• Анна мечтает открыть камнерезную студию. Фото: Владимир Воропаев
  • Из личного архива
  • Из личного архива
  • Из личного архива

Роман с агатами и яшмой

Анна Гусарева пыталась бросить неженское дело и уйти в другие сферы, но «камни тянут». Преподаватель изо и черчения по диплому, после педколледжа она не смогла в родном городе найти места в школе, как хотела. В 90‑е с работой тяжко было всем. Оказавшись свободной как ветер, Аня случайно увидела у знакомых в гостях спил камня и заболела «каменной лихорадкой» — влюбилась в камни.

— Все было на чистом энтузиазме, по дружбе, — вспоминает она. — Я тогда молодая была, думала: «Работы нет, денег нет, так хоть интересным делом займусь!»

Несколько лет Анна осваивала мастерство у местных камнерезов в подвале краеведческого музея при Белогорском краеведческом музее имени Николая Ельченинова, там же сделала первые маленькие работы.

Теперь Анна может на глаз, по оттенку цвета определить месторождение камня, на ощупь отличить мозаику благовещенских мастеров от камчатских, имеет звание «Народный мастер Амурской области». Но тогда, вначале, это был только энтузиазм.

— Ребята сказали: «Приходи в понедельник в мастерскую», я и пришла, — смеется девушка.

Каменная радуга под замком на складе

Суть древней мозаичной техники в том, что из распиленных на пластины камней выкладываются картины. Каменные детали подгоняются друг к другу так плотно, чтобы стыка практически не было видно. Затем детали мозаики склеиваются на подложку и шлифуются до зеркального блеска. Такая картина практически вечная: не поблекнет, не разобьется. Каждая из мозаик уникальна и неповторима.

На создание работы размером с лист А3 у мастера уходит от трех месяцев до полугода.

И стоит такой лист каменной красоты от 30 тысяч рублей, ведь Анна работает с полудрагоценными и поделочными камнями, могут быть вставки из драгоценных камней и ювелирных металлов. Например, в картинах амурских камнерезов зачастую используются аметисты, ониксы, чароит, яшма.

— Начинаем с самых мелких деталей, например с глаза тигра, со зрачка, потом радужка, блик на радужке, веко… и так до ста деталей может в одной фигуре доходить, — рассказывает мастерица. Однажды она делала такого тигра из сотни деталей. — Если терпения нет, камнерезом не стать. Камни — они же дети времени.

С 2004 года и почти двадцать лет, практически полжизни в ее 45, Анна Гусарева проработала в камнерезной мастерской в Белогорске в штате ООО «СК «Мост-Восток». Предприятие добывало камень для памятников, и попутно попадались другие минералы. Художники камнерезы перебрались туда, во вновь открытую камнерезную мастерскую. После голодных 90‑х это была работа мечты для художника. Получаешь стабильную зарплату и занимаешься любимым делом. Созданные мозаики камнерезы отдавали предприятию. Оно хранило каменные мозаики на складе, что‑то шло на подарки, что‑то продавалось.

Непоказанная красота

Более полусотни работ за эти годы создала Анна, но если их кто‑то и видел на выставках, так только если художница привозила их лично в двух чемоданах. Сама напрашивалась на участие в выставках, чтоб показать, какую красоту делают амурские мастера.

— С моими работами и фитнеса не надо, потаскаешь каменные картины — будешь в форме, — шутит мастерица, похожая на подростка.

Чтоб показать свои мозаики, например, на Российско-китайской ярмарке культуры и искусства, Анне приходилось выпрашивать свои работы у ООО «СК «Мост-Восток». Потом возвращала на склад.

Камнерезы — люди тихие: шлифовка камней, распиловка, подгонка требуют большого времени, мозаичные картины создаются медленно. Но как любым художникам, мастерам мозаики нужны выставки и зрители. К сожалению, с этим в Амурской области оказалось сложно.

«Мы даже не подписывали свои полотна. Знаю, что картины дарили известным людям, но где какую искать…  Потому и персональных выставок у нас не было, и никто толком не знает, какую красоту делают амурские камнерезы».

Самая крупная выставка «амурских флорентийцев» прошла в 2018 году в рамках IХ Международного фестиваля «Российско-китайская ярмарка культуры и искусства» в Амурском областном краеведческом музее. В остальное время мастера самостоятельно презентуют свои картины на творческих площадках. Тем, кто в Благовещенске, — легче, больше возможностей. В Белогорске совсем другая ситуация.

— Мы даже не подписывали свои полотна. Знаю, что картины дарились разным непростым людям, но где какую искать… — художница разводит руками. — Потому и персональных выставок у нас не было, и никто толком не знает, какую красоту делают амурские камнерезы.

Четыре года назад мастерскую «СК «Мост-Восток» расформировали, камнерезов сократили. Что стало с изготовленными полотнами — неизвестно. На руках у народного мастера осталось всего четыре картины: весна, орхидеи, космос, охота.

Каменная лихорадка

Сейчас Анна перебралась в Благовещенск и нашла местных камнерезов. Мастера слышали о ней, поделились местом в своей мастерской. Гусарева считает это уже удачей, уже хорошим знаком.

После распада мастерской в Белогорске Анна пыталась уйти из профессии, заниматься чем‑то другим. Перебивалась мастер-классами, работала в магазине. Осваивала новые техники декоративно-прикладного искусства. Даже на завод глубокой переработки сои устраивалась — надо же было как‑то жить. Но от себя не убежишь.

— Камнерезы живут от камня, он нас греет, сияет, снится. У нас это называется «каменная лихорадка», «каменная болезнь», когда сияющие спилы камней тебе снятся. Камнерезы часто ею болеют. Вот и я однажды заразилась, — смеется Анна Гусарева. Она вообще — не унывающая. — Сейчас я могла бы сделать работу и продать, но не хочу. Хочу оставить себе, отогреться возле нее. Уже задумала пейзаж с горами, водопадом, елями. Работаю со старыми запасами камней.

Амурские флорентийцы

На Дальнем Востоке есть известные мастера, которые делали работы в технике флорентийской мозаики. Так, в Хабаровском Дворце приемов с 1979 года помещена огромная живописная мозаичная картина из минералов и горных пород «Поэма о Приамурье», ее площадь — 12 квадратных метров. Это произведение мозаичного монументального искусства, прославляющее величие и красоту природы Дальнего Востока, создано заслуженным художником РСФСР Геннадием Павлишиным. Для мозаики потребовалось более сорока разновидностей минералов и горных пород. В картину уложено более ста тысяч отдельно обработанных камней.

Геннадию Павлишину, почетному гражданину Хабаровска, сегодня — 83 года. У него есть множество наград, в том числе международных. Именитый мастер часто бывал в Амурской области: на БАМе, на Селемдже. В последнее время работает над созданием икон и мозаичных сюжетов для РПЦ. Приезжал Геннадий Дмитриевич и в Благовещенск: он знаком с работами амурских мастеров, в частности Александра Лукичёва, чья тема — каменные лотосы.

В Белгорске еще несколько мастеров творят в технике флорентийской мозаики. Андрей Богаченко из камня выкладывает портреты и иконы. Валерий Микшис, помимо мозаики, работал и с камеями, делал объемные фигуры из камня. Александру Амплеенкову из Благовещенска тоже близки религиозные сюжеты, лики святых. Художник работал над ликом Николая Чудотворца в Свято-Никольской церкви и иконой на поклонном кресте в память казакам-первопроходцам. Юрий Беляев творит в областном центре, предпочитает пейзажи и природу, цветы, зверей.

«Нашли красивый камень — приносите!»

Материал для мозаики камнерезы набирают годами. Сейчас Анна Гусарева привезла остатки своих запасов каменных пластин из Белогорска, но их мало. Помочь народному мастеру внести свой вклад в камнерезное искусство и получить красивый сувенир может каждый желающий. «Нашли вы красивый камень — приносите! Мы его в мастерской распилим или нарежем пластин — вы увидите, какая красота таится у него внутри. Половину вам — половину мастеру. Будет вам сувенир, а нам — рабочий материал. Ваш камень станет частью картины», — предлагает Анна Гусарева.

Красивые экземпляры яшмы и ониксов (мы в детстве их все называли кремушками) можно найти на берегах рек. А на севере Приамурья попадаются даже аметисты в друзах кварца. Мастерица готова также сделать кабошоны, отшлифовать камешки, создать заготовки для украшений. «Многие камнерезы по всему миру так и живут», — уверяет она. Примечательно, что сама Аня украшений из камней не носит — душа масштаба требует, художественного полотна, монументальной работы. Флорентийская мозаика — ее любовь.

В мечтах у Анны — найти владельцев своих работ, съездить в Петербург в камнерезные мастерские и открыть свою школу или студию по флорентийской мозаике из камня.

Возрастная категория материалов: 18+