Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев

За свет и тепло заплатим одним кликом

— Виталий Анатольевич, какие главные события этого года вы бы отметили?

— В  уходящем 2022 году в полную мощность заработал наш контакт-центр, который находится в Благовещенске и обслуживает семь регионов Дальнего Востока. 42 сотрудника и робот Алена  успешно справляются с потоком звонков — в пик принимают по 35 тысяч обращений. Еще один  серьезнейший проект, реализуемый в компании, — переход на новый программный комплекс. Это подготовительный шаг к внедрению отечественного программного обеспечения в рамках импортозамещения. Учитывая, что наш главный инструмент — компьютер, это очень важная и сложная задача. Одновременно с этим готовим базу данных для выпуска новой формы квитанции в ряде территорий области:  к жилищно-коммунальным услугам, которые уже есть в едином платежном документе, добавится строка для расчетов за тепло, которое вырабатывает ДГК. Это произойдет в феврале. В целом могу сказать, что по многим вопросам Амурская область — передовой регион: мы первыми из всех филиалов Дальневосточной энергетической компании отрабатываем нововведения. Например, единый платежный документ (ЕПД) мы выставляем с 2017 года, в Приморье наши коллеги начали рассылать их только в 2022 году, в Хабаровском крае единых "платежек" пока нет.

— Почему решено расширить квитанцию? Как это отразится на абонентах?

— Мы хотим,чтобы потребители вообще ничего не заметили! В единый платежный документ, где  содержатся начисления за ЖКУ, в том числе за электричество,  будут добавлены услуги теплоснабжения Дальневосточной генерирующей компании. Всего в феврале 2023 года более 104,5 тысячи амурчан — жители Благовещенска, села Чигири, а также пгт Прогресс — вместо двух отдельных квитанций получат одну. Раздельной она была в силу технологических причин, сейчас они почти все урегулированы. Наш клиент будет видеть все начисления на одном листе бумаги и сможет осуществлять один платеж.

—  Нужно ли куда-то идти потребителям, перерегистрироваться? Что случится с переплатой и долгами? 

575 тысяч рублей — рекордный долг амурчанина за свет. Потребитель вмешался в работу счетчика и похищал электроэнергию

— Нет, переоформлять ничего не придется. Будет один лицевой счет — по которому ранее шли расчеты за электрическую энергию. Также останется один Личный кабинет и мобильное приложение — «ДЭК ЕРИЦ (Амурская область)». Все регистрационные данные и пароли сохранятся. Произойдет слияние квитанций с теми цифрами, которые будут сформированы на начало года:  с переплатой и недоплатой за каждую услугу. В дальнейшем если потребитель будет оплачивать счет частично, то должен будет указать, сколько он хочет внести за каждую услугу. В противном случае платеж разделится пропорционально задолженности и начислению.

— Означает ли это, что отопление и горячую воду ДГК мы сможем оплачивать без комиссии?

— Комиссия не будет взиматься или окажется минимальной, если платежи производить онлайн. Точно можно говорить об оплате услуг без удержания с клиента комиссии через Систему быстрых платежей — абоненты смогут это сделать, сканируя QR-код. Сохранил для своих клиентов возможность бескомиссионной оплаты ряд кредитных организаций: например, Тинькофф, ВТБ,  Газпромбанк, Росбанк, Промсвязьбанк, Почта Банк при расчетах в мобильных приложениях. Что касается расчётов в Личном кабинете на нашем сайте и в мобильном приложении ДЭК, сейчас идет процесс торгов по поиску поставщика на проведение интернет-эквайринга. В январе сможем более точно сказать, где можно будет оплачивать тепло без комиссии. Прием платежей в кассах ДЭК будет на прежних условиях — с комиссией за тепло, без нее — за электроэнергию, ТКО и прочие услуги.

— Сколько сейчас квитанций рассылает  Амурэнергосбыт? Как выросло число потребителей?

— ДЭК начала работать с 1 января 2007 года — тогда у нас было в Амурской области 176 тысяч клиентов — частных лиц (население) и 5 900 юридических лиц. Сейчас же на обслуживании свыше 400 тысяч лицевых счетов, а также более 12 тысяч юрлиц. Конечно, львиная доля абонентов — это Благовещенск,  где мы выставляем квитанции с 2014 года, сегодня здесь порядка 120 тысяч абонентов.

— В каком населенном пункте квитанция содержит максимальное число услуг? 

