• Фото: Любовь Соколовская
  • Валентина Кобзарь стала одним из первых народных экскурсоводов. Фото: Любовь Соколовская
  • Пушкин верил в магическую силу этих минералов. Фото: Любовь Соколовская
  • Когда и как возникло выражение «А я что, Пушкин?» Фото: Любовь Соколовская
  • Не многие знают, что Пушкин мечтал побывать в Китае. Фото: Любовь Соколовская
  • За маньчжурским гаданием. Фото: Любовь Соколовская

Под дубом тем

Пункт отправления экскурсионной группы — «пушкинский дуб». Кто привез дерево в Благовещенск, какой по счету саженец прижился и почему, называя дуб пушкинским, стоит использовать кавычки? Обо всём этом Валентина Петровна рассказывает под сенью воспетого поэтом дерева.

К слову, если бы обстоятельства сложились немного иначе, Александр Сергеевич мог сам прогуливаться в этих местах. Он очень любил путешествовать и мечтал посетить Китай — в архивах сохранилось его обращение к императору с просьбой позволить поездку в Поднебесную. Но оно так и осталось не удовлетворенным.

Достоверно неизвестно, писал ли самый известный борец за Советскую власть Федор Мухин стихи, но его памятник, расположенный в нескольких метрах от дуба, очень органично укладывается в литературную концепцию маршрута. Пророческие строки Александра Сергеевича про «имена на обломках самовластья» очень точно отражают деятельность революционера, жившего в Благовещенске под фамилией Чижиков.

Любовь, камни, гадание

Халцедоны для демонстрации Валентина Кобзарь собирала сама. Фото: Любовь Соколовская

Посетив место несохранившегося православного храма и узнав о тайной переписке великого поэта с замужней Елизаветой Воронцовой, перемещаемся в библиотеку. По дороге узнаем, что же всё-таки связывает Пушкина и халцедоны. Обойдемся без спойлеров, отвечать на этот вопрос не стану, скажу лишь, что Александр Сергеевич любил этот камень, считая, что он дарит умиротворение и вдохновение.

Наш край к халцедонам имеет самое непосредственное отношение — на территории Приамурья находится одно из крупнейших месторождений этих минералов. Уже в прохладном библиотечном зале Валентина Петровна показывает коллекцию халцедонов, собственноручно собранных на берегах Амура, Зеи и Селемджи и предлагает участникам группы испробовать на себе старинное маньчжурское гадание.

Халцедоны бывают разные. Фото: Любовь Соколовская

Сотрудники библиотеки тем временем знакомят пришедших с редкими и старинными изданиями, так или иначе связанными с творчеством поэта. На выставке не только великолепно иллюстрированные фолианты с поэмами великого поэта и книжки-малышки, но и «Донжуанский список Пушкина», а также сборник документов, отражающих ход уголовного дела в отношении Дантеса после роковой дуэли.

Откуда берет корни расхожее утверждение «А я что, Пушкин?» и какие деятели мировой культуры специально выучили русский язык, чтобы читать Пушкина в оригинале, – собравшиеся тоже узнали из мини-лекции заведующей отделом обслуживания Виктории Соломенник и сотрудника отдела краеведения и редких книг Екатерины Андреевой.

Сладкое послесловие

После экскурсии — чаепитие с любимым вареньем поэта. Фото: Любовь Соколовская

А на десерт – в прямом и переносном смысле – все дружно продегустировали любимое варенье поэта – берсеневое. Вам обязательно нужно его попробовать! И самим пройти по новому маршруту, узнать фирменный рецепт Арины Родионовны и получить халцедон на память.

О времени проведения новых экскурсий можно узнать на сайте и в соцсетях Амурской областной научной библиотеки. Кстати, в планах у организаторов — разработать маршруты, связанные с творчеством других поэтов и писателей.

В областной научной библиотеке десятки редких книг, посвященных творчеству Пушкина. Фото: Любовь Соколовская

Рецепт берсеневого варенья

Из книги «У Лукоморья» известного пушкиниста Семена Гейченко:

«Ягоды крыжовника сложить в горшок, перекладывая рядами вишневыми листьями и немного щавелем и шпинатом. Залить водкою, закрыть крышкою, обмазать оную тестом, вставить на несколько часов в печь… На другой день вынуть, всыпать в холодную воду со льдом, через час перемешать и вскипятить, потом опять положить ягоды в холодную воду со льдом, которую перемешивать несколько раз. Потом откинуть ягоды на решето, разложить на льняную скатерть и взвесить на безмене. На каждый фунт ягод взять два фунта сахара и один стакан воды. Сварить сироп, всыпать ягоды и разов по три вскипятить ключом… После всего сложить варенье в банки, завернуть их вощеной бумагой, а сверху пузырем, и обвязать».

Валентина Кобзарь, краевед, писатель, журналист, экскурсовод:

— Проводить экскурсии я начала с 2019 года, скорее из любопытства — мне самой было очень интересно находить малоизвестные факты о Благовещенске и его жителях. Экскурсии были бесплатными, на них собиралось по пятьдесят, даже по сто человек, и я поняла, что эта форма отдыха очень востребована среди горожан, ведь во время таких пеших прогулок родной и, казалось бы, знакомый город открывается с неизведанной стороны. 

У меня был опыт проведения челлендж-экскурсий, довольно длительных. Мы проходили по три километра по улице Горького, от Конной до Ленина. Большой интерес среди горожан вызвал маршрут по Бурхановке – группа стартовала в районе Пушкина-Горького и доходила до Калининского переезда, конечно не все смогли осилить весь путь, но около 30% добрались до финала.

Мне нравится придумывать и пробовать новые форматы, выходить за рамки стандартного «посмотрите направо, посмотрите налево…». Бывало после экскурсии ко мне подходили участники и спрашивали, а где можно почитать про того или иного исторического деятеля или событие, поэтому я подумала, что было бы интересно соединить пешие экскурсии со знакомством с библиотечным фондом. 

В Амурской областной научной библиотеке им. Муравьева-Амурского поддержали мою идею, так зародился проект «Все дороги ведут в…». Экскурсия «Пушкин и халцедоны» открывает цикл литературно-исторических прогулок. Положительные отзывы участников дали нам понять, что такой  формат пришелся по душе жителям и гостям города. Конечно, это вдохновляет на разработку новых маршрутов. 

В планах — организовать экскурсии, связанные с именами местных поэтом и писателей — Бориса Машука, Леонида Завальнюка, Николая Фотьева. Возможно, пойдем дальше и придумаем маршруты, посвященные Маяковскому, Чехову и другим знаковым фигурам отечественной литературы.

Возрастная категория материалов: 18+