Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №15 (29110) от 17 апреля 2024 года
Издается с 24 февраля 1918 года
18 апреля 2024,
четверг

История Литуса 

История Литуса  / Он знает о жизни дореволюционного Благовещенска если не все, то очень много! Краевед Евгений Литус в библиотеках и архивах провел долгие месяцы жизни, прочитал тонны газет, справок и отчетов. В его коллекции больше 2000 почтовых карточек старого Благовещенска. Бесценное достояние. Литус умен, эмоционален, глубок и интересен в своих оценках и определениях.


Он знает о жизни дореволюционного Благовещенска если не все, то очень много! Краевед Евгений Литус в библиотеках и архивах провел долгие месяцы жизни, прочитал тонны газет, справок и отчетов. В его коллекции больше 2000 почтовых карточек старого Благовещенска. Бесценное достояние. Литус умен, эмоционален, глубок и интересен в своих оценках и определениях.

Все Литусы — родственники

«Литус» с латыни переводится как «прибрежный берег». К глубокому сожалению, историю своей семьи далеко не знаю. Моя бабушка пережила много репрессий и страданий в отношении себя и всей семьи. Единственное знаю, что все Литусы города Благовещенска — родственники.

Мое детство — это родной Благовещенск, улица Островского, 14. Мой родной дом. Там, где был знаменитый гастроном и магазин «Детский мир».

Город детства в моей памяти остался уютным, теплым и небольшим. Помню, как мы шли домой из детского садика по улице Шимановского, и девочка Света мне говорила: «Если бы мы были в Москве, то тебя сбила бы машина…» А мы спокойно шагали по центру улицы, и нас никто не трогал. Это было счастье.

У меня какая-то врожденная любовь к периоду жизни нашей страны, который начинается с середины ХIХ века и до Октябрьской революции.

Наша семья очень простая, рабоче-крестьянская. Родители — послевоенные голодные дети. Главное желание было — чтобы в доме было тепло и сыто. Поэтому никаких особых интересов историей, фрагментами дореволюционной жизни и краеведением не было.

Но у меня всегда была какая-то внутренняя любовь и тяга к истории. Радостью было сбегать в музей посмотреть на потрясающую дореволюционную панораму Благовещенска со стороны Хэйхэ.

Большая часть экспозиций советского музея была посвящена животным и советскому периоду жизни. Но были небольшие, милые сердцу фрагменты жизни дореволюционного города, которые мне очень нравились, и я на них не мог налюбоваться.

У меня какая-то врожденная любовь к периоду жизни нашей страны, который начинается с середины ХIХ века и до Октябрьской революции. Это был период образованной, с растущим техническим прогрессом страны. Это уже был державный период империи, с которой боялись связываться и которая, в отличие от США, была справедливая. Ведь тогда русским человек считался не по крови, а по вероисповеданию, и мы вступались за всех православных.

«Дорогой мой, дорогушка…»

Коллекция моих дореволюционных карточек насчитывает порядка 2 000, где-то 500 из них подписаны, отправлены и получены по почте. Я их называю: «Приветы из Благовещенска». Интересно читать послания того времени, люди чаще всего писали друг другу приветственные строчки. Но есть и возвышенно-любовные чувства. «Дорогой мой, дорогушка…» — вот такие обращения были в ходу в то время. Слог был потрясающим!..

Совершенно случайная история меня влюбила в дореволюционный Благовещенск и по-своему перевернула мое сознание.

А когда погружаешься в историю дореволюционного Благовещенска, понимаешь, что жизнь была не такая уж и романтичная.

Мой папа собирал старинные монеты, а в каждом городе есть свои сообщества нумизматов. Мы с отцом поехали во Владивосток, один москвич привез туда издания, где встречались фотографии дореволюционного Благовещенска. Увидев фото утраченных зданий — разрушенных церквей и сгоревших гостиниц, — я не смог пройти мимо этого.

Выпросил у отца деньги и купил 12 почтовых карточек дореволюционного Благовещенска. Это стало основой и любовью моей коллекции. Мне тогда было лет 14-15. Вообще любовь к истории Благовещенска у меня на уровне ДНК. Я так думаю.

Фотографии, бесспорно, складываются в картинку времени. Если смотреть по снимкам дореволюционного Благовещенска, то получается красиво, таинственно и вдохновляюще. Вырисовывается история Благовещенска, которая в себя влюбляет.

А когда погружаешься в историю дореволюционного Благовещенска, понимаешь, что жизнь была не такая уж и романтичная.

Нам хочется оказаться у ярких витрин, на шумных балах, услышать знаменитый хруст французской булки. На самом деле все было далеко не так.

Пыльно, тоскливо и грязно

Дореволюционная пресса — это, кстати, самый честный срез времени, беспристрастное зеркало жизни. Когда читаешь местные газеты, понимаешь, что жизнь в нашем городе была не совсем романтичной. Экология ужасная, зимой печное отопление погружало город в дым, чад и гарь. Смог стелился над городом. В жару город задыхался от пыли немощёных дорог, в дождливое время утопал в грязи. Питание было скудным и однообразным. Спасибо китайцам, которые нас подкармливали свежими овощами.

Так и писали: идешь по грязи, задыхаешься от запахов и натыкаешься на настоящий дворец, который был вровень столичным.

Мясо было часто отвратительного качества, запах и вонь на Гостинодворской площади (ныне площадь Победы. — Прим. автора) стояли просто невыносимые.

Были ледники, которые не справлялись с хранением продуктов. Современники писали, что над мясными тушами летали тучи мух, а сами туши просто разлагались, источая зловоние.