— Рекордное количество жилищно-коммунальных услуг — в двух территориях: областном центре и Циолковском. Жители получают одну квитанцию с десятью видами услуг. Среди них — электроснабжение, отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (плюс  ресурсы на общедомовые нужды), содержание и ремонт жилья, вывоз мусора, домофон, плюс капитальный ремонт, который не относится к ЖКУ. Наиболее полная квитанция с единым платежом у жильцов домов, где у нас заключены договоры с управляющими компаниями. Перспектив по расширению единого платежного документа много, это встречает поддержку со стороны правительства Амурской области. Первая единая квитанция появилась в 2017 году в Райчихинске, затем мы открыли там первый современный ЕРИЦ. В городе угольщиков было сложно с платежами ЖКХ, перепродавцы ссылались на то, что потребители плохо платят. На сегодня министерство ЖКХ региона осталось довольно результатом нашей работы.

— В чем плюс единых квитанций? Их оплачивают лучше?

— Населению удобно получать единые квитанции, им не носят веер бумажных счетов, как раньше — по 5—6 «платежек» в разные дни. ЕПД позволяет консультироваться в одном окне и платить одним кликом, чего не могут предоставить мелкие компании. Когда мы взяли на себя выставление квитанций и сбор платежей, то вместе с предприятиями ЖКХ увидели улучшение платежной дисциплины абонентов. Для правительства области это также прозрачный денежный поток, что важно для поддержки предприятий сферы ЖКХ — бюджетные деньги требуют контроля.

Череда банкротств ЖКХ прекратилась

— Виталий Анатольевич, раньше долги за электроэнергию росли как снежный ком, какая ситуация в этом году?

— Платежная дисциплина потребителей Амурской области с каждым годом улучшается — как физических, так и юридических лиц. Исчезают недобросовестные предприятия-банкроты, финансовая грамота растет, совершенствуется контроль — в первую очередь это касается предприятий ЖКХ. По итогам 2021 и 2022 годов задолженность этой группы потребителей увеличивается минимально. Так, в начале года организации сферы коммунального хозяйства   были должны нам 591 миллион рублей, на конец года прогнозируется прирост в 20 миллионов, притом что потребление декабря — 242 миллиона. Для сравнения: раньше мы ежегодно фиксировали прирост в 10—20 %, то есть по 90—100 миллионов рублей!

«В 90-е большая часть расчётов за электроэнергию осуществлялась натурой — и дровами, и углем, и китайской тушенкой, и японской бытовой техникой».

Система ЖКХ работает более устойчиво: если лет пять назад Свободный, Белогорск и Райчихинск постоянно имели проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, то сегодня эти города занимают лидирующую позицию по платежам за электроэнергию, нет просроченной задолженности, мы признательны руководителям территорий. Проблемным остается Бурейский район, печальная ситуация у МУП «Коммунальные сети» в Ерофее Павловиче. Можно сказать, что времена хронических неплатежей со стороны коммунальщиков в Приамурье завершаются, и это результат политики областных властей: министерство ЖКХ очень много сделало для стабильного  функционирования сферы. Предприятия арендуют имущество по концессионным соглашениям, выстраивают долгосрочную политику.  Областной бюджет также существенно помогает организациям ЖКХ как в части модернизации инфраструктуры, так и в части мер финансовой поддержки на выравнивание тарифов.

Подавляющее большинство жителей Приамурья также добросовестно оплачивает электроэнергию. Тем не менее, не обходится и без должников. К примеру, рекордная сумма  долга одного потребителя  за свет — 575 тысяч рублей. Житель Белогорска пытался обмануть счетчик и бесплатно получать электроэнергию. К сожалению, такие факты имеют место, но они выявляются и должник оплачивает украденную электроэнергию, но уже с большими штрафами.  За 11 месяцев этого года таким клиентам предъявлено почти 40 миллионов рублей штрафных санкций.

Пандемия помогла цифровому прорыву

— Много амурских потребителей продолжает приходить лично в офис, оплачивать счета по старинке?

— Годы пандемии показали, что интерактивные способы общения — очень эффективные и удобные. Основные удаленные сервисы — наш  сайт www.dvec.ru , где можно передавать и оплачивать показания счетчиков, задавать вопросы, затем — Личный кабинет и мобильные приложения, а также электронная почта как путь получения квитанции и обратной связи. Самым же популярным каналом пока остается единый контакт-центр с виртуальным голосовым помощником по бесплатному телефону 8-800-234-77-77. Из 400 тысяч лицевых счетов пользователями личных кабинетов являются 156 тысяч амурчан, это 39 %. Квитанции на e-mail получают чуть меньше клиентов — 137 тысяч, то есть 34 %. На данный момент примерно 40 процентов платежей в кассах ДЭК производится безналично, значит, эта категория готова к прогрессивному взаимодействию.

