• Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин
  • Фото: Алексей Сухушин

Второе дыхание малой авиации

Владимир Семенов всю жизнь посвятил авиации. Начинал в Благовещенском аэропорту, потом попросили поработать на Севере. Вот уже 45 лет как он осел в районном центре Селемджинского района. Начинал авиационным техником — обслуживал самолеты всех типов, а сегодня возглавляет филиал «Аэропорт Экимчан».

— Были времена, когда у нас по 18 вылетов в день было — грузовых и пассажирских. Из пассажирских только Як-40 по два день летал, — вспоминает Владимир Иванович «золотой век» малой авиации, который закончился с распадом Союза. — Планировали искусственное покрытие взлетной полосы делать, новое здание аэровокзала строить. Февральск был на очереди. Уже материалы стали завозить, как грянула перестройка. Думали: перейдем на рыночную экономику и заживем. Как зажили — все знаем. Были периоды, когда самолеты в Экимчан вообще не летали.

«Человек должен ощущать, что он живет в России, а не в своем медвежьем углу».

В Февральске с 1992-го тоже был полный авиационный провал. Только в 2014 году возобновились полеты — рейсы на модернизированном Ан-2, который в народе называют «кукурузником», выполняла Амурская авиабаза. С мая прошлого года к селемджинцам зашел новый авиаперевозчик — компания «СиЛА».

—  Народ почувствовал выгоду: чем колотиться в автомобиле по 12—13 часов, удобнее на самолете, — улыбается директор аэропорта Экимчан.  

«Рожениц возили в город на машине»

Разницу, как лучше добираться до бамовского поселка Февральск, корреспонденты АП прочувствовали на себе. Туда долетели быстро, с комфортом, и весь рабочий день был впереди, а обратно массажировали позвоночник больше семи часов в микроавтобусе. Особенно трудными показались первые часы пути — до Новокиевского Увала и дальше до федеральной трассы.

«Благодаря новым мерам поддержки мы обогнали по пассажиропотку доковидный период: 740 тысяч авиапассажиров за 2021 год», — озвучила цифру заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Светлана Попова.

От Февральска до Благовещенска почти 500 километров. Это если ехать, никуда не заезжая. От Экимчана еще дальше. Со времени начала освоения Селемджинского района прошло более ста лет, но дороги остались те же, что были построены в начале 20 века. Проехать по ним — экстремальное приключение.

—  И вот представляете: каково было больному человеку добираться от нас в областную клинику?! — делились впечатлениями селемджинцы, летевшие с нами одним рейсом. — Раньше даже рожениц приходилось отправлять на машине: в Экимчане родильного дома нет. Авиация — это наше спасение.

Для народа авиабилеты в полцены

Сибирская легкая авиация по маршруту Благовещенск — Февральск — Экимчан выполняет регулярные рейсы бортом L-410 каждый день, кроме пятницы и понедельника.  

— От Экимчана до Благовещенска, если на такси доехать, нужно заплатить как минимум 4 500 рублей, — разложили местные транспортную арифметику. — На самолете можно даже за 2 500 улететь, если заранее купить билеты: первые пять мест всегда самые дешевые. 

Из бюджета Приамурья субсидируются три авиамаршрута: Благовещенск — Тында, Благовещенск —Зея и Благовещенск— Февральск — Экимчан.

Рейсы дотационные, поэтому и доступные для населения. Для амурчан авиабилеты стоят 2,5 —3,5 тысячи рублей. Еще столько же авиаперевозчику за каждый авиабилет доплачивает правительство области. Андрей Богданов, генеральный директор авиакомпании «СиЛА», которая соединяет по воздуху амурский север с Благовещенском, назвал субсидированные перевозки «мерилом любви губернатора к жителям своего региона». 

— Сегодня решаются вопросы, которые не решались десятилетиями, —  рассказала замминистра транспорта региона Светлана Попова. — С 2008 по 2020 год воздушные перевозки для населения в регионе вообще не субсидировались. По поручению губернатора мы возобновили социальные перелеты. В сентябре 2020-го начали субсидирование воздушных перевозок в Тынду. В марте 2021-го завершилась реконструкция первой очереди аэропорта Зеи, и мы начали летать в Зею.  Почти параллельно стали выполнять дотационные рейсы в Февральск и Экимчан. Услуги перевозки воздушным транспортом внутри области последнее время получили интенсивное развитие.

Мобильный аэровокзал нужно расширить

Мобильный аэровокзал в Февральске небольшой: рассчитан всего на 2—4 пассажиров. Его установили, когда еще Ан-2 летали. «Сейчас пассажиропоток увеличился. Порой здесь скапливается больше десяти человек. Мы пытаемся добиться от нашего руководства — федерального казенного предприятия «Аэропорты Дальнего Востока», чтобы аэровокзал расширили», — говорит начальник посадочной площадки Алексей Лемзяков.

«Человек должен ощущать, что он живет в России, а не в своем медвежьем углу. Потому правительство региона прилагает все усилия к тому, чтобы такие, как мы — жители удаленных труднодоступных территорий, — имели возможность пользоваться авиатранспортом», — говорит глава Февральска Евгений Коноркин.

В день нашего неудавшегося отлета, когда рейс задержали из-за сложных метеоусловий, авиапассажиров было четырнадцать. В надежде улететь мы ждали погоду почти три часа, сидели по очереди — мест на всех в мобильном аэровокзале не хватило. Кому-то приходилось ждать на холодном ветру. Спасибо, работники посадочной площадки Февральска согревали людей горячим чаем.

Нужна новая посадочная полоса

Еще одна проблема в Февральске — посадочная площадка часто затапливается. Мы шли  на посадку по сплошному, местами подтаявшему льду. Можно представить, во что превращается поле в дождливую погоду. 

— Посадочную полосу необходимо удлинять или строить новую в другом месте. Этот вопрос поднимался еще во времена БАМа, — вспоминает глава Февральска Евгений Коноркин. — Изначально площадку для аэродрома планировали разместить выше. Это место определили временно, когда еще в Норск, Майск и Новокиевский Увал Ан-2 летали. Не зря говорят: нет ничего более постоянного, чем временное. Малые самолеты до сих пор так и продолжают на полях садиться. Но подвижки пошли. Сейчас вторая ветка БАМа строится. Надеемся, что и новую посадочную площадку в Февральске сделают.   

«Гроза, ливень, а они — садятся» 

Внутренние рейсы «СиЛА» выполняет на L-410. Довольно надежная машина, говорят пилоты. Раньше это был чешский самолет, потом чехи продали нам лицензию на производство и сейчас их выпускает уральский завод. У этих самолетов очень большой ресурс.

Селемджинцы довольны, что теперь до областного центра можно добраться гораздо быстрее и с комфортом.  «Пилоты — молодцы. Я летела в Благовещенск в конце марта, — рассказала работник Пенсионного фонда из Экимчана. — Самолет приземлился в пургу, и в пургу мы улетали. Видимость не то чтобы плохая — вообще ноль! Снежные хлопья с сильным ветром. Даже самолета не было видно — только рокот слышали. Долетели. Прошлым летом столько раз удивлялись: гроза, ливень, а они — садятся!»

ВОПРОС — ОТВЕТ

Можно ли ввести дополнительный рейс Благовещенск — Февральск?  

Субсидируемые рейсы крайне востребованы. Собираясь в Февральск, мы дважды меняли дату командировки: даже за неделю не могли купить авиабилеты на нужные дни. Потому что в основном места в самолете занимают жители Экимчана. «Февральск — самый развитый и густонаселенный поселок Селемджинского района. У нас желающих улететь очень много, — говорит начальник посадочной площадки Лемзяков. — Если бы отдельно от Экимчана запустили рейс, чисто Февральск — Благовещенск, самолет хоть каждый день будет летать — и постоянно будет полный». Такое же пожелание высказали многие жители бамовского поселка. За комментарием мы обратились в минтранс региона.

— В бюджете уже заложено субсидирование рейсов с конкретной периодичностью по конкретным направлениям. Программа субсидирования авиаперевозок утверждена. Если вносить какие-либо изменения, то это можно делать только в пределах уже установленных лимитов, — пояснила заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Светлана Попова. — Чтобы людям было понятнее, поясню: если выделить маршрут Благовещенск — Февральск, тогда придется сократить частоту полетов от Февральска до Экимчана. Принять такое решение можно только после серьезного анализа перевозок с участием авиационной компании, оператора аэропорта и местных властей. В 2022 году отдельного маршрута Благовещенск — Февральск не предусмотрено.

«Авиация в Приамурье развивается глобально»

— Последние два года авиация в Приамурье развивается глобально — это касается не только внутренних перевозок, но и межрегиональных, — подчеркнула замминистра транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Светлана Попова. — Значительно возросла частота авиасообщений с Москвой, больше стало федеральных субсидий. «Дочка» Росавиации — авиакомпания «Аврора» — приступила к выполнению полетов в Амурской области. В этом году к трем межрегиональным направлениям: Хабаровск —Тында, Хабаровск — Зея и Комсомольск на Амуре — Благовещенск добавились новые, амурчане теперь могут летать во Владивосток, Южно-Сахалинск и Якутск. 30 марта президент России в дополнение к уже действующим мерам государственной поддержки, включая льготные билеты, поручил правительству запустить масштабную программу компенсации части стоимости авиабилетов на внутренних рейсах. Проекта не видели, но ждем его с нетерпением: какие льготы еще получим от федерации? Число перевозок должно еще вырасти.

«В паводок малая авиация стала настоящим спасением для жителей северных сел»

«Я два раза пыталась улететь в Благовещенск, но на тот день, на который мне надо, билетов не было. Желающих улететь на самолете много, — говорит жительница Февральска Оксана Ключкина. — Добираться машиной тяжело, особенно пожилым людям. Да и летом трасса часто размывается. А когда случился паводок, малая авиация стала настоящим спасением для жителей северных сел.

Возрастная категория материалов: 18+