее использует. Если говорить о растениеводстве, это прежде всего агроном. От того, как он составит дорожную карту полей, как продумает агротехнологии, сумеет учесть сотни факторов, сопутствующих нашей отрасли, будет зависеть урожай и в конечном итоге наше благосостояние. Второй год в нашем хозяйстве работает молодой агроном Никита Андреев. Не без гордости говорю — это наш целевик, мы сами подготовили себе хорошего специалиста. А в чем плюсы молодых специалистов? Они многое видят по-иному. У них есть свое, более свежее и более смелое видение ситуации, другие, может быть, более нестандартные, но от этого не менее эффективные подходы к проблеме. Есть дерзость, необходимая в любой работе, нацеленной на эффективность. Они не боятся экспериментировать, рвать шаблоны, ставить смелые задачи.
Я считаю, так и надо работать. Мы постоянно практикуем эксперименты с технологиями, закладываем опыты. И есть ожидаемые результаты. Понимаете, специфика нашей отрасли не только в том, что АПК всех кормит. Она, отрасль, еще и очень конкурентна. Сейчас вообще все в мире очень быстро развивается, меняется. В нашем деле особенно. Замешкаешься — останешься на обочине. А молодежь (улыбается) готова к таким поворотам и виражам.
Еще одна ключевая фигура нашего производственного процесса — бригадир. На него завязано очень много задач: расстановка людей, обеспечение всем необходимым ресурсом, оперативное решение текущих проблем, владение текущей информацией.
— У вас есть такой бригадир?
— Конечно, это Роман Юрьевич Дроков, специалист с большим опытом. На него можно положиться во всем. Они с агрономом составляют очень удачный тандем. Еще одно важное звено в этой цепочке — зерновой двор: выращенное зерно ведь надо правильно сохранить. Это же наш золотой фонд. За это у нас отвечает Людмила Ивановна Глава. Кстати, в этом году мы установили новый современный склад, приобрели уже готовый модуль, сконструированный под современную технику.
— Кстати, вы всегда были стойким приверженцем модернизации. Что-то еще планируете?
— Обязательно. Я всегда говорил и от своих слов не отказываюсь: модернизация — фундамент, который позволяет предприятию иметь перспективы в будущем. Без этих затрат рассчитывать на развитие хозяйства невозможно. Поэтому на следующий год планируем построить еще один склад и установить новую зерносушилку.
Команда, которая не подведет
— Вы говорите, у вас нет работников старше 65, а молодежь?
— Из 45 человек — столько работает у нас в коллективе — шестеро младше 25 лет. Каждый год берем на практику студентов — всегда есть желающие работать в нашем хозяйстве. Один паренек до сих пор работает. Колледж, где он учится, перевели на «дистанционку», а он опять попросился на работу. Чего, говорит, зря время терять.
— А как молодежь приживается? Труд у вас нелегкий.
— У нас в коллективе традиция — старшие передают опыт и мастерство младшим. Когда ко мне приходит молодой претендент, я сразу честно говорю: у нас нет узкой специализации. Все делают всё, никто не капризничает «это мое, это не мое». Надо в поле — едешь в поле. Надо остаться на зерновом — работаешь на зерновом.
— Правила игры принимаются?
— В основном да. По крайней мере, никто из молодежи не жаловался. А если кто и уходил, потом опять возвращались, говорили «хочу у вас работать. Есть у нас молодой механизатор Владислав Попов, выпускник аграрного колледжа, был у нас на практике, окончил колледж, пришел к нам работать. Летом на тракторе, осенью — на зерновом дворе. Есепчук Костя, он белогорский, но женился на нашей девушке, с тех пор тут и живут. Стал родным. Отличный сварщик, а еще помощник бригадира.
— В общем, Виталий Евгеньевич, ваше предприятие в его нынешней форме существует с 2013 года. Семь лет — срок для тотальной «реновации» в общем-то небольшой. Особенно если учесть, в каких условиях проходила реабилитация нашего АПК. Тем не менее у вас сформировалась очень профессиональная команда.
— Верно, с коллективом нам повезло — семь лет назад, естественно, кто-то уходил, кто-то сомневался, но остался костяк, самые стойкие, самые надежные, проверенные. Те, кто не испугался трудностей. Я постоянно общаюсь с коллективом, мы вместе обсуждаем каждую ситуацию в хозяйстве, в районе, чтобы у людей было понимание, что происходит, вместе планируем, ставим цели и задачи. Наш коллектив ориентирован на результат. На качественный результат.
Мастер на все руки
В этом году 60-летний юбилей отмечает работник предприятия Александр Иванович Шевченко. — Это специалист на все руки, — отмечает Виталий Евгеньевич. — Александр Иванович здесь родился, здесь трудится большую часть жизни водителем.
Работает на любом виде техники, включая пожарную машину. Во время посевной, уборочной он на поле, когда начинается пожароопасный период, пересаживается на спецтранспорт. Дорогу в селе надо подправить — тоже Александр Иванович. Без него мы как без рук.
На правах рекламы
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии