Фото: Амурская авиабазаФото: Амурская авиабаза

«Я влюблена в небо с детства, наверное, у меня это в крови»

6

авиаотделений в Свободном, Новокиевском Увале, Зее, Магдагачах, Февральске, Архаре

В кабине пилота основные члены экипажа — это командир воздушного судна, второй пилот и бортмеханик. Активное управление у командира, но он дает второму пилоту управлять судном во время отказов или внештатных ситуаций. В основном задача второго пилота — ведение ориентировки и навигация. Именно в этом заключается работа 22-летней Натальи Камыниной. Несмотря на свой юный возраст, девушка — второй пилот вертолета Ми-8.

 — У меня отец летал, может, у меня это в крови есть? — смеется юная пилот Наталья. — До 9-го класса я хотела стать стоматологом, а в 11-м классе, когда у всех выпускников начинаются метания и выбор будущей профессии, мне сестра предложила стать стюардессой. Но я ответила — нет, это не мое. Мой отец — вертолетчик. И меня поглотил этот азарт — стать пилотом вертолета. Работа очень интересная, я начала смотреть ролики в интернете об этой профессии и поняла, что это станет моей жизнью.

На вопрос, почему именно вертолет, девушка рассказывает, что ни за что не променяла бы это воздушное судно на другое.

— Специфика вертолетчика интересная, не сравнишь с работой той же стюардессы. Мы летаем на низких высотах. Самолет — это другие страны, другие города, но ты просто сидишь на судне, и всё — однотипно и быстро надоест. А здесь — каждый вылет уникальный. Тренировка десантников и парашютистов — такого я не встречала еще нигде, кроме как на работе в Амурской авиабазе, — говорит второй пилот.

15

единиц авиатехники, среди которых 4 вертолета Ми-8 и 11 самолетов Ан-2 и ТВС

Наталья окончила Омский летно-технический колледж гражданской авиации, это единственное училище в России, где обучают по специальности пилот вертолета.

— Я из Иркутской области, с трудоустройством были проблемы, после выпуска четыре месяца я везде рассылала свои резюме. Девушку негде не хотели брать — стереотип, что женщине в авиации делать нечего. Амурская авиабаза откликнулась, и меня приняли на работу. Мы переехали сюда семьей, — рассказывает Наталья Камынина. — В Амурской области прекрасная природа, интереснейшие места, горы, я когда училась в Омске, наблюдала только равнину, а тут первый — самый запоминающийся вылет — Зейский заповедник. Становой хребет — и такая красота, аж дух захватывает, и вновь влюбляешься в свою профессию.

В обязанности Натальи также входит высчитать время и скорость, сориентироваться в карте — пятикилометровке, где ориентирами являются реки, горы и населенные пункты, рассчитать необходимое количество топлива.

422

человека составляет штат Амурской авиабазы, из них 168 сотрудников парашютно-десантной пожарной службы

Несмотря на то что мужчины-пилоты в Амурской авиабазе суровые ребята, они всегда приходят на помощь и делятся бесценным опытом с юной коллегой.

— Я только начинаю, и нюансам, которые возникают в процессе, нас не учили в летном техникуме, но благодаря коллективу у меня всё получается, — рассказывает девушка.

В будущем Наталья мечтает набраться опыта и стать командиром воздушного судна в Амурской авиабазе и доказать, что девушки тоже могут быть отличными пилотами.

Как оказалось, в Приамурье Наталья перебралась вместе со своим мужем, ребенком и двумя котами. Супруг Натальи работает вместе с девушкой в небе. Мужчина бортмеханик в национальной службе санитарной авиации. А сейчас он — в отпуске по уходу за ребенком.

— Муж дал мне дорогу — реализовать себя в моей профессии, он понимает, что небо — это моя мечта, и во всем поддерживает. Такая у нас авиационная семья. Даже наш малыш уже налетал несколько часов, когда я беременной проходила практику, — с гордостью делится с «Амурской правдой» молодая мама.

Не боятся только глупцы

Антон Бешецкий с начальником архаринского авиаотделения. Фото: Амурская авиабаза

Уже 13 лет в должности старшего летчика-наблюдателя в Амурской авиабазе трудится Антон Бешецкий. Он окончил Дальневосточный государственный аграрный университет и после армии устроился сначала десантником, затем работал инструктором, а в дальнейшем стал летчиком-наблюдателем. Отец Антона Юрьевич работал старшим инструктором парашютно-десантной пожарной службы, 32 года он посвятил профессии.

8

летчиков-наблюдателей, из которых — четыре старших летчика-наблюдателя, а трое еще и начальники авиаотделений в Зее, Свободном и Новокиевском Увале

Антон Бешецкий входит в состав членов экипажа, выполняет авиапатрулирование, обнаруживает пожары и, собственно, тушит их. Ему необходимо правильно и точно определить пожар и дать по нему все данные: площадь, привязка и сколько требуется сил и средств.

— Интересная работа, романтика, красота, но, конечно, присутствует и страх, не боится только глупец, — признается Антон Юрьевич. — Но работать надо, тушить пожары надо и защищать леса тоже надо. В прошлом году я налетал 340 часов на Ан-2, ТВС (судно с турбовинтовым двигателем), Ми-8.

Любимое судно опытного летчика-наблюдателя Антона Бешецкого Ми-8.

— У вертолета лучше аэродинамические свойства, и его проще посадить, он может спланировать на ограниченное пространство, — рассказывает специалист.

14

сотрудников учреждения имеют различные государственные награды

— Непосредственно на пожаре, чтобы высадить группу, необходимо подобрать место неподалеку от водоема, чтобы люди могли и приготовить кушать, и попить, и чтобы была вода, чтобы тушить возгорание. Есть два способа тушения пожаров — прямой заключается в заливке водой, огнеборцы непосредственно тушат пожар — РЛО, воздуходувки, захлестывание, забрасывание грунтом, второй способ — встречный пал.

Сложно работать, когда пожары большие или их много, всё в дыму, видимость плохая, летчикам-наблюдателям приходится работать «на ощупь». Попадание в дым специалисты называют «попасть в молоко», но знающие область как свои пять пальцев сотрудники Амурской авиабазы всегда смогут найти ориентир — реку, возвышенность и понять, куда следует направиться.

Пожарные-десантники лицом к лицу встречаются с огнем

Фото: Амурская авиабаза

— Когда нас высаживают на пожар, мы рассредотачиваемся по всей его кромке и, слушая координацию летчика-наблюдателя с неба, идем непосредственно лицом к лицу навстречу огню, — рассказывает о своих трудовых буднях инструктор десантно-пожарной группы Артем Сверщук.

64

девушки работают в штате Амурской авиабазы

Артем Сергеевич руководит пожаром в самом пекле. Вместе с ребятами в составе группы он принимает решения, кого и куда отправить и какие способы тушения применить.

— С весны и до самой зимы мы находимся в тайге. Коллеги уже стали как семья, ведь родных людей мы, бывает, видим реже, чем напарников, — рассказывает мужчина. — После выполнения задач по тушению, ближе к вечеру, среди тайги мы обустраиваем свой быт. Разбиваем лагерь, ставим палатки, разжигаем костер, а ранним утром снова приступаем к пожаротушению.

Самое долго, без выезда домой, в тайге Артем Сверщук с коллегами находился 28 дней. Во время пожаров в Мазановском округе ребята переходили от одного возгорания к другому.

— Это было в прошлом году. После почти месяца в тайге мы приехали домой на 2–3 дня, собрались и вновь отправились тушить природные пожары. Единственное, что может помочь, — дожди, если стоит жара, то работа будет.

4342

человека и 163 тонны груза перевезено воздушными судами в 2023 году

Но ребята не отчаиваются, любят свое дело. «Мы без леса уже не можем» признаются сотрудники Амурской авиабазы. Более опытные сотрудники делятся своим опытом с новичками.

В тайге сотрудники авиабазы находятся без оружия. Частенько вечерами, завершая свой напряженный день у костра, ребята видят бродящих в округе хищников. Отпугивают животных криками.

— Мы работаем в настолько глухой тайге, что животные не знают, кто такой человек и поэтому не нападают, даже сами боятся. С пожара выходят козы, зайцы, надышавшиеся дымом, много живности погибает в лесных пожарах.

В этом году Амурская авиабаза отметила 60-летний юбилей

Фото: Амурская авиабаза

Автопарк учреждения насчитывает 15 единиц авиатехники — это самолеты Ан-2, ТВС-2 и вертолеты Ми-8. Вся техника базируется в Свободном, в Архаре, Зее, Февральске, Новокиевском Увале.

2700

часов налетала авиация за пожароопасный сезон-2023: 1730 часов в воздухе провели самолеты во время авиапатрулирования, 887 — работали вертолеты на тушении лесных пожаров

В авиации сейчас трудятся около 300 человек летного и технического состава. Авиаторы тушат лесные пожары, мониторят пожароопасную ситуацию на территории всей Амурской области, выполняют санитарные задачи и полеты по заявке клиентов. На самолете Ан-2 летчики осуществляют перевозку пассажиров в северные районы области — Береговой, Бомнак, Февральск, Экимчан, Зею, Октябрьский.

В этом году Амурская авиабаза отметила 60-летие. Задачи, которые выполняют сотрудники самые различные, они не ограничиваются работой на пожарах. Авиаторы задействованы на ликвидации чрезвычайных ситуаций и эвакуации населения, в поиске пропавших людей в лесах и поиске частей ракет после пуска с космодрома Восточный, обслуживание трубопроводов, газопроводов и энергетических линий, ведение топографической съёмки местности, перевозке людей и грузов в труднодоступные районы, и самое главное — авиационное патрулирование и тушение лесных пожаров.

— Амурская авиабаза единственная в стране, которая занимается не только тушением пожаров, но и выполняет другие функции малой авиации, например перевозку пассажиров. В 2023 году они перевезли 4342 человека и 163 тонны груза, — рассказали в министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности Приамурья.

Факты об Амурской авиабазе

268

природных пожаров потушено с участием ПДПС за прошлый пожароопасный сезон

— Амурская авиабаза — единственная в стране, которая занимается не только тушением пожаров, но и выполняет другие функции малой авиации, такие как, например, перевозка пассажиров.

— Амурская авиабаза — одна из четырех государственных учреждений в стране на балансе, у которой есть собственные воздушные суда.

— Впервые в этом году в штат была принята девушка — второй пилот вертолета Ми-8.

— Самое многочисленное авиаотделение находится в Зее — там трудится более 40 человек.

— В штате учреждения есть единственный старший инструктор парашютно-десантной пожарной службы (начальник ПДПС) Дементий Коломеец.

— Почти 40 лет Авиабазе посвятил Юрий Поезжаев. Он начинал свою длительность в должности парашютиста-пожарного, сейчас он — авиационный техник по парашютным и аварийно-спасательным средствам. Работает на территории Свободненского авиаотделения.

— Авиабаза гордится тем, что в ее штате насчитывается более 15 династий, посвятивших свою жизнь небу.

Возрастная категория материалов: 18+