Мечта о пограничной службе
Своих родителей Анатолий не помнит — его воспитывала бабушка в селе Казакевичево Хабаровского края. С детства он мечтал стать пограничником. Но в 1972 году, когда оканчивал школу, пограничные училища были только в Алма-Ате и Москве. Добраться до туда было слишком тяжело, а гарантии поступления не было никакой. Тогда он решил пойти в ДВОКУ. Через четыре года обучения парня отправили служить в учебную часть под Хабаровском, затем был командиром роты в Забайкалье, Хабаровске, на Сахалине. Но мечту о работе пограничником Анатолий не оставлял — в 1993 году он приехал в Благовещенск, чтобы испытать удачу.
— Тут как раз была создана федеральная пограничная служба. Знакомый посоветовал обратиться в погранотряд. Пошел туда на собеседование, и уже через три дня приняли на службу в 56-й пограничный отряд, — вспоминает Анатолий Владимирович.
«До сих пор его помню»: военные операции и ранения
В 1994 году была его первая командировка на Кавказ — во время первой чеченской войны. В тот раз на территории Дагестана в Ботлихском районе он служил 6 месяцев. Затем была вторая — в 1995 году.
— Когда в 1996 году в апреле Дудаева убили, мы его жену должны были найти. Пришла информация, что ее перевозили через наш участок. Мы долго ждали, выслеживали, и спустя несколько месяцев нам удалось ее задержать и передать в контрразведку. Потом приезжал прокурор Северо-Кавказского военного округа — арестовывать меня. До сих пор его помню — корочкой махал, но мне это было безразлично. За эту операцию в 1997 году меня орденом наградили за военные заслуги, — рассказывает военный.
Но не всегда дела шли гладко.
— Мы шли через мост, бронетранспортер впритирку там проходил. Солдат плохо проверил его, сработал фугас (заряд взрывчатого вещества, закладываемый в землю и взрывающийся при прохождении по этому месту. — Прим. авт.). Было трое раненых, и меня тоже приложило. Контузия, частичная потеря слуха, зубы выбило. Сначала в госпитале во Владикавказе лежал. Потом снова в строй. К сожалению, слух так и не восстановился. Это обычное дело на войне, — объясняет командир.
«Если кто-то не боится, то у него проблемы с головой»
Многие задаются вопросом — неужели не страшно? Страшно. И страшно всем, но со временем солдаты привыкают ко всему. Некоторые спасаются религией, кто-то полагается только на себя. В первый день на военных действиях Анатолий, как командир, вместе со своими солдатами попал под обстрел, когда они двигались к месту сосредоточения. Тогда он очень испугался. Но затем вспомнил, что под его управлением живые люди, большинство — срочники. Они сами плохо еще ориентируются в ситуации. Нужно было руководить. И уже через две минуты он взял себя в руки.
Главное достоинство командира — уметь то, чему учишь.
— Если кто-то не боится, то у него проблемы с головой. Потом только уже привыкаешь и к взрывам, и к выстрелам. У нас была установка, что каждые 3 минуты в воздух нужно было бросать осветительные ракеты. И если какое-то шевеление впереди, то появляется тень. И никогда непонятно — то ли человек бежит пригнувшись, то ли шакал. Основная масса моих подчиненных были срочниками. Я им и объясняю: «В фильмах говорят: «Стой, стрелять буду!» Так, конечно, нельзя. Увидел кого-то — сначала стреляй, потом спрашивай», — говорит Анатолий.
В первую ночь тогда никто не спал — солдаты палили во все стороны и без умолку. На вторую ночь стало тише, в третью — выстрелы почти прекратились. После этого уже никто не стрелял, все привыкли, и страх пропал.
«Я никого не жалел»
За всё время службы Анатолию не раз приходилось наставлять солдат и обучать их. Он всегда делал это жестко и четко, но с уважением. Поэтому все его боевые товарищи и сегодня поддерживают с ним связь.
— Я подполковник, но многие мои рядовые солдаты общаются со мной до сих пор. Они мне пишут и благодарят. Когда обучались, я никого не жалел. Даже офицеры плакали, а солдаты — тем более. Но зато в бою потом были минимальные потери. Каждого человека надо уважать, каким бы командиром и военачальником ты ни был, войну выигрывает солдат-пехотинец. Пока его сапог не ступит на эту землю, командир будь хоть семи пядей во лбу, но победы не будет. Солдата надо беречь и уважать, а не так относиться, как это некоторые делают, — считает мужчина.
Азы военного искусства и управления он постигал в ДВОКУ. Еще на первом курсе преподаватели-фронтовики говорили Анатолию и другим обучающимся: «Делай как я. Пока сам не научишься, повторяй за мной!»
— Если ты сам это не сделаешь, то и солдата никогда не научишь. Раньше были замполиты, у них девиз был: «Делай, как я сказал!», а у командиров — «Делай как я!» Даже на полигоне я собирал офицеров, и они проходили через всё, через что должны были пройти потом солдаты. На следующий день они по этому плану тренировали бойцов. Это главное достоинство командира — уметь то, чему учишь, — убежден Анатолий.
Семья и пенсия
Свое обучение в военном училище он никогда не забудет, ведь благодаря этому он не только связал всю свою жизнь с военным делом, но и познакомился с будущей женой.
— Мы ходили на новогодние вечера при училище. Товарищ из соседней роты пригласил своих одноклассников, среди них была моя будущая жена. Мы познакомились, я сразу понял, что это мой человек. И закрутилось! — поделился воспоминаниями мужчина. — Мы уже 50 лет вместе. Есть сын, дочь и трое внуков.
В 2000 году подполковник ушел на заслуженную пенсию и начал работу в Союзе ветеранов Афганистана и СВО. Сначала был рядовым членом и посещал все мероприятия, 6 лет был председателем городского отделения, а сейчас — член правления. Всё это время он выступал в школах, колледжах и университетах с уроками мужества. А с началом СВО занялся волонтерской деятельностью. За это его наградили орденом Дружбы. Но это не единственная его медаль. За всё время службы он получил звание «Ветеран военной службы», орден «За военные заслуги», знак «За службу на Кавказе» и еще более десятка других наград.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии