
Среди них есть особый батальон — поэты СВО. Их стихи тоже — особые. Написанные по‑живому, они помогают держаться за жизнь и верить в победу. Их авторы видят боевые действия не по телевизору, а такими, какие они есть на самом деле. Когда идет война народная, эмоции — тоже оружие.
На передовой поэтесса Галина Батурина (на фото у двери слева) — не гость, а свой человек: с начала СВО занимается организацией гуманитарной и медицинской помощи.
Говорят, пути Всевышнего неисповедимы. Но иногда эти дороги сходятся в нужное время в нужном месте. Поэтому ничего нет удивительного в том, что именно стихи о СВО породнили трех замечательных женщин и одну маленькую девочку. Одна проводила единственного сына — сначала на спецоперацию, а потом туда, откуда наши родные могут вернуться только памятью. Другая проводила на фронт 9 членов своей семьи и живет сегодня только ими, ребятами в зоне боевых действий. Третья пишет стихи — о них обо всех — трепетные, окрашенные душевной теплотой, болью и надеждой, чтобы помнили. А маленькая девочка Соня пропускает их через свое маленькое теплое сердечко, донося до больших и сильных мужчин нашу веру в них. Галину Батурину и наших землячек Елену Путнину, Татьяну Пасынкову и Соню Иванча связала прочная нить общей судьбы.
ГАЛИНА:
«И рвутся в бой, как прежде, батальоны»
«Когда закончится унылая война, наденешь ситцевое платье цвета неба. Пойдем гулять по парку допоздна, я очень долго воевал и дома не был…» Это отрывок из стихотворения Галины Батуриной.
Поэт и прозаик из Подмосковья пишет стихи о тех, кто сегодня на передовой, об их родных и близких. Поэтические строчки не просто о войне, они — «именные»: почти каждое стихотворение начинается со слова «Посвящается…». И почти всех, кому посвящается, Галина знает если не лично, то очень близко — от общих фронтовых друзей, от близких бойцов. В ноябре прошлого года и в День защитника Отечества в Одинцово и в Москве прошли презентации ее сборника «И рвутся в бой, как прежде, батальоны». Этот сборник уникален тем, что является квинтэссенцией целого направления — поэзии СВО, и первым серьезным изданием на эту тему.
С некоторыми бойцами уже творческая переписка: Галина пишет стихи туда, ей пишут оттуда.
Галина Батурина из тех, кто знает войну, что называется, в лицо. На передовой она не гость, а свой человек: с самого начала спецоперации занимается организацией гуманитарной и медицинской помощи. В ее однокомнатной квартирке в Одинцово, где она живет с двумя детьми, находят приют близкие раненых бойцов, приезжающие из разных регионов страны навестить своих в госпиталях. Что интересно: именно творчество Галины вдохновило многих бойцов взять, так сказать, в руки перо. С некоторыми завязалась даже творческая переписка: она пишет стихи туда, ей пишут оттуда. «У волонтеров «Тыл» — наш позывной», — написала женщина в посвящении всем, кто бескорыстно помогает фронту, привозя бойцам, кроме необходимых грузов, «частичку дома и иконы матерей».
— Есть такая профессия — Родину защищать. Когда нашу отчизну в очередной раз испытывают на прочность, эти максимы нашего национального характера сливаются в мощный сплав силы и духа, результатом которого становятся Победа и Память. Для меня лично, как и для многих наших соотечественников, тема Великой Отечественной войны и специальной военной операции — особая, сложная. В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулись войны. Моя семья — не исключение. С детства нам привили эту память о подвигах наших людей.
Из личного архива
В настоящее время готовятся новые сборники цикла «И рвутся в бой, как прежде, батальоны». В каждом есть особые стихи о наших земляках. Свободненский паренек, выпускник свободненской гимназии № 9, гвардии старший лейтенант Роман Булгаков (орден Мужества посмертно), сын комбата Слава Вощевоз (Герой России посмертно), командир батальона ДВОКУ подполковник Николай Крутиченко, выпускник ДВОКУ Максим Никитенко из Циолковского, погибший в первые месяцы боёв, ребята из свободненского разведбатальона — все они стали для автора близкими людьми. А стихи о них останутся памятью для земляков в наших музеях, библиотеках и сердцах.
У Галины есть мечта — написать обо всех и каждом, кто за ленточкой. Потому что, считает она, там нет просто ребят, там все — герои. А еще ей важно знать, как ее стихи воспринимаются — и теми, о ком они, а также их близкими, и теми, кому они случайно попали на глаза, ведь «когда закончится нелегкая война, нам память всё припомнит понемногу».
