• Флагман промышленного туризма в регионе — эксплуатационное локомотивное депо в Белогорске.

Пора выходить на международный уровень

32

процента российских туристов назвали Амурскую область в числе регионов, которые хотели бы посетить

Сегодня Амурская область — лидер по развитию промышленного туризма, за что не раз была отмечена на федеральном уровне. Так, команда Амурской области — обладатель Всероссийской туристической премии Russian Travel Awards. В этом году регион вошел в число 13 территорий-лидеров по развитию промышленного туризма в стране. При этом вплотную развитием этого направления команда Приамурья занимается всего три года.

Сейчас более 20 промышленных предприятий региона — участники Всероссийской программы-акселератора Минпромторга и АСИ «Открытая промышленность». Этот список продолжается пополняться: всё больше компаний открывают двери для туристов. И амурские власти готовы всячески помогать в этой работе – для этого проводится обучение специалистов, а также такие мероприятия, как эта сессия, собравшая всех заинтересованных вместе.

На платформе Промтуризм.ру можно подобрать тур на российские предприятия. Сейчас участниками программы уже стали 73 региона страны.

— Промтуризм для Амурской области — это образ жизни надолго. И это возможность развития вдолгую. Наше министерство видит в этом большой потенциал, мы заинтересованы в сотрудничестве с предприятиями, — отмечает и.о. министра экономического развития и внешних связей Амурской области Екатерина Киреева. — Сейчас в нашем регионе уже появилось много интересных маршрутов, но стоит задача развиваться дальше. Нужно, чтобы предприятия четко понимали, зачем они в промтуризме, какие задачи для себя решают. Нужно сделать так, чтобы новый цикл развития в ближайшие 3–4 года вышел на новый уровень. Мы открыты для предложений и обсуждений. У нас много вариантов поддержки: это конкретные финансовые меры на развитие туризма, которые стали возможны благодаря нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства». Мы можем говорить о развитии межрегиональных маршрутов, а благодаря нашему уникальному географическому положению — и международных. Наши китайские коллеги очень заинтересованы в маршрутах на две страны.

Туристы хотят открывать для себя Амурскую область

В том, что промышленный туризм ждет большое будущее, уверены эксперты – инициаторы запуска программы «Открытая промышленность» в нашей стране. Они с 2021 года сотрудничают с Амурской областью, выступая наставниками в этом направлении. Запрос у туристов на такие туры очень большой, и они уже давно вышли за пределы обычных экскурсий на производство. 

Четыре года промышленный туризм шагает по нашей стране. Начинали мы в ковид, когда все считали, что это бессмысленно. Но мы стояли на своем и говорили, что нужно готовиться к развитию и к большому потоку внутреннего туризма, — говорит инициатор проекта «ПромТуризм» Сергей Рыжов. — Проект реализуется при поддержке АНО «Агентство стратегических инициатив по реализации новых проектов» и Министерства промышленности и торговли РФ. Начинали мы с 10 пилотных регионов, а по итогам этого года их будет уже 81. Ожидаемая цифра в 2024 году: российские предприятия примут более двух миллионов туристов. Мы вышли и на международный уровень: первая страна, которая подключилась к проекту, — Республика Беларусь, на прошлой неделе — Узбекистан, и мы будем двигаться дальше. Мы впервые выпустили 1000 специалистов с квалификацией «Организатор промышленного туризма». 

По результатам исследований, 32 процента российских путешественников назвали Амурскую область в числе регионов, которые хотели бы посетить. И уже сейчас очевидно, как много задач помогает решить промтуризм.

— Промышленный туризм — это пиар. К вам привели людей, и у вас есть полтора-два часа, чтобы изменить их восприятие вас как предприятия, производителя, работодателя. Профориентационная задача ясна — экскурсии для школьников и студентов. Сейчас набирают популярность корпоративные поездки, инвестиционные туры, на производства едут потенциальные покупатели продукции, на базе компаний проводятся большие событийные мероприятия, — перечисляет эксперт. 

Портреты слесарей и живой Менделеев

Лучшими практиками в регионах поделилась с собравшимися его коллега и также наставник Приамурья Наталья Кисельникова. Она — автор методологии по развитию промышленного туризма, благодаря которой более тысячи предприятий по стране разработали свои маршруты.

— Отрадно видеть результаты Амурской области — мы помним, как всё начиналось у многих предприятий, — признается Наталья Кисельникова. — Сейчас в стране очень активно развивается промышленный туризм, и какие-то идеи можно использовать и здесь. Промышленный туризм давно вышел за рамки обычной производственной экскурсии. Туризм не может развивать промышленность, но может ее продвигать. И это очень эффективный инструмент для взаимодействия с аудиторией. При этом важно, когда цели предприятия совпадают с целями региона. И задача привлечь кадры либо удержать их в регионе — общая для многих предприятий. Например, в Магнитогорске после открытия предприятий для посещения сократился отток населения. Причем там молодежь вовлекают и в корпоративную культуру предприятий.

Сегодня на российских заводах открывают целые лаборатории для туристов. В качестве примера: на одном из металлургических предприятий в конце экскурсии предлагают через чат-бот пройти тест — кем ты можешь работать на этом производстве? А на заводе СИБУРа в Тобольске экскурсии проводит оживленный с помощью нейросетей Дмитрий Менделеев. В Перми на базе крупнейшего предприятия организовали Всероссийский фестиваль семейных династий. На известном заводе мороженого детям выдают сертификат на коробку сладкого десерта, которую доставляет специальный автомобиль. В Ростовской области крупный завод по производству техники приглашает в цеха художников, которые создают картины на тему рабочих специальностей — и они даже выставляются в Третьяковской галерее.

— Пора создавать коллаборации: например, «Дело Кучеровых» могло бы производить сувениры для ваших предприятий. У вас сейчас строится новый терминал аэропорта – его обязательно нужно наполнить информацией о предприятиях области и о том, как попасть на экскурсии. Даже запустить аудиогид с информацией об Амурской области, который можно послушать по пути из аэропорта. Очень важная часть — экопросвещение, нужно проводить акции и мероприятия, чтобы показать, что предприятия думают об экологии и что они безопасны, — призвала участников к активности Наталья Кисельникова. — Пора награждать лучших — можно учредить региональную премию «Открытая промышленность». У вас есть шанс стать первооткрывателем в международном туризме благодаря вашему уникальному географическому положению. Пока такого в стране нет.

Для чего амурские предприятия открывают двери для туристов

7 тысяч человек посетят космодром Восточный в 2024 году, по предварительным прогнозам. С начала открытия экскурсий в 2019 году рост — 300 процентов.

Как отметили эксперты, в Амурской области немало примеров, которые они озвучивают при работе в других регионах. Среди них — прииск Соловьевский в Тындинском округе, сыроварня Агриппины в Благовещенском округе; Амурский газохимический комплекс уже приглашает гостей — причем еще на этапе строительства.

Космодром Восточный и вовсе стал толчком в развитии промтуризма всей страны. Как пример приводят специалисты ежегодный марафон «Путь к звездам» на Восточном. На сессии выступили представители амурских предприятий, которые уже активно работают с туристами.

— Мы прошли обучение по программе акселератора в прошлом году, получили много практических советов, разработали портфель экскурсоводов, — рассказала главный специалист группы по развитию туризма отдела АО ЦЭНКИ Космического центра Восточный Светлана Кихай. — С 2019 года Амурская область участвует в программе «Открытая промышленность», и наша кривая только растет вверх. За девять месяцев этого года проведено более 250 экскурсий, в основном приезжают школьники и студенты, но растет число и взрослых туристов не только из Дальнего Востока, но и других регионов страны.

Если в начале развития промтуризма в нашем регионе некоторые предприятия не понимали, зачем участвовать в этом проекте, сегодня большинству очевидно — это нужно прежде всего им. Кадровый голод сегодня испытывают все «рабочие» отрасли. И многие промышленники признались, что главная задача для них – привлечь на работу молодежь. 

— Наша цель: нам нужны кадры, и желательно — именно местные. Но пока мы привлекаем специалистов в судостроение из регионов, где это судостроение развито, а хотелось бы своих, — признается специалист по связям с общественностью судостроительного завода Валерий Силкин.

— В 2022 году мы присоединились к проекту промышленного туризма. Музей на предприятии был еще с советских времен, мы немного обновили базу, создали положение о музее и разработали маршрутную карту. Свой проект представали на конкурс эти летом, были очень сильные конкуренты – нефтяники, золотодобытчики. Но нас тоже оценили и вручили диплом третьей степени. Изначально у нас было 500 туристов, сейчас — уже около двух тысяч за год. Хочется объединиться, теснее работать с туроператорами. Мы мечтаем развиваться: например, сделать интерактивный музей для самых маленьких гостей.

Еще один флагман промышленного туризма в регионе — эксплуатационное локомотивное депо Белогорск.

— У нас самое большое эксплуатационное депо в России. Мы вошли в промышленный акселератор с 2022 года, — говорит председатель первичной профсоюзной организации Юрий Артемьев. — Мы заинтересованы в привлечении новых работников на предприятие и создании положительного имиджа ОАО «РЖД» как надежной и безопасной компании. У нас всегда можно узнать что-то новое — мы готовы формировать экскурсии под запрос гостей. Нам есть что показать: новые локомотивы в первую очередь поставляются на Восточный полигон, и новые технологии тоже приходят к нам раньше всех в стране. Сейчас мы дарим своим туристам сувениры — брелок на память. Сейчас всё больше взрослых туристов, и их запрос отличается, поэтому готовимся основательно к таким группам.

Предприятия и туроператоры: «Давайте объединяться!»

После обмена опытом всем собравшимся предложили подумать о перезагрузке промышленного туризма в регионе. Организаторы распределили участников по группам, и те ломали головы: чем можно удивить туристов? Также было необходимо продумать меры поддержки, которые хотелось бы получить от государства. 

— Мы проводим экскурсии на предприятие, и нам интересно, что мы можем добавить новое, почерпнуть идеи, — признаются представители компании «Таргет АГРО». – Наше предприятие отличается тем, что мы можем показать весь цикл — от семян до выращивания, а затем — до продукта переработки. Нам кажется, было бы интересно объединиться: в Амурской области уже несколько предприятий, которые занимаются переработкой сои, строится еще одно, и такой тур был бы интересен туристам — и потенциальным партнерам, и инвесторам. Со стороны Китая очень большой интерес к переработке.

Кстати, организаторы предложили пойти еще дальше и сделать совместный тур – на два берега Амура. Показать переработку в приграничной провинции Китая и в Амурской области. 

— У нас проблема с местами проживания, гостиничная инфраструктура плохо развита, эту задачу нужно решать, — отметил представитель космодрома Восточный.

— Так нужно приглашать ведущих отельеров, показывать потенциал региона, чтобы они рассматривали варианты строительства здесь, — говорит Сергей Рыжов.

Наиболее интересные отрасли для туристов по результатам последних опросов: пищевая промышленность, IT и инновации, металлургия, машиностроение, энергетика, горнодобывающая промышленность.

Участники предложили провести «Промышленные игры» (по аналогии с олимпийскими)  между командами промышленных предприятий региона. Представитель Центра развития территорий области Валерия Рооз подала идею украсить здания предприятий муралами, а также предусмотреть меры поддержки на развитие инфраструктуры — как минимум на ремонты фасадов зданий. Проект «Курс на БАМ» предложили запустить представители туротрасли: добавить в состав поезда несколько специализированных вагонов, в том числе вагон-ресторан, в меню которого были бы блюда китайской кухни, блюда из сои и космическое питание.

— Важная цель – сократить отток населения, для этого люди должны полюбить место, где родились и выросли, — уверена замглавы администрации Бурейского округа Светлана Канкошева. — Для школьников мы предлагаем проводить «уроки в касках» на предприятиях, а на классные часы приглашать родителей, которые рассказывали бы о рабочих профессиях. Для студентов — создать лаборатории, где каждый смог бы попробовать разные специальности на практике. Также мы предлагаем крупным предприятиям становиться наставниками в промышленном туризме для маленьких предприятий, а на уровне властей — поощрять такие предприятия. Например, придумать грант. Также предлагаем создать фестиваль студенческих профессий — с разными площадками, концертами, тусовками. У нас есть чудесный фонтан: предлагаем устраивать лазерные шоу с изображениями наших предприятий и рабочих профессий.

Во время обсуждения родилась идея запустить линейку мороженого с символами Амурской области: золотым слитком, ракетой, Триумфальной аркой и так далее. Такое предложение прозвучало от ГК «Интеграл» — компания проводит экскурсии на линию по производству минеральной воды и готовится к расширению программы для туристов.

Екатерина Киреева: «Мы готовы поддерживать и помогать предприятиям»

Все предложения фиксировались — министерство экономического развития тут же взяло самые яркие идеи в работу, в том числе поддержало идею с продуктовой «туристической» линейкой.

— Мне кажется, результат отличный! Форум российско-китайского промтуризма — да. Муралы — красивая тема. Нужно подумать совместно с предприятиями над реализацией этого, — отметила Екатерина Киреева. — Речь шла о создании объектов дорожного сервиса — у нас уже идет эта работа, приступили к визуализации. Отличная идея провести презентацию промышленного делового туризма нашей области в Москве. У нас уже действуют меры поддержки в туризме: на обустройство маршрутов, маркировку троп, обустройство зон отдыха. Также есть субсидия на проведение событийных мероприятий. Есть отдельные меры поддержки на создание туристических троп — именно у нас в регионе будет реализовываться пилотный проект. Если есть такой интерес, мы на следующий год можем подготовить заявку. Готовьте проект — и мы будем консультировать. Обсуждаем с РЖД и запуск спецпоезда – тема непростая, но делать ее будем. Следующее мероприятие нам предстоит как раз в Тынде: форум, посвященный маршруту «БАМ-туристический». Будем думать над созданием фотозон предприятий в общественных местах; предприятия-наставники — поддержим эту тему. Сейчас стартует следующий поток обучения в акселераторе, обратите на это внимание. Также будем совместно тестить новые маршруты. Подключайтесь к проекту «Классная страна», в этом году это первый проект, когда дети будут путешествовать по вашим предприятиям при федеральной поддержке, и мы готовимся к этому.

Возрастная категория материалов: 18+