• Кадр из к/ф «Угрюм-река» / kino-teatr.ru
  • Фото: Walkeru@km.com
  • Фото: Владимир Воропаев

В театре Благовещенска в «Угрюм-реке» он сыграл Прохора Громова, а спустя 20 лет повзрослевший актер исполнил в кино роль его отца Петра.

Биржа заманила в Приамурье

В этом году отмечается 110 лет со дня рождения артиста. Трудно поверить, что рост актера такого масштаба произошел в амурской глубинке — Виктор Чекмарев служил в театре Свободного, а в 1948 году, после того как городской театр Благовещенска стал областным, перешел в него. Именно на его сцене он и сыграл свои главные театральные роли.  

«Наш маленький Благовещенск — город, где удивительно переплетаются судьбы. И эти факты остаются неизвестными долгие годы. Сейчас ушло поколение, которое видело этого актера на амурской сцене и узнавало потом в кино. Даже сейчас, видя его фильмы, люди не ассоциируют Виктора Чекмарева с нашим регионом», — делится амурский краевед Александр Федоров.  

Чекмарев родился в 1911 году в Астрахани, окончил 10 классов школы и учился в техникуме на землемера — серьезное образование для того времени. Он рано открыл в себе тягу к актерству, играл в театральных кружках, совмещал работу актера с основной, а затем окончательно ушел на сцену. В Амурскую область он приехал в 1940 году, имея за плечами работу в театрах Махачкалы, Астрахани и Москвы: в столице он служил в Реалистическом театре под руководством Николая Охлопкова, а затем Камерном театре Александра Таирова — режиссера, который не боялся ставить эксперименты на сцене и расширил репертуар дореволюционного и советского театра спектаклями по зарубежным произведениям.  

В начале 40-х театр в Свободном был центром театральной жизни нашей области. Его возглавлял знаменитый Николай Уралов, актеры гастролировали по Дальнему Востоку и жили в вагонах.

На дальневосточной земле Виктор Чекмарев начал работать в драматическом передвижном театре Дорпрофсожа Амурской железной дороги в Свободном — трудно поверить, но именно это учреждение в то время было центром театральной жизни нашей области.

 — Театр в Свободном был профессиональный, в нем работали сильные актеры со всей страны: Киева, Тбилиси, Астрахани. Им руководил Николай Уралов — ученик Станиславского, великий режиссер и новатор. Постановки, которые он выбирал, от силы ставили несколько человек в стране. Об Уралове в нашей области помнят, его именем назван переулок в Благовещенске. Когда создавался Амурский театр, он возглавил его, а театр в Свободном ликвидировали — он просуществовал всего 15 лет. Труппа гастролировала, актеры объездили весь Дальний Восток, — рассказывает Александр Федоров и на мой вопрос, каким ветром в наш маленький город заносило таких людей, отвечает: — Артисты находили новое место работы через специальную биржу актеров в Москве — на нее вставали те, кто хотел поменять работу. И в Москву со всей страны приезжали директора театров и главные режиссеры и всячески заманивали актеров. Кто-то обещал жилье, кто-то хороший оклад. Поэтому в советские времена к нам в Благовещенск ехали отовсюду.

  Виктор Чекмарев с женой Ниной Феликсовной и сыном Константином в Амурской области. Фото: vchekmariov.narod.ru

Через такую биржу по приглашению Уралова Виктор Чекмарев приехал в Свободный. Он работал в театре железной дороги девять лет, в том числе все военные годы. Известен такой факт: во время войны с Японией в 1945 году в поезд с актерами сбросили снаряд — многие погибли. Виктор Чекмарев ехал в другом вагоне и остался жив.

В Свободном актер познакомился со своей второй женой Ниной, которая тоже перешла в актерскую труппу. В 1943 году у них родился сын Константин. Актеры тогда жили в железнодорожных вагонах с тонкими фанерными перегородками. Каждой семье выделялось купе. Малыш спал в корзине на полке вагона, которую привязывали во время движения поезда. «Дома» отапливались печью, в них было очень холодно. «Трудно представить, как можно жить в вагончике при наших морозах, а тогда зимы были еще суровее», — удивляется Александр Федоров. И отмечает: в те годы у всех жизнь была нелегка.

На просторах интернета нашлись воспоминания о том времени супруги актера Нины Феликсовны: «Театр Дорпрофсожа, где мы работали и жили, был предназначен для обслуживания населения (в основном работников железной дороги и членов их семей) многочисленных городов и поселков, нанизанных на Забайкальскую и Амурскую железные дороги (от Байкала до Владивостока). Железная дорога и ее работники являлись в те времена военизированной организацией. Даже сотрудники театра носили железнодорожную форму военного образца. В обязанность театра также входило культурное обслуживание многочисленных воинских частей, размещенных на Дальнем Востоке. Когда война пришла в Маньчжурию, следом за армией нас послали на китайскую территорию обслуживать военных».  

Личное дело на выброс

  Биографию и свои данные актер заносил в документы своей рукой.

В руках я держу подтверждение — 80-летний лист бумаги, на котором витиеватым почерком написан адрес: «г. Свободный Амурской области, тупик 501, вагон театра № 1». Уникальные документы — выписки из трудовой книжки, характеристики, рецензии на спектакли с участием Виктора Чекмарева, а также его собственноручно написанная биография — личное дело из Амурского театра драмы много лет хранится у Александра Федорова.  

— В 1989 году во время ремонта Амурский театр переезжал в здание на улице Ленина, где сейчас располагается арбитражный суд. И кто-то выбросил личные дела не работавших уже актеров, среди них и документы Чекмарева. Один человек нашел их на улице, причем это была осень, чудом их не намочило дождем. Позже я выкупил эти бумаги. Иногда перечитываю и удивляюсь тому, насколько другим было время. Здесь есть подпись самого Уралова — это уникальные документы, — говорит Александр Федоров.

В Амурском театре драмы, который благодаря Николаю Уралову гремел на всю страну, Виктор Чекмарев стал ведущим актером.

—  Тогда не было телевидения, и актеры театра были самые настоящие звезды. Люди шли в театр! Поклонники поджидали любимых актеров после спектаклей, время было трудное и скромное, цветы не дарили. Да и какие цветы — в те голодные годы полки магазинов были пусты, люди получали продукты по талонам. Главный знак внимания тогда — проводить артиста поздним вечером после спектакля до дома, — говорит краевед.  

«Личное дело Виктора Чекмарева — это уникальные документы и отражение эпохи, очевидцев которой уже не осталось», — говорит краевед Александр Федоров.

В Благовещенске, который в то время был полностью деревянным, Чекмарев жил по улице 1905 года, дом 199 — это современная улица Зейская, однако сейчас предполагаемый район застроен зданиями. Первые капитальные дома в городе появились только в 60-х годах.

В списке сыгранных Виктором Чекмаревым ролей, который тоже есть в личном деле, — около 30 персонажей. Наиболее удачные образы, как значится в личном деле, — это Чупурной в «Детях Солнца» Горького, Егор Булычев, Майоров в «Глубокой разведке» А. Крона и Восьмибратов в «Лесе» Островского. Есть и роли по произведениям зарубежных классиков: Гюго, Шиллера, Бальзака, Бернарда Шоу.

Здесь же на тонких листках из печатной машинки — рецензии из «Амурской правды» и отзывы критиков и зрителей разных городов на постановки с Чекмаревым. Он цеплял своей актерской игрой и мастерством перевоплощения и обычного рабочего, и искушенного эксперта. Сейчас, говорит Александр Федоров, о знаменитом актере вспоминают во время юбилеев театра драмы — печатают краткую информацию в праздничных буклетах.

Репертуар театра на таланте актера

В личном деле выписки из трудовой книжки: «Объявлена благодарность», «Премирован месячным окладом», «Благодарность и премирован натурой 70 кг картофеля за хорошие показатели на уборочной», «Награжден грамотой обкома и облисполкома г. Благовещенска за успехи, достигнутые в области искусства» — 30 записей за время работы в Свободном и Благовещенске.

Хранится в уникальной папке и несколько характеристик на Чекмарева за подписью Николая Уралова, по-советски немного строгие, все они подчеркивают важность артиста для амурского искусства: «Для театра товарищ Чекмарев представляет громадную ценность как актер, на котором театр всегда строит основные спектакли своего репертуара. Как актер, мастерство которого и одаренность решали судьбу многих спектаклей», — гласит одна из них.

«Чекмарев был просто незаменим, неповторим и неподражаем в ипостаси кулаков и лавочников, приказчиков и спекулянтов, двурушников-перевертышей и мужичков-прохиндеев — в общем, «всяко-разной, крайне безобразной контры».

Одним из ярких образов, который создал на амурской сцене Чекмарев, стал Иосиф Сталин в спектакле «Незабываемый 1919-й» лауреата Сталинской премии Всеволода Вишневского. В характеристиках, которые бережно сохранены Александром Федоровым, критики и зрители восхищены схожестью актера с вождем. «…Образ вдохновенный, убедительный, проникновенный, помогающий средствами театрального искусства познавать характер и величие натуры нашего вождя», — подчеркивает выписка из выступления старшего консультанта Всероссийского театрального общества Гайгеровой Екатерины Андреевны от 16 июня 1951 года.

К этому времени Виктор Чекмарев имел уже огромный багаж ролей. И именно в Благовещенске он сыграл в постановке «Угрюм-река» по роману Вячеслава Шишкова. На амурской сцене он представил Прохора Громова — героя, который чуть позже покорит всю страну в одноименном фильме. Это история талантливого и амбициозного человека, который стал самым могущественным предпринимателем Сибири. Первоначально честный и нравственный, он постепенно увяз в болоте зла, и жизнь его закончилась трагически. 

«Работа т. Чекмарева не стихийная и не случайна. Осмысление и глубокое проникновение в жизнь образа позволили т. Чекмареву придать образу Прохора индивидуальную, конкретную характеристику… Исполнение т. Чекмарева богато и в эмоциональном отношении… Действительно и целенаправленно все исполнение тов. Чекмарева. В каждый отдельный момент мы видим и понимаем, что хочет и добивается Прохор, какой внутренней жизнью он живет», — отрывки из рецензии на работу актера той же Гайгеровой. Ее оценка труда Чекмарева занимает несколько листов.   

В октябре 1951 года за большие достижения в области советского театрального искусства Виктору Чекмареву было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Указ тоже есть в личном деле.

— В то время звание актеру в Благовещенске получить было трудно, некоторые актеры и уезжали отсюда по этой причине. Первым звание получил Николай Уралов, а вторым — Виктор Чекмарев, который стал заслуженным артистом РСФСР. Это было единственное его звание, хотя, безусловно, он достоен звания народного — после его огромной работы в кино он был известен всей стране, — говорит Александр Федоров.

Ленинград и кино

 Чекмарев с семьей. Фото: vchekmariov.narod.ru

В 1953 году Виктор Чекмарев с женой и 10-летним сыном покинули Благовещенск. Он недолго поработал в провинциальных театрах Свердловска и Перми, и с 1957 года и до конца жизни жил в Ленинграде, став артистом студии «Ленфильм». Уже в сознательном возрасте он начал играть в кино. Первый фильм состоялся в 44 года — «Дело Румянцева», где Чекмарев сыграл рецидивиста Шмыгло.

— Наверное, понимал, что его масштаб больше театра, любой театральный актер мечтает сниматься в кино. Чекмарев был интеллигентным человеком, а в кино играл рецидивистов. Идеально получались у него отрицательные персонажи, — говорит Александр Федоров.

И это отмечали многие. Он настолько вживался в роль хитрого, коварного злодея, что на улице на него могли броситься с кулаками.

Сын Виктора Чекмарева Константин сейчас живет в Санкт-Петербурге и трепетно поддерживает память о своем отце. Он участвовал в создании портала, на котором размещены данные о жизни творчестве отца.  Этот портал создал сотрудник музея родного города Виктора Чекмарева Астрахани Наталья Шутько. 

