Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев

За 20 лет ни разу не пожалела о своем выборе

Наталья Дорофеева — коренная амурчанка. Родилась в селе Красноярово Мазановского района. Медицинских работников в ее семье не было.

— Мама — учитель, отец — инженерэлектрик. Предполагалось, что я пойду по материнской линии и поступлю в педагогический институт, — рассказывает Наталья Сергеевна. — Но роль сыграл мой характер — очень люблю экспериментировать. К тому же моя мама в детстве мечтала стать врачом, ее судьба сложилась иначе, но она всегда с большим уважением относилась к этой профессии. И я сделала выбор в пользу медицины. Мама поддержала, сказала: «Давай, Наташа, пробуй!» И у меня все получилось. Из школы я выпустилась с золотой медалью, без проблем поступила в медицинский институт в Благовещенске (ныне это медакадемия) и благополучно окончила его с красным дипломом.

К концу учебы встал вопрос выбора, по какой дороге идти дальше. На кафедре института молодому специалисту предложили место в онкологическом диспансере. Выпускница согласилась, но и здесь дали возможность выбрать, кем стать — химиотерапевтом или врачом лучевой терапии.

— На тот момент мне показалось, что в области радиологии у меня больше возможностей для развития, так как в арсенале химиотерапевта тогда было не так много противоопухолевых препаратов, — отмечает собеседница. — Работаю в онкодиспансере уже более 20 лет, прошла путь до заведующей радиологическим отделением. И ни разу за все это время я не пожалела о своем выборе. Работа мне очень нравится, и она дала мне возможность профессионально развиваться и реализовываться. Так получилось, что у меня не было постепенного погружения в деятельность. Когда я только пришла в радиологическое отделение, у нас доктор ушла в отпуск и передала мне всех своих больных. Я сразу окунулась в работу. Тогда очень переживала, тревожилась, все ли правильно понимаю и делаю. Сейчас подход стал более рациональным, я могу предвидеть реакцию опухоли, делаю прогнозы лечения, знаю, что порекомендовать и посоветовать. В этом плане работать стало легче.

Пациенты стали чаще выздоравливать

С тех пор как Наталья Дорофеева впервые перешагнула порог онкодиспансера, в работе учреждения произошло много позитивных изменений.

— Лучевая терапия — это в первую очередь оборудование, — поясняет врачрадиолог. — Когда, будучи молодым специалистом, я ездила на учебу в Москву, то видела, какую передовую технику применяют при лечении онкологии в центре страны. А у нас аппараты были старенькие, установленные еще в начале 90-х. В 2012 году в нашем отделении заменили это оборудование на современное. Мы перешли на более высокий уровень работы. Это, конечно, положительно отразилось на качестве лечения. Облучая опухоль на старых аппаратах, мы облучали вместе с ней большой объем близлежащих тканей. Благодаря установленному в отделении линейному ускорителю смогли подводить большие дозы облучения на саму опухоль и при этом защищать здоровые органы и ткани. То есть лечение стало качественнее и дает меньше побочных эффектов. К тому же мы смогли проводить эту процедуру и тем пациентам, которых раньше не брали на лечение из-за противопоказаний, например рядом с опухолью находился очень чувствительный к лучевой терапии орган, и мы опасались, что при облучении он сильно пострадает.

По словам врача-радиолога, оперировать статистикой в чистом виде сложно, потому что лучевая терапия работает в комплексе с хирургией и химиотерапией. Говорить можно об итогах общих усилий врачей.

— Хороших результатов с помощью одновременной лучевой и лекарственной терапий удалось достигнуть при лечении рака прямой кишки, особенно нижнего ее отдела, — отмечает Наталья Сергеевна. — Мы добились того, что после лечения почти у 20 процентов пациентов опухолей не остается вообще и им не нужна операция. Рак шейки матки, выявленный на 1—2-й стадии, почти в 100 процентах случаев поддается лечению при помощи химиолучевой терапии, если нет неблагоприятных факторов прогноза. Лучевая терапия базалиомы — плоского рака кожи — на 1-й и 2-й стадиях излечивается в почти 100 процентах случаев. При раке молочной железы, когда проводят органосохраняющие операции, убирают не всю грудь, а только часть с опухолью, мы делаем облучение на оставшуюся ткань молочной железы, чтобы не было рецидива. Это лечение дает очень хорошие результаты. В целом наши пациенты стали чаще выздоравливать. Мы видим, как под воздействием невидимых лучей опухоли уменьшаются и исчезают, стало гораздо меньше рецидивов — то есть это когда болезнь не возвращается.

