Журавли, олени и море в подъезде: зачем жительница амурского села расписала дома
ЛюдиУже несколько лет жителей дома на Центральной в селе Пригородном встречает целый зверинец: танцующие даурские журавли, скачущие лошади, парящий над озером горный орел, стоящие в разнотравье олени. Все это сделала Елена Черноголова, которая однажды решила: их подъезд должен перестать страдать от грязных следов, оставленных хулиганами, и расписала стены картинами с животными и птицами. Сколько времени пришлось потратить на оформление лестничных пролетов, чем сельская жительница заменила обои в собственной квартире и почему сделанные ею куклы больше не выходят на сцену, узнала «Амурская правда».
Фото: Владимир Воропаев
Антивандальная живопись
В Пригородном всего два многоквартирных дома — стандартные крупнопанельные трехэтажки, построенные много лет назад. А поскольку домофонов тогда еще не было, в подъезды этих домов частенько наведывалось местное хулиганье, которое оставляло неприглядные следы своего пребывания. Бороться с ними было сложно.
— После очередного ремонта в нашем подъезде кто-то снова оставил следы на побелке. Тогда я поговорила с соседкой, спросив, как она отнесется к тому, что я распишу стены. Она была только за, — рассказывает Елена Черноголова. — Я сначала написала журавлей, потом фон за ними. Рисовала до той высоты, куда рука доставала, хотя пришлось воспользоваться лестницей. Потом соседка сверху спросила меня, могу ли я нарисовать лошадей у них на площадке? Нашла картинку в интернете, показала, ей понравилось.
Сначала картины в сельском многоквартирном доме появились в противовес хулиганам, которые собирались в подъезде. А потом жители увидели, что расписные стены — это оригинально, красиво и отличает их дом от многих других.
Так постепенно в подъезде трехэтажного дома стали появляться картины с животными и птицами. Елена Владимировна работала понемногу, в свое свободное время, используя белую радиаторную акриловую краску, в которую добавляла нужный для цвета колер.
«Одни восхищались, другие осуждали»
Фото: Владимир Воропаев
— Люди по-разному относились к моей работе: одни восхищались, другие осуждали, — говорит художница. — Но когда я закончила наш подъезд, жильцы соседних попросили расписать стены и у них. Я поставила два условия: чтобы они сбрасывались на краску и повесили на окна занавески.
На оформление трех подъездов своего дома Елена Черноголова затратила два года. Причем на соседние у нее ушло всего два месяца, поскольку рука уже была «набита».
Потом по просьбе жильцов стоящей рядом трехэтажки она разрисовала еще один подъезд и у них. Там была уже морская тематика. Односельчане, прослышав про такие «художества», приходили посмотреть на животных и птиц, поселившихся на лестничных пролетах. А самое главное, люди, оберегая красоту и нестандартность своих подъездов, собрали деньги, чтобы установить новые двери с домофонами и поменять старые окна на металлопластиковые. Поэтому теперь никаких сомнительных компаний в их подъездах не бывает.
Дикая природа на стенах квартиры
Фото: Владимир Воропаев
Однако куда больше удивления вызывает квартира самой Елены Владимировны. Попадая в прихожую, сразу оказываешься среди цветущих деревьев, разнотравья, синевы гор и рек. А в самой большой комнате одну из стен целиком занимает пейзаж парка с уходящей вдаль тропинкой. И везде — буйство красок, окунаясь в которое, будто попадаешь в дикий уголок природы.
— Я живу на первом этаже. Когда в подвале стояла вода, обои в прихожей сырели и отваливались, — объясняет Елена Черноголова причину появления настенной живописи в квартире. — Я несколько раз заклеивала обои, а потом прямо на них поверху решила написать картины.
«Когда новые жильцы, решив купить квартиру в нашем доме, заходят в подъезд, они просто в восторге. Такого, как у нас, нигде нет», — говорит Елена Черноголова.
Она не считает себя профессиональным художником, хотя рисовать любила с детства. Творческие наклонности ей передались по наследству от родителей, но специального художественного образования сельчанка не получила. Работала воспитателем в детском саду, затем перешла в местную школу, в которой долгие годы проработала учителем изобразительного искусства и труда.
Когда душа просит
Фото: Владимир Воропаев
— Я пишу, когда душа просит. Увижу в интернете красивый сюжет, распечатаю картинку на принтере и думаю, нарисовать ее или вышить? — рассказывает художница. — Пока не закончу работу, не успокоюсь — мне обязательно надо довести все до конца. Сначала пишу дальний фон, затем — ближний, а что получится в итоге — непредсказуемо, поскольку по ходу работы вношу свои изменения.
Фото: Владимир Воропаев
Картины в квартире Елены Владимировны не только вместо фотобоев, они — повсюду: маленькие и крупные, пейзажи и анималистика. Есть даже вышитые картины, очень насыщенные и реалистичные, а еще куклы, макеты судов и церкви, вязаные цветы и букеты, самодельные игрушки, ажурные салфетки — какой-то мини-музей рукоделия одного человека.
Мечта возродить сельский кукольный театр
Фото: Владимир Воропаев
Кроме создания картин Елена Черноголова обожает делать кукол. Причем большинство из них — из простых, доступных, а иногда бросовых материалов.
— Когда-то давно у нас в селе существовал кукольный театр. Я делала кукол, дочь Ольга, работавшая в клубе, ставила с детьми разные спектакли. Куклы были не перчаточные, а гапитные: у них двигались руки, ноги, открывался рот. Вы бы видели, сколько людей на спектакли приходило! Дважды наш коллектив ездил в областной центр на фестиваль театрального искусства и оба раза становился лауреатом, — вспоминает Елена Владимировна.
Потом дочь перешла работать в школу, у нее там большие нагрузки, и кукольным театром стало некому руководить. Куклы стали никому не нужны. Но мастерица уже много лет мечтает возродить театр, поскольку «артисты» всегда готовы и ждут своего часа, чтобы выйти сцену.
Прялка, машинка «Зингер» и макет первой школы: художница создает музей села
Фото: Владимир Воропаев
Елена Черноголова не ограничивается созданием только картин и кукол. В этом году она, как председатель местного Совета ветеранов, решила обустроить музей, посвященный родному селу. Елена изготовила макеты первой школы села и одного из первых деревенских домов, ориентируясь на воспоминания односельчан.
Один из залов музея посвящен истории Пригородного. Здесь размещены экспонаты, которые принесли жители села.
— Прялку подарил начальник администрации Станислав Андрюшко, а машинку «Зингер» 1901 года выпуска — учитель на пенсии Людмила Гусева. На двери магазина я разместила объявление с просьбой к сельчанам поддержать наш молодой музей и принести вещи и фотографии, — рассказывает Елена Владимировна.
Во втором зале нового музея размещен стенд с портретами ветеранов Великой Отечественной войны и их биографиями. Портреты нарисованы простым карандашом учениками Елены Черноголовы. Еще один стенд посвящен ветеранам СВО. А экспонаты для экспозиции «Оружие Победы» мастерица сделала своими руками из картона: танк Т-34, «Катюша», первый военный внедорожник ГАЗ-64. Также художница заканчивает макет военного корабля и планирует смастерить легендарный самолет У2.
Амурская правда
от 20.07.2023
Добавить комментарий
Комментарии