Фото: Любовь СоколовскаяФото: Любовь Соколовская

Миф 1. Гуманитариям языки даются легче, чем технарям

С точки зрения головного мозга деления на «физиков» и «лириков» вообще не существует. Утверждение, что левое полушарие отвечает за математические способности, а правое — за творчество и изучение языков, ошибочно. За обработку арифметической и лингвистической информации отвечает одно и то же левое полушарие. К тому же любой язык — это математическая система, в которой вместо цифр используются звуки и буквы.

Вообще, эти функции жестко не специализированы. В целом за обработку речи мозг отвечает не половиной, а полностью: нам требуется вся кора головного мозга, чтобы обличить мысли в слова либо, наоборот, понять чужую речь. Конечно, существуют люди, которым языки даются легче, чем остальным. Врожденные способности никто не отрицает, но это не значит, что этот человек не способен к чему-то другому. Он может увлекаться квантовой физикой или щелкать олимпиадные задачки по математике как орешки. И в этом не будет противоречия.

Деление на «гуманитариев» и «технарей» происходит скорее искусственно: в школах формируют классы, а родители определяют, к чему у ребенка способности. Но чаще всего речь идет просто о склонностях и интересе, либо, напротив, нежелании учить язык, которое и маскируется под оправдание «Я не гуманитарий».

Миф 2. Овладеть иностранным помогает ген языка, который есть не у всех

Не существует никакого гена языка. Да, на запрос о таковом «Гугл» выдаст вам статью о гене FOXP2, с легкой подачи журналистов названным геном языка, что не совсем соответствует действительности. Такой ген действительно есть, но он не отвечает за речь. А история такая. Однажды в поле зрения ученых попала семья, у всех членов которой были видимые нарушения речи. После тщательного исследования специалисты обнаружили мутацию в гене FOXP2, его-то в СМИ и окрестили геном языка. Однако он отвечает лишь за вывод информации посредством облачения в звук, физическую способность говорить. Этот же ген есть, например, у птиц, приматов и летучих мышей. Для человека он лишь один из генов, участвующих в речемыслительном процессе.

Утверждение, что левое полушарие отвечает за математические способности, а правое — за творчество и изучение языков, ошибочно. За обработку речи мозг отвечает не половиной, а полностью.

Конечно, способность к языкам нередко обусловлена генетически, но чаще всего это означает, что человеку достался набор широко специализированных генов, которые тем или иным образом помогают в процессе обучения. Например, есть ген, который отвечает за музыкальный слух. Его обладателю будет не только легче учиться играть на музыкальных инструментах, петь, попадая в ноты, но и улавливать и воспроизводить звуки чужой речи. Такой человек, скорее всего, очень быстро заговорит на иностранном, причем с минимальным акцентом. Но вот гарантии, что он также просто освоит грамматику — никакой. Одним словом, если вам не достались полезные гены, это не приговор. Вы можете достичь тех же результатов, что и везунчики, просто вам потребуется больше времени и сил.

Миф 3. Благодаря специальным методикам иностранный язык можно выучить без лишних усилий

Тысячи людей мечтают выучить иностранный и при этом ничего не делать. И предприимчивые маркетологи умело спекулируют на этом. Кто-то предлагает овладеть иностранным во сне, кто-то обещает помочь заговорить за две недели — лженаучных историй очень много. Не стоит забывать, что процесс изучения языка всегда активный, человек должен быть в него вовлечен. Язык — это такой же навык, как вождение автомобиля или игра на фортепьяно, для мозга эти процессы мало отличаются. Вам же не придет в голову учиться управлять машиной во сне? Вот и выучить язык в стране сновидений не получится.

Авторы книг в духе «Английский за две недели» или «Китайский за 5 минут в день» тоже лукавят. Конечно, мы можем заучить слова, фразы, даже научиться их произносить, и для какой-то ситуации, например, покупки билета в театр или заказа кофе, этого будет достаточно. Если вы едете в страну как турист, возможно, подобные знания пригодятся. Но велика вероятность того, что ответить на уточняющий вопрос вы уже не сможете. То есть о полноценном общении речи не идет. Поэтому тратить деньги на «инновационные и сверхэффективные» методики бессмысленно.

