Фото: Никита ПеченикФото: Никита Печеник

Мечта в погонах

Хотя в семье Чугуновых никто не был связан с армией, Борис с 14 лет мечтал стать военным. После школы поступил в Благовещенское танковое командное училище, окончив которое отравился служить в Хабаровск. А через четыре года был… уволен со службы по сокращению штатов.

То время Борис Борисович вспоминать не любит. Для любого мужчины, особенно мечтавшего о военной карьере, это стало бы личной трагедий. Но Чугунов не стал долго искать ответ на вопрос: «Как дальше жить?». Он вернулся в родной Благовещенск и сразу же решил устроиться в силовые структуры. Однако конец 90-х годов — не самое лучшее время даже для таких служб. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба бывшего офицера, если бы случайно он не увидел объявление о наборе в поисково-спасательную группу. Системы МЧС тогда еще не существовало, поэтому штаб гражданской обороны создавал совершенно новую для области структуру.   

— Решение мной было принято быстро, — вспоминает Борис Чугунов. —  А поскольку я — человек с хорошей физической подготовкой, через два месяца тестирования и отборов был принят спасателем. 

На объявление тогда откликнулось почти 100 человек, из них отобрали всего девять: они и стали первыми амурскими спасателями. Их боевым крещением оказалось спасение теплохода, оторванного от места стоянки тронувшимся льдом Зеи. Это было 11 апреля 1997 года, и теперь этот день считается днем рождения поисково-спасательного отряда Амурского центра гражданской защиты и пожарной безопасности.  

«Если человек в сознании, не даешь ему уйти»

Основной упор в работе нового подразделения был сделан на борьбу с природными пожарами и наводнениями. Но спасатели выезжали на все ЧП, где требовалась их помощь.  В том числе и ДТП, после которых надо было «вырезать» пострадавших из машины, или обрушение строений, под завалами которых могли находиться люди.

 — Пока человека «вырезаешь» из машины, и он в сознании, ты с ним разговариваешь, психологически держишь, — рассказывает Борис Чугунов. — Говоришь, о чем угодно: спрашивает, как зовут, о семье — тем самым не даешь ему уйти.

Спасателям давали не только психологическую подготовку. Месяц Борис Чугунов учился в Благовещенском медколледже, откуда вышел с квалификацией «парамедик».

На первых же сборах он получил квалификацию по альпинизму, оттачивая навыки на хребтах Кодара и Саян. «Я с парашютом никогда не прыгал, а вот веревки — это мое. Максимальная высота, с которой десантировался с вертолета, — 50 метров», — говорит спасатель.

Чугунов много учился и занимался самообразованием. Так, за пять лет работы рядовым спасателем он стал квалифицированным взрывником-руководителем взрывных работ. А на сборах в Центроспасе сначала получил квалификацию «спасатель первого класса», затем — «спасатель международного класса», тем самым став первым специалистом подобного уровня в Амурской области.

Проверка пожарами и наводнениями

Фото: Никита Печеник

— Когда я человека принимаю на работу, говорю ему: «Ты понимаешь, что романтика спасателя закончится через полгода, а потом начнется холод, голод, грязь. Ты должен это знать», — говорит руководитель отряда «Амурспас» Борис Чугунов.

Он на собственном опыте ощутил все «прелести» работы спасателя, поскольку много ездил в командировки по области. Весной с напарниками взрывал лед на реках, чтобы не допустить заторов и половодья, летом с группой вылетал на тушение природных пожаров и обеспечение безопасности населенных пунктов, в наводнение спасал людей и материальные ценности от большой воды. И везде — физически и морально тяжелая работа, которая не каждому под силу.

— Сковородинский, Зейский, Архаринский районы — нас иногда в такие дебри забрасывали, что мы не знали, когда вернемся, — вспоминает Чугунов. — Погода ведь не всегда летная бывает, да и вертолет могут на другой объект перебросить.  

И еще руководитель «Амурспаса» считает, что работа спасателя — это всегда командный труд. Он постоянно говорит молодым сотрудникам: «От твоего решения, будь ты самым рядовым спасателем, зависит твоя жизнь, жизнь твоего товарища и того парня, которого ты спасаешь».

Ни одного провала

Последние 22 года Борис Чугунов работает руководителем «Амурспаса» с отделениями в Свободном, Белогорске, Зее и Сковородине. Под его началом находятся почти 80 человек.  Сегодня поисково-спасательный отряд способен выполнять 22 вида работ: от разведки зоны ЧС и оказания первой медицинской помощи до водолазных работ и спасения людей при авиационных катастрофах. Чугунов сейчас лично не выезжает на ЧП, чтобы спасать потерпевших, его вклад в эффективную работу отряда оценивается другими факторами: с каким современным инструментом, оборудованием и техникой трудится его коллектив, как справляется с поставленными задачами. В том, что у «Амурспаса» не было ни одного случая провала заданий — заслуга в первую очередь его руководителя.

Сила на службе спасения

Фото: Никита Печеник

Кстати, именно Борис Чугунов придумал нарукавный знак личного состава спасателей «Амурспаса». Это бурый медведь, стоящий на задних лапах, который в передних лапах держит зеленый росток. Зверь олицетворяет собой мощь и силу, а зеленый росток — готовность в любой момент прийти на помощь.

Борис Чугунов награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а также множеством ведомственных наград, среди которых медали МЧС России «За разминирование», «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации» и «За содружество во имя спасения».

Возрастная категория материалов: 18+