Фото: архив АПФото: архив АП

Мигуля продолжил и развил многие передовые начинания предыдущей власти. «Конечно, каждый мэр управляет по‑своему, но есть система, которую не надо разрушать, а можно только улучшить. Я управлял так, как считал нужным. И делал это с удовольствием», — вспоминает Александр Анатольевич. Он уже десять лет не был в Благовещенске — городе, где почти шесть лет стоял у руля и пытался реализовать амбициозные проекты. Мигуля был самым нестандартным мэром, который пытался соединить управленческие технологии власти и бизнеса.

Спецтехники закупили на миллион долларов

— Александр Анатольевич, за все время, что вы стояли во главе города, какой год был для вас самым трудным?

— Конечно, первый! Нужно было собрать команду единомышленников, определить опорные точки для более динамичного развития областного центра. Мне казалось, что в городе какой‑то застой: было мало деревьев, мало света, какой‑то радости, улыбок на лицах не хватало. Хотя люди у нас, я считаю, лучшие во всей вселенной. Это из‑за сложных климатических условий, наверное, которые наложили отпечаток на весь Дальний Восток. Поэтому у дальневосточников очень открытая душа, и дай бог, чтобы они всегда такими оставались. Я еще когда возглавлял Дальневосточную продовольственную компанию, озвучивал много разных идей на встречах власти с лидерами местного бизнеса. И когда стал мэром, сам попытался их реализовать. Хотелось какого‑то движения в любимом городе — движения к комфорту, красоте, чистоте.

— Помню, как вы объявили акцию «Чистый город!» — массовая генеральная уборка длилась больше года.

— У нас стояла задача — дать горожанам возможность быть культурными. И социальный проект поддержали все трудовые коллективы, студенты, школьники. Но как очистить улицы, когда не хватало спецтехники? Меня выбрали в ноябре, а вскоре прошел большой снегопад. Был полный аврал — дорожную технику собирали по всей области. А ровно через год уже и область, и районы занимали технику у нас. Мы ее закупили на сумму свыше миллиона долларов. И ни рубля не потратили бюджетных средств. Акция «Чистый город» имела свои источники финансирования — ГСТК использовал собственные кредитные ресурсы. Мы закупили и установили по городу более тысячи мусорных контейнеров. На улицы вышли новенькие мусоровозы.

«Начало работы было сложным — надо было привести все в систему. Потом стало легче. Менялись губернаторы, отношения складывались с властью по‑разному, но главное — посыл для дальнейшего развития города был задан», — отмечает экс-градоначальник.

Через полтора года Благовещенск стал намного уютнее. «Чистый город!» — не просто разовая акция. Это была схема уборки Благовещенска, которая позволила системно держать областной центр в относительной чистоте. Важно еще вот что: и эта, и другие социальные акции, которые мы первыми начали внедрять в Приамурье, предполагали участие самих горожан в развитии города. Люди стали не только жаловаться, но и предлагать.

Первая прямая линия с мэром

— О чем еще можете вспомнить со словом «впервые»?

— Например, мы впервые после перестройки за счет бюджета города начали вести строительство внутридворовых территорий, первыми начали установку в городе остановок в едином стиле. Первыми на Дальнем Востоке открыли кризисный центр для женщин и открыли 14 социально-консультативных пунктов. А еще мы впервые стали проводить прямую линию мэра с жителями города. Откровенный разговор с горожанами показывал социальное настроение и перспективы рейтинга власти лучше всяких соцопросов. А главное — это был диалог с людьми: они сами предлагали то, что хотели видеть в городе, то, что, по их мнению, должно быть сделано, и хотели в этом поучаствовать.

— Что для вас было самым трудным на посту мэра?

— Доказывать свою правоту. И доказывать не жителям — они как раз поддерживали все наши начинания. Сложно было доказать правоту именно наверху — перед правительством, министерствами, что надо что‑то делать именно так, а не иначе, что это лучше для развития города и людей. К сожалению, нередко было такое: ты говоришь, а тебя словно не слышат и предлагают, на мой взгляд, просто несуразные вещи. Но ты как мэр вынужден это делать, ведь сверху считали: им виднее. Местное самоуправление, к сожалению, в России несамостоятельно. Задумка была другой: сами жители выбирают себе мэра, городскую думу и развивают свой город. Что получилось… Больно об этом говорить…

— А что было самым легким?

— Общение с людьми. Это была для меня самая легкая и приятная часть работы. Я понял: все горожане хотят того же, что и я. Чтобы их город был чище и красивее, и жить в нем было комфортнее.

Переформатировали схему освещения города

— Что ваша команда конкретно сделала для того, чтобы в Благовещенске стало жить комфортнее?

— Мы переформатировали схему освещения города. Приступило к работе муниципальное предприятие «Горсвет», специалисты стали проводить новые линии. Одной из первых осветили улицу Трудовую — установили столбы, современные фонари. И доходило до смешного: сначала люди жаловались, что на улице темнота, хоть и центр города, а когда сделали освещение, кто‑то написал гневное письмо в «Амурскую правду», чтобы убрали фонари, потому что спать ночью мешают. (Смеется.) По просьбе горожан мы построили новую дорогу и открыли движение по улице Текстильной — теперь люди могут напрямую ездить из микрорайона до КПП.

— Вас за это до сих пор в городе вспоминают добрым словом.

— Мы вошли в федеральную подпрограмму «Жилище» и смогли доказать: чтобы развивать город, нам необходимо срочно построить водозабор. Сегодня у города есть Зейский водозабор. Мы защитили проект строительства очистных сооружений — городу они были просто жизненно необходимы. А по строительству жилья так вообще побили все рекорды. Я пришел в конце 2004 года, а в 2005‑м мы предложили предприятиям право строить квартиры. За первый год было сдано 96 тысяч квадратных метров жилья, потом больше. И дошли до 148 «квадратов» — были вторыми в ДФО по объемам строительства жилья после Якутии. Я прекрасно помню, как мы планировали строительство микрорайона Северный, мечтали о скоростной дороге на космодром Восточный. Были и неудачи, и проблемы, какие‑то проекты реализовать до конца не удалось.

«Мне все в Благовещенске сердцу дорого»

— В АП есть рубрика «Любимый маршрут». Если бы вернулись в Благовещенск, какие места посетили в первую очередь?

— Начал бы с района КПП, где мы жили первые годы и где родились мои дети. Конечно, это пивзавод и Первомайский парк, который мы восстанавливали всем коллективом компании ДПК. Вывезли мусор, почистили все, сделали освещение, асфальтированные пешеходные дорожки, лавочки, заказали аттракционы. Но городские власти запретили нам их устанавливать, и эти аттракционы мы отправили в Южно-Сахалинск.

Александр Мигуля — до сих пор один из самых популярных мэров Благовещенска.

Потом бы прошелся пешком по набережной Амура. Помню, как мы пробивали проект ее реконструкции. К нам тогда прилетел Герман Греф — сегодня председатель правления Сбербанка, а на тот момент он был министром экономического развития. В области находился всего пять часов, но перед совещанием побывал на набережной. Это был конец сентября 2005 года. Погода стояла солнечная. Герман Оскарович тогда еще сказал: «Если бы я заночевал в Благовещенске, то утром обязательно сделал бы пробежку по вашей набережной». Ему понравилась наша яркая золотая осень. Он был первым, кто поддержал наш грандиозный проект — берегоукрепления с насыпной территорией. И одно из требований поставил: чтобы все материалы были только из России. Говорят, потом вносили какие‑то изменения, а на тот момент было такое условие. Я ведь так ни разу обновленную набережную не увидел — одиннадцатый год пошел, как я не был в Благовещенске.

— Но видео вам уж точно присылали?

— Вы же сами понимаете: видео и жизнь — это разные вещи. Самому посмотреть хочется.

— А приехать сюда не планируете?

— Когда‑нибудь обязательно приеду. Для меня это любимый город, который я никогда не забуду. Приехал в него сразу после института, а уехал через 25 лет после всех трагических событий. Здесь столько для меня памятных мест. Сел бы в машину и объехал все улицы и переулки Благовещенска от центра до каждой окраины. Ну, как можно забыть Белогорье? Там строили и открывали храм, там присоединяли земли. Помню, жители волновались, сильно переживали. Это же все при мне происходило. Скучаю по Мухинке — красивейшее место. Мне все в Благовещенске сердцу дорого.


 

6 дней — 6 мэров Благовещенска. Читайте на нашем сайте:

2 июня, среда — Мэр Олег Имамеев: «Отношение жителей к городу меняется в лучшую сторону» — о развитии амурской столицы, доверии людей и настоящем патриотизме

3 июня, четверг, 9:00 — «Я ночевал на ТЭЦ»: как губернатор Кузбасса помог мэру Колядину спасти город от беды  

5 июня, суббота, 9:00 — Сити-менеджеру Павлу Березовскому пришлось пережить с Благовещенском смерч и небывалое наводнение

6 июня, воскресенье, 9:00 — Самый молодой мэр Благовещенска Александр Козлов: «Мне не стыдно смотреть людям в глаза»

7 июня, понедельник, 9:00 — Валентина Калита: «До сих пор переживаю, когда в Благовещенске начинается сильный дождь или снегопад»

Возрастная категория материалов: 18+