Миф 4. Изучение языка может уберечь от старческого слабоумия

Я бы не стала делать таких громких заявлений. Изучение языка действительно может замедлить процесс развития нейродегенеративных заболеваний мозга. Согласно исследованиям, в странах, где большинство населения владеют двумя и более языками (Канада, Швейцария), болезнь Альцгеймера диагностируется у людей в среднем на 20 лет позже, чем в моноязычных странах. Также доказано, что владеющие несколькими языками быстрее восстанавливаются после инсультов. Таким образом, мы можем говорить о том, что изучение языка помогает отсрочить, замедлить возрастные изменения в мозге, но не полностью застраховать от них.

Миф 5. Люди, переехавшие на ПМЖ в другую страну, начинают думать на местном языке

Ученые до сих не пришли к точному выводу, думаем ли мы на каком-то языке вообще. По одной из теорий, язык не участвует в мыслительном процессе. Согласно ей, для мыслеформ используются более универсальные концепции, которые потом облекаются в слова, при этом в нашем восприятии процессы сливаются воедино, что дает повод считать, будто думаем мы, используя язык.

Так ли это на самом деле, пока неизвестно, а вот то, что человек, долго живущий в другой языковой среде, может забыть родной язык — совершенная правда. Полное языковое забвение происходит редко и лишь в тех случаях, когда человек полностью перестает использовать родную речь. Чаще эмигранты забывают какие-то отдельные слова или конструкции, начинают допускать ошибки, приобретают акцент. В этом нет ничего удивительного: у англичан есть поговорка: Use it or lose it — «используй или потеряешь». Это касается абсолютно всех навыков, в том числе и языковых.

Как помочь себе или ребенку овладеть языком?

Открою тайну, с момента появления самой первой методики изучения иностранного языка в корне ничего не поменялось. Выучить язык можно лишь при условии постоянного вовлечения в процесс обучения. Нужно понять: никто не научит вас английскому, китайскому или любому другому языку, научиться сможете только вы сами. Конечно, легче это сделать с участием грамотного преподавателя, который будет преподносить материал, исправлять ошибки, но никакой даже самый гениальный педагог не выучит язык за вас!

Не существует никакого гена языка. Такое название ген FOXP2 получил с легкой подачи журналистов. Но утверждать, что он отвечает за речь, не совсем правильно.

Чтобы заговорить на другом языке, как ни странно, на нем нужно — заговорить! С первых занятий, используя те десять слов, которые вы успели выучить и самую простую грамматическую конструкцию. Пускай это будет коряво, с огрехами и ошибками, главное — вы преодолеете тот самый барьер, который мешает тысячам людей, годами изучающим язык, начать применять его на практике. Не нужно бояться составить предложение неправильно: даже если вы нарушите синтаксическую конструкцию, велика вероятность, что вас поймут. Более того, при бытовом общении ваших ошибок могут даже не заметить.

И старайтесь заниматься регулярно. Лучше 15—20 минут в день, чем 2 часа в неделю. Так информация из кратковременной памяти перейдет в долговременную, а значит, вы сможете ею воспользоваться и через месяц, и через год.

Справка АП

Яна Хлюстова — востоковед-китаист (НИУ ВШЭ), историк (МГУ-Сорбонна), научный журналист, преподаватель иностранных языков, блогер, автор книг «Шнобелевская премия: самые нелепые изобретения и не только» и «Поймать вавилонскую рыбку: человеческий мозг, нейронные сети и изучение иностранных языков». Владеет французским, английским, испанским, немецким, китайским, карельским языками, изучает древнеисландский. Увлекается бегом, плаваньем на длительные дистанции, фридайвингом (нырянием без оборудования на задержке дыхания), разведением комнатных растений.

Возрастная категория материалов: 18+