ЕЛЕНА:
для себя только 40 минут
Елена Путнина стихов не пишет. Она их чувствует, как чувствуют те, кто смотрит на событие не с периферии, а находится в его эпицентре. Сейчас Елена живет в Москве — так сложились семейные обстоятельства, но душа ее по‑прежнему в родном Свободном. Поэтому, переехав в столицу, она стала той ниточкой, которая связала бойцов, находящихся на лечении в госпиталях, с родными. Номер ее телефона многие в Свободном знают наизусть, он может зазвонить в любое время суток: «Лена, как там наш? Может, надо чего?» И Лена срывается с места, мчится к «нашему». Организует консультации у специалистов, устраивает реабилитацию. Просто сидит рядом — подержать мальчишку за руку, рассказать, что его ждут, что его жизнь только начинается и всё у него будет хорошо. А что вместо руки протез, так это неважно. Главное — ты живой, сынок, и тебя любят, на тебя надеются…
Удивительно? Может быть. Но для Путниной это норма. Каждое поколение ее семьи защищало Родину, будь то горячие точки или большая война. Как‑то, рассказывает Елена, заинтересовалась она своей генеалогией. По веточкам семейного дерева дошла до Первой мировой. В их семье пять поколений военных, 42 офицера, в том числе 17 выпускников ДВОКУ — рокоссовцев, как с гордостью они себя называют.
— Фактически каждая война 20‑го века прошла через нашу семью: Первая мировая, Великая Отечественная, война с Японией, Афганистан, Чечня, Сирия, — говорит Лена, а в голосе грустинка: у войны только одна яркая краска — алая. Кровь.
И сегодня члены этой семьи на передовой: 9 родственников Елены воюют в зоне специальной военной операции. Их подвиги отмечены высокими наградами.
Сборник «И рвутся в бой, как прежде, батальоны» уникален тем, что является квинтэссенцией целого направления — поэзии СВО, и первым серьезным изданием на эту тему.
Почти с первого дня после переезда в Москву Елена трудится волонтером в самом тяжелом отделении госпиталя имени Вишневского — реанимационном.
…Смотришь на эту обаятельную невысокую женщину и не перестаешь удивляться, откуда в ней столько сил и энергии? Работа в госпитале — это работа на износ: и физический, и психологический. Это — дойти до дивана и долго-долго не двигаться, чтобы прийти в себя. А у Елены еще большая общественная работа. Натура деятельная, привыкшая постоянно решать свои и чужие проблемы, она и на новом месте, что называется, не осталась в стороне. Когда председатель московского регионального отделения Союза женщин России Екатерина Богдасарова, супруга подмосковного губернатора, предложила возглавить одинцовскую женскую организацию, согласилась не раздумывая. Застать ее трудно даже по телефону. На себя, шутит Елена, теперь остаются только 40 минут в электричке от Москвы до Одинцово и столько же обратно: «Я очень люблю эти 40 минут: могу немного расслабиться и почитать любимую книгу».
В женсовете и состоялось знакомство Елены Путниной с Галиной Батуриной.
— Первая презентация книги прошла в Одинцово, наш женсовет принимал активное участие в ее организации. Событие вызвало большой общественный резонанс, — рассказывает Елена. — Почти сразу после того как о книге рассказали в соцсетях, к автору буквально посыпались обращения из музеев и библиотек, от общественных организаций разных регионов страны. А я тогда подумала: ведь и наши ребята достойны того, чтобы им посвятили стихи. Обратилась к Галине с просьбой написать о наших земляках, автор согласилась сразу же.
Елена Путнина стала ниточкой, которая связала бойцов, находящихся на лечении в госпиталях, с их родными.
— Знаете, в госпитале многое пришлось повидать, — признается Елена. — На моих глазах уходили в вечность ребята, уходили в страшных муках и страданиях. Самое тяжелое — смотреть в глаза их родным и близким, искать слова утешения, которых просто нет. Потому что такую боль утешить невозможно. И когда мне говорят: нужно помогать живым, помогать тем ребятам, которые на передовой, — я, конечно же, только «за». Это наше святое. Но как жить тем, кто потерял родных и близких? Как им залечить незаживающую рану? И творчество таких замечательных талантливых поэтов как Галина Батурина, Александр Ерохин, Сергей Сукнев (кстати, наш земляк — дальневосточник) помогает справиться с горем. Благодаря этим замечательным людям наши воины обретают бессмертие.
Сейчас о большой и славной семье Елены, семье защитников Отечества, Галина Батурина пишет книгу. А сама Елена сегодня нашла себя еще в одном призвании: с октября в Центральном музее Вооруженных сил РФ она будет вести со школьниками «Разговоры о важном».