Но мы будем продолжать совершенствовать и очное обслуживание в офисах. В Приамурье у энергокомпании есть шесть комфортных пунктов обслуживания, которые подходят под стандарты, — в Тынде, Свободном, Райчихинске, Благовещенске. В январе следующего года новый ЕРИЦ откроем в Белогорске, также в 2023-м они появятся в Зее и Серышеве. Но при этом большую часть клиентов стараемся переводить в онлайн.

 «Управляек» избавили от сверхнормативного общего света

— С 1 сентября в России изменилась методика расчета ОДН — весь объем энергоресурсов на общедомовые нужды теперь должны в полном объеме платить жильцы многоквартирных домов. Амурчане переживают, что долги соседей раскидают на всех.

—  Часто слышу эту фразу, но она абсолютно ошибочная. За соседа-должника добросовестные жильцы никогда не платили и платить не будут. Каждый рассчитывается только за своё индивидуальное энергопотребление и свою долю в общедомовом потреблении энергоресурсов пропорционально занимаемой площади. Действительно, с 1 сентября изменилось законодательство. Раньше люди рассчитывались за ОДН по нормативу, а всё, что потреблялось выше него, ложилось на плечи управляющих компаний. Теперь весь объем энергопотребления на общедомовые нужды распределяется между собственниками помещений. Для жителей по-прежнему важно тщательно следить и за исправностью общедомовых приборов учета, и за своевременностью передачи индивидуальных показаний. От этого зависит точность начислений. Но еще раз повторю: никакие долги между жильцами дома не распределяются. 

В Приамурье начисление ОДН за электроэнергию происходит преимущественно так: в течение  12 месяцев начисляется среднемесячный размер общедомовых нужд, сформированный за предыдущий год, а по итогам года  делается перерасчет: и жители МКД видят,  ушли они в плюс или минус.

В целом могу сказать, что объем жалоб, касающихся ОДН, ежегодно уменьшается.

— Виталий Анатольевич, вы стояли у истоков появления Амурэнергосбыта. Какой период запомнился больше всего?

 
 

— В этом году исполнилось 30 лет, как начался мой непрерывный трудовой стаж в энергетике. 20 января 1992 года пришел инженером в информационно-вычислительный центр Амурэнерго, но в сентябре перевелся на Благовещенскую ТЭЦ: решил попробовать себя не в электронике, а в электричестве. Там поработал электромонтером, потом на инженерной должности в цехе тепловой автоматики. В 1996 году был создан Амурэнергосбыт при Амурэнерго, и я пришел в отдел маркетинга специалистом. Тогда большая часть расчётов за электроэнергию осуществлялась натурой — до 80 процентов: и дровами, и углем, и китайской тушенкой, и японской бытовой техникой. Мы поставляли электроэнергию угольщикам, а они нам — топливо, кто-то алюминиевые провода и так далее. В лихие 90-е годы это было нормально, вся страна так жила, зарплату выдавали сотрудникам чем придется. Даже железнодорожники частично платили за энергию документом, дававшим право на перевозку. К 2000 году система взаимозачетов себя изжила. Но нам до сих пор предлагают подобные способы расчетов.  Месяц назад предприятие ЖКХ одного из районов нам предложило в оплату за электроэнергию уголь. (Смеётся. — Прим. автора)

Честно говоря, трудно вспомнить что-то одно. Правила игры на рынке электроэнергии постоянно меняются. С 2000-х годов мы постоянно в драйве, работаем в непрерывной череде изменений в правовом поле, нормативной базе, в структуре. Каждый период ознаменован новшествами в энергосбытовом направлении и вызовами.

Съем показаний счетчиков уходит в онлайн

Бороться с хищениями электроэнергии, снижать величину ОДН и в целом совершенствовать процесс учета электроэнергии помогают новые интеллектуальные электросчетчики, которые дистанционно передают показания. Амурэнергосбыт сейчас устанавливает их в многоквартирном жилом фонде в рамках 522-го федерального закона. Пока современных приборов учета установлено немного — около 14,5 тысяч штук. В 2023-м планируем установить еще около 19,5 тысяч. Реализация этих мероприятий под контролем соответствующих органов власти. Для абонента это бесплатно, установка идет взамен приборов учета, у которых вышел межповерочный интервал», — отметил Виталий Стороженко. Сетевые компании устанавливают подобные приборы в частном секторе. На сегодня в области более 70 тысяч лицевых счетов, где ДЭК формирует квитанции на основании автоматической онлайн-передачи показаний.

Возрастная категория материалов: 18+