Когда обстоятельства сильнее возможностей

В радиологическом отделении онкодиспансера трудятся 49 человек. Коллектив, по словам заведующей, дружный, сплоченный. Все понимают, что работа сложная и важная, поэтому подходят к ней ответственно. Несмотря на приобретенный опыт и стаж, постоянно растут профессионально, повышают квалификацию, чтобы не отставать от научного прогресса. Молодежь равняется на старшее поколение, перенимает опыт. Кстати, здесь есть сотрудники, которые по выработке лет давно могли бы уйти на заслуженный отдых, но продолжают трудиться. Среди причин — любовь к профессии и осознание того, что накопленные знания и отшлифованное трудовыми буднями мастерство могут принести еще много пользы людям.

Завотделением отмечает: на коллективе лежит не только большая ответственность, но и психологическая нагрузка. Очень тяжело видеть, когда нет эффекта от лечения, когда пациент начинает сдаваться. Но врач, по словам Натальи Сергеевны, не должен опускать руки, нужно продолжать бороться за жизнь, поддерживать больного. За годы работы она не разучилась сочувствовать и сопереживать своим пациентам и не научилась ставить эмоциональные барьеры.

— Поставишь барьер — и оставишь пациента один на один с его болезнью, — уверена Наталья Сергеевна, — лично я это так воспринимаю. Считаю, что для успешного лечения должен быть диалог между врачом и пациентом, необходимы доверие и взаимопонимание. Мне очень тяжело видеть, когда больные приходят с запущенными случаями. С позиции опыта отчетливо понимаешь перспективу, когда опухоль приобрела огромные размеры, проросла в ткани, давит на соседние органы, вызывая боль и нарушая их работу, ее уже нельзя удалить, к тому же организм сильно ослаблен недугом. Понимаешь, что пришел бы этот пациент немного раньше, и все было бы поправимо, а теперь обстоятельства сильнее наших возможностей. Бывает и такое: пациент пришел вовремя, лечение начинается хорошо, но какие-то хронические болезни, особенности организма не дают довести его до конца по намеченному плану. Тогда меняется тактика лечения, делаются перерывы в терапии для коррекции, в этих случаях прогноз ухудшается. Для меня это тоже всегда тяжело.

«Мы работаем не зря»

Психологическую разгрузку Наталья Сергеевна получает в семье, общаясь с родными. Любит трудиться на даче, где обычно собирается много родственников. В таком окружении испытывает положительные эмоции, переключает внимание. Большой заряд позитива врач получает и от работы, когда ее пациенты выздоравливают, искренне за них радуется. «Помню, еще в начале моей деятельности в онкодиспансере, в 90-х годах, к нам пришел пациент со злокачественной опухолью в области лба, — отмечает Наталья Дорофеева. — Мы сделали облучение, так как из-за больших размеров хирургически ее уже нельзя было убрать. Прогноз был неблагоприятный. А два года назад мы ездили с коллегами по районам региона, осматривали пациентов и проводили консультации. Мне в руки попала медицинская карта того мужчины. Лечение подействовало, и он живет много лет. В такие моменты испытываешь большое моральное удовлетворение, в полной мере осознаешь, что мы работаем не зря». По словам врача-радиолога, очень важно выявить болезнь на первой стадии, пока она не получила развитие. Тогда шансы победить ее гораздо выше.

— Если что-то необычное появилось в организме, какая-то новая симптоматика, нужно идти на прием к врачу, чтобы он определил, что происходит, — подчеркивает специалист. — Необходимо регулярно проходить профилактические медицинские осмотры, по существующим рекомендациям. Нельзя запускать хронические заболевания. Также следует исключить вредные факторы. Один из основных — курение. Научно доказано — если отказаться от него, то со временем риск заболеть онкологией снижается в разы. Но если болезнь вдруг пришла, не надо впадать в уныние, паниковать. Поставлен диагноз — не теряйте времени, получайте назначение и приступайте к лечению. Нужно правильно настроиться, чтобы оно прошло благополучно, в прямом диалоге с врачом.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

На правах рекламы

Возрастная категория материалов: 18+