 Фото: kinoteatr.ru

По мнению сына, в кино талант не оценили по достоинству.

«Первая же роль в фильме «Дело Румянцева» сыграла над ним злую шутку. По неписаным, но строго соблюдаемым канонам советского кино актер, сыгравший (пусть и великолепно) отрицательного персонажа, навсегда зачислялся в категорию исполнителей второго плана. Ему не дозволялось не только выступать в роли положительного героя, но и получать соответствующие его таланту почести и награды. Но даже в этой, казалось бы, неблагодарной работе он сумел так проявить свой талант актера, что запомнился даже очень придирчивому и искушенному зрителю», — приводит газета Астраханской области «Волга» слова Константина Чекмарева.

Однако сам актер был доволен своей судьбой. Некоторые источники приписывают ему высказывание о том, что «в прозе рассказ не ценится меньше романа или повести только потому, что в нем меньше страниц».

«Яркий и сильный»

В 90-е, когда Александр Федоров стал обладателем исторических документов, в Благовещенске имя Виктора Чекмарева уже забылось. Тем более очевидцев творчества артиста на амурской земле в наше время не найти. Краевед благодаря обширным связям в культурной среде собирал по крупицам сведения у тех, кто знал актера в жизни.

— Народная артистка Татьяна Пилецкая, с которой мы давно дружим, рассказывала о нем — они жили в соседних домах в Санкт-Петербурге. Отзывалась как о добром, общительном человеке. У Виктора Чекмарева, с ее слов, была трофейная «яхта», сын  называет ее катером. Дело в том, что после войны из Германии привозили картины, ковры, одежду женскую, автомобили, а у него была яхта, на которой он любил кататься. Он жил у Балтийского моря, этот район называется «Черная речка» — тот самый, где когда-то произошла дуэль Пушкина и Дантеса. Вместе с сыном они всерьез увлекались судоходным делом. Виктор Чекмарев прекрасно рисовал, его картины сейчас можно найти в интернете, — отмечает Александр Федоров.

«Амурская правда» связалась с сыном актера,  и он поблагодарил за внимание к памяти. С его слов, в семье было три катера, и мастерили они их вместе с отцом сами из материалов, которые было трудно достать. Оба они были членами водно-моторного клуба ДОСААФ, а Виктор Чекмарев был судьей по водно-моторному спорту республиканской категории.

Рецензия на спектакль в газете «Амурская правда» за 1949 год: «Личный жизненный опыт, мастерство, приобретенное за долгие годы работы на сцене, любовь к своему делу, постоянная кропотливая работа над собой — вот что обеспечивает неизменный успех Чекмарева у зрителя, помогает ему в большом, трудном и почетном труде актера».

В фильмографии Виктора Чекмарева 74 работы. Среди них фильмы, известные каждому образованному человеку: «Поднятая целина», «Гиперболоид инженера Гарина», «Преступление и наказание», «Бронзовая птица», «Дни Турбиных» и многие другие. В каждой роли, пусть и не главной, Чекмарев всегда создавал колоритный, яркий, самобытный и всегда запоминающийся образ. Одной из самых сложных и ярких считается работа в четырехсерийном фильме «Угрюм-река» 1968 года — он вышел с разницей почти в 20 лет после исполнения роли Прохора Громова на сцене амурского театра. В фильме повзрослевший актер сыграл купца Петра, и по равнозначности этот образ не уступает образу его сына Прохора. 

В коллекции Александра Федорова есть автограф известного режиссера. 

— Я был знаком с режиссером более двадцати фильмов Ярополком Лапшиным, в том числе фильма «Угрюм-река». Когда он жил в Москве, я с ним встречался. И он мне рассказывал о Чекмареве. Отзывался о нем как о сильном и ярком актере, — удивляет Александр Федоров.

 Фото: Walkeru@km.com

Виктор Чекмарев прожил 76 лет и ушел из жизни в 1987 году. Актер похоронен на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга. На его могиле — кадры с образами из самых известных фильмов с его участием. Автором памятника стал сын актера Константин, по профессии он конструктор, табличку он изготовил своими руками. 

Возрастная категория материалов: 18+