Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №36 (29182) от 17 сентября 2025 года
Издается с 24 февраля 1918 года
17 октября 2025,
пятница

Обчитавшись гламура: трагедия Эммы Бовари в постановке театра Вахтангова (фото)

Рецензия на спектакль по роману Гюстава Флобера

Амурская осень

Скандальный роман Флобера о пустившейся во все тяжкие замужней даме, разорившей свою семью ради любовников и покончившей с собой, в свое время привел автора на скамью подсудимых за оскорбление морали.

С судебного процесса над романом и начинается спектакль «Бовари» Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Режиссер спектакля Ольга Субботина сразу же представляет всех, кто выйдет на черную сцену в этот вечер, в первой же мизансцене давая характеристику персонажам одним их только появлением. Главная героиня Эмма (актриса Анна Дубровская) — единственная, кто имеет хоть какой-то цвет в этом черном кабинете и серых декорациях, среди черных и серых фигур ее окружения. Ее костюмы — то светлый девичий наряд, то шелковисто-серый костюм молодой дамы, то страстно-зеленое платье — кричат, что вот она: главная, яркая, сверкающий страз на полотне покрывала провинциальной регламентированной жизни.

Это цветовое решение особенно заметно на контрасте с мрачными минималистическими декорациями, когда даже стулья выкрашены в черный, а свисающие сверху лампы можно принять и за марокканские светильники, и за керосиновые фонари.

В этой черно-серой атмосфере клетки Эмма мечется, проходит путь от наивной девочки «с романом и фортепьяном», мечтающей, как и положено, о принце на белом коне, до почти обезумевшей от страсти и отчаяния рыжеволосой фурии, бездарно растратившей свою жизнь в погоне за какими-то химерами. Это не Катерина из «Грозы» Островского, это не Анна Каренина, это — скучающая девочка в погоне за гламуром того времени.

Спектакль длится три часа, и можно сказать, что он — для подготовленного зрителя. Иначе можно не выдержать эти три часа черноты, порой очень ощутимо передающей скуку провинциальной жизни.

Особенно ярко видна губительная пустота стремлений Эммы к пасторальным слащавым картинкам на фоне любви к ней ее простого и недалекого мужа. Владислав Демченко в роли Шарля Бовари с первой же сцены вызывает сочувствие и держит его до конца. Хотя в романе он задуман иначе, а именно как глупый и скучный, но в спектакле Шарль Бовари — блаженный, почти святой. Это придает новое звучание истории: главная тут уже не только Эмма, но и всепрощающий любящий несчастный месье Бовари.

Чем всё закончилось? Суд книгу не запретил, но рекомендовал писателю соблюдать приличия. В финальной сцене вновь в зале суда Эмма и ее дочь — два цветных пятна на черной сцене. Вокруг них черные фигуры остальных персонажей, как темнота провинциальной жизни, из которой не удается вырваться матери и которая поглотит и дочь.

Спектакль длится три часа, и можно сказать, что он — для подготовленного зрителя. Иначе можно не выдержать эти три часа черноты, порой очень ощутимо передающей скуку провинциальной жизни, или не понять вдруг появляющиеся комические сцены. Но ведь злой на жизнь Флобер так и задумывал. Он совсем не боготворил свою героиню, а тонко и зло иронизировал над общим положением вещей и над ее вкусами тоже. Дешевые любовные романы и желание быть «как в Париже» — далеко не самый лучший образец к подражанию. Этот подтекст видно в спектакле не сразу, но он придает постановке глубину.

Флобер как-то написал, что Эмма Бовари плачет в каждой деревне, а на афише спектакля «Бовари» есть подзаголовок: «Сцены из романа и жизни». Жесткая скрытая ирония французского писателя 19 века до сих пор остается актуальной и бьет наотмашь попаданием в современность. Ведь каждый может вспомнить, что видел такие сцены в жизни или даже узнать свою. 