ТАТЬЯНА:
«Я прошепчу: сынок, ты мой рассвет»
Сын Татьяны Пасынковой Роман Булгаков погиб еще в первые месяцы СВО. Фото: Алексей Сухушин
Татьяна Пасынкова никогда не думала, что на долю ее семьи выпадет такое. Жила, работала, воспитывала сына и дочь. Ходила на родительские собрания. Очень любила свою семью. А потом началась специальная военная операция. Но для мамы, чей сын погиб на передовой, название не имеет принципиального значения. Сегодня Роман Булгаков — в материнском сердце.
Все, кто знает Романа, сходятся в одном: он был очень добрым парнем, человечным, защитником по натуре. В 2014 году закончил 9‑ю свободненскую гимназию. Решение, куда пойти учиться дальше, к этому времени уже созрело — в ДВОКУ.
— А я всё еще сомневалась, — вспоминает мама Татьяна. — Когда приезжала к ним на полигон, где первокурсники проходили курс молодого бойца, и видела, какие там нагрузки, и какой он, как мне казалось, худенький, то сердце у меня сжималось. Я даже пыталась его ненавязчиво отговорить: мол, Рома, может, это не наше? Может, выберешь другой вуз? А он всегда отвечал: «Нет, мам, это наше! Да ты не переживай, прорвемся!» Никогда не пасовал перед трудностями. Очень отзывчивым был, заботливым, мне все подруги говорили: такая сыновняя любовь — редкость. В училище Рому уважали. Мне потом все его сокурсники звонили…
Спасенный Романом комбриг потом сказал матери парня: «Я вашему сыну жизнью обязан».
А кроме человечности, был еще и настоящий мужской характер — это заслуга отчима, Алексея Петровича Пасынкова.
— Рому Алексей воспитывал с пяти лет. Он сам военный, бывший афганец. Сильный, надежный человек, его старший сын — такой же. И тоже ДВОКУ закончил. Погиб за месяц до Ромы.
На фронт Роман Булгаков ушел в феврале 2022‑го. Был командиром роты. Сразу попал на Изюмское направление, считавшееся одним из самых сложных. Погиб под Краснопольем 7 июня 2022 года. Село Краснополье наши взяли под контроль в январе 2023‑го.
Орден Мужества дают за особые заслуги. А что может быть важнее человеческой жизни? Своей жизнью Роме Булгакову обязаны как минимум двое.
При освобождении поселка Каменка Изюмского района Харьковской области старший лейтенант Булгаков спас жизнь своему подчиненному: Роман вынес раненого бойца под минометным огнем. Это было в конце апреля. О втором подвиге Романа родные узнали уже после его гибели: парень спас жизнь своему командиру, комбригу-полковнику Александру П.
Сослуживцы потом рассказали, как это было. Колонна, в которой двигался БТР Романа, меняла дислокацию. Шли на высокой скорости, потому что противник вел прицельный огонь, в такой ситуации даже минутная остановка — почти верная гибель. И вдруг из впереди идущей машины выпал человек. Не раздумывая, Роман притормозил свой бронетранспортер, выскочил, подхватил упавшего. Спасенный комбриг потом нашел Татьяну: «Я вашему сыну жизнью обязан».
С Еленой и Галиной Татьяну теперь связывает общая нить судьбы — они в одной команде, потому что и у нее теперь есть своя передовая: по ее инициативе в Свободном была организована аллея Памяти. Сегодня она в рядах тех, кто активно занимается послевоенным будущим участников СВО и тем, чтобы нам ни в коем случае не потерять Память. Потому что «Мы прорвемся, мама!» сказал ей сын, уходя в бой.
СОНЯ:
маленькие герои большой страны
Соня Иванча (на фото слева) читала стихи из сборника «И рвутся в бой, как прежде, батальоны» так, что рыдал весь зал. Фото из личного архива
Соня Иванча учится в той же 9‑й свободненской гимназии, которую окончил Роман Булгаков. Когда в Одинцово и в Москве проходили презентации первого сборника Галины Батуриной «И рвутся в бой, как прежде, батальоны», Соня читала стихи о Романе. Читала так, что зал рыдал. Плакали не только мамы героев, погибших и живых, слезы даже не пытались сдерживать мужчины — сильные, закаленные, прошедшие у смерти на краю. На презентацию Соню пригласила сама автор, Галина Батурина, — как почетного гостя. Мамы и бабушки бойцов теперь так и называют ее: «маленький посол Победы», для бойцов она: «наш ангел-хранитель».
«На моих глазах уходили в вечность ребята, уходили в страшных муках и страданиях».
А я ничуть не удивилась, увидев эту талантливую девочку в юнармейской форме. Соня — внучатая племянница Валерия Вощевоза, а сам Валерий Васильевич по одной из семейных ветвей доводится родственником семье Елены Путниной. Такое вот семейное боевое братство, где своих не бросают.
Такое вот семейное боевое братство
Из личного архива
Презентация книги Батуриной