Так и писали, что идешь по грязи, задыхаешься от запахов и натыкаешься на настоящий дворец, который был вровень столичным.

Статуи, красота, приказчики… И рядом грязь, пыль, и нечем дышать от зловония. Вот такой был мир тогда.

Первые лет тридцать в Благовещенске была тоска, особенно зимой. Почта не доходила или приходила редко, зимой все замерзало, и жизнь здесь была отрезана от большой земли.

Она была скучна. Сами посудите: в карты наигрались, друг дружку пообсуждали, перессорились. Потом стало заметно развитие, гастроли, концерты, театры.

Пресса — зеркало жизни

В 1895 году в Благовещенске начала издаваться первая газета. Она так и называлась —«Амурская газета». Там печаталась местная хроника, письма в редакцию, стали освещаться грани местной жизни, и общество стало оживать. Это видно по прессе. В начале ХХ века в Благовещенске началась бурная интересная жизнь. Тогда пришел синематограф.

Посмотрите сегодняшний отчет с любого Заксобрания или другого чиновничьего заседания. Все очень сухо и малоинтересно.

Я нашел подшивки более чем сорока изданий, которые выходили в дореволюционном Благовещенске. Журналистика тогда была однобока, эмоциональная и предвзятая. Сегодня, на мой взгляд, она стала сухой и официальной.

Посмотрите сегодняшний отчет с любого Заксобрания или другого чиновничьего заседания. Все очень сухо и малоинтересно.

В дореволюционное время журналист писал материал с заседания городской думы Благовещенска, живо и образно передавая все эмоции, выкрики с мест, остроумные реплики. Писали, кто кого ударил, обругал и проклял.

Когда я в первый раз стал читать материал из городской думы, то сразу решил, что это скучно и неинтересно. А на самом деле оказалось увлекательное чтение, от которого невозможно было оторваться. Чтение сродни детектива.

А когда начинаешь читать прессу первых советских пятилеток, то это как Земля и Марс. Как белое и черное. Контраст сумасшедший.

Хотел бы я жить в то, дореволюционное время? Честно скажу: чем больше узнаю и погружаюсь в то время, тем меньше у меня желание в нем жить.

Помню, в знаменитой Ленинской библиотеке, напитанный чтением дореволюционной благовещенской прессы, попросил газеты революционных двадцатых годов.

Когда открыл подшивку — обомлел. Это был жуткий откат в средневековье. И по шрифту, и по верстке. Полное отсутствием рекламы. Про тексты просто молчу. Это был иной мир. Понимаешь, что торговли уже не было. Все закрыто на «лопату», образно говоря. Никаких мехов и красных дорожек.

Сплошняком шли нормативы, планы и отчеты. И ты осознаешь, что это уже другая эпоха. Неподготовленному туда нырнуть — жуткая история.

Хотел бы я жить в то, дореволюционное время? Честно скажу: чем больше узнаю и погружаюсь в то время, тем меньше у меня желание в нем жить.

Экология была жуткая, питание скудное, медицина практически на нуле, эпидемии полыхали. Еще тогда было легко умереть от насильственной смерти. Преступность была сумасшедшая, вас могли убить случайно и специально. В прессе того времени огромное число заметок о шальных пулях, от которых гибли люди. Молодежь развлекалась, кто-то случайно выстрелил и убил человека. Такое было частым явлением.

БЛИЦ-ВОПРОСЫ

— С кем из живущих в дореволюционном Благовещенске вы хотели бы пообедать?

— С командой торгового дома «Чурин». Не только пообедать. Для меня было бы счастьем с ними пообщаться. Послушать их.

— Пять вещей, которые бы взяли на необитаемый остров?

— Это Библия, семейные фотографии, какое-то еще чтение, помимо слова божьего. И почтовую карточку дореволюционного Благовещенска. (Улыбается.)

— Бог на свете есть?

— Безусловно!

— Какое качество вам помогает жить?

— Жизнелюбие. Я люблю жизнь.

— Вы заступитесь за слабого?

— Всегда!

— Какие качества мешают жить?

— Эмоциональность и иногда гордыня.

— Чего вам хочется от жизни?

— Понять смысл самой жизни.


 

ИСТОРИЯ БЛАГОВЕЩЕНСКА И НЕОКРАЕВЕДЫ В МАТЕРИАЛАХ АП 

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

В Амурской области в двух тоннах киви и нектаринов нашли опасного вредителяОбщество
Одиннадцать некоммерческих организаций Приамурья получат субсидии на проекты по оздоровлениюОбщество
Строители завершили установку буронабивных свай для нового путепровода в СерышевеЭкономика
Житель Магдагачинского района выплатит штраф за незаконную вырубку березПроисшествия
Амурские синоптики предупредили о сильных дождях и подъёме уровня воды в реках из-за серии циклоновОбщество
Свыше 50 миллионов рублей потратят на реставрацию бани в Тынде к 50-летнему юбилею БАМаОбщество

Читать все новости

Общество

В Амурской области в двух тоннах киви и нектаринов нашли опасного вредителя В Амурской области в двух тоннах киви и нектаринов нашли опасного вредителя
Одиннадцать некоммерческих организаций Приамурья получат субсидии на проекты по оздоровлению
Амурские синоптики предупредили о сильных дождях и подъёме уровня воды в реках из-за серии циклонов
Свыше 50 миллионов рублей потратят на реставрацию бани в Тынде к 50-летнему юбилею БАМа
На ремонт памятников амурчанам-участникам Великой Отечественной войны направят 50 миллионов рублей
Система Orphus