У меня в детстве, например, в доме напротив жила такая Эмма Бовари. И закончилось всё для нее так же печально. Разве что не одна девочка, а трое детей осталось на руках бабушки, да и бабушка покрепче оказалась.

***


ПОЛНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ФИЛЬМОВ, АНТРЕПРИЗ И ВСТРЕЧ — ЗДЕСЬ.

 

Возрастная категория материалов: 18+

Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Наталья ПоспеловаФото: Наталья Поспелова
Фото: Оксана ШишенкоФото: Оксана Шишенко
Фото: Оксана ШишенкоФото: Оксана Шишенко
Фото: Оксана ШишенкоФото: Оксана Шишенко
Фото: Оксана ШишенкоФото: Оксана Шишенко
Фото: Оксана ШишенкоФото: Оксана Шишенко

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

1
13.09.2022, 16:46

НАСТОЯЩАЯ, художественная рецензия! Спасибо, уважаемый Автор!

— Nifashev Sergey
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

«Я среднеодарённый человек»: Александр Адабашьян — о кино, дружбе с Михалковым и новой роли«Я среднеодарённый человек»: Александр Адабашьян — о кино, дружбе с Михалковым и новой роли
«Спасибо, что приходите смотреть кино»: репортаж с закрытия фестиваля «Амурская осень»«Спасибо, что приходите смотреть кино»: репортаж с закрытия фестиваля «Амурская осень»
«Любовь в квадрате» и награждение победителей: финальный аккорд «Амурской осени» в Благовещенске
Санчо из NEXT Сергей Степанченко: «Благовещенск и его жители имеют огромное самоуважение» 
Фестиваль на финише: что предлагает «Амурская осень» зрителю 20 сентября
«Мы не останемся в долгу»: Благовещенск покорил сердца труппы Театра на Юго-Западе Москвы
Московский «Гамлет» и ретроспектива Адабашьяна: ключевые события «Амурской осени» на 19 сентября
Счастье жить для другого: легендарный театр Фоменко привез в Благовещенск спектакль-долгожитель
Спектаклем дать надежду: впервые на амурской сцене актеры Луганска рассказали историю СВО
«Дракула» и «Старая фотография»: что предлагает благовещенцам «Амурская осень» на вечер 18 сентября
Кино без оператора: Благовещенск первый в России увидел созданный нейросетью фильм

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

1
13.09.2022, 16:46

НАСТОЯЩАЯ, художественная рецензия! Спасибо, уважаемый Автор!

— Nifashev Sergey
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Гороскоп на 17 октября: кто получит выгоду в работе, а кого ждут перемены в личной жизниСоветы
Пострадавшего в ДТП в Свободненском районе вахтовика доставят в областную больницуПроисшествия
Контрабанду пушнины на 6 миллионов рублей не пропустили за границу на таможне БлаговещенскаОбщество
Профилактика спасает жизни: более 320 тысяч амурчан прошли диспансеризацию и профосмотрыЗдоровье
В амурском онлайн-навигаторе для помощи участникам СВО «Без границ» появятся новые функцииОбщество
Двор из столицы БАМа нацелен на победу на всероссийском конкурсе «Лучший дом. Лучший двор»Общество

Читать все новости

Амурская осень

Режиссер Артем Малахов: «Я понял еще на СВО, что об этом надо говорить»Режиссер Артем Малахов: «Я понял еще на СВО, что об этом надо говорить»
«Я среднеодарённый человек»: Александр Адабашьян — о кино, дружбе с Михалковым и новой роли
«Фильмов много, а зрителей в кинотеатрах нет»: 10 вопросов председателю киножюри «Амурской осени»
Кирилл Пирогов: «После «Брата-2» у меня возникло ощущение, что я достиг успеха»
«Спасибо, что приходите смотреть кино»: репортаж с закрытия фестиваля «Амурская осень»
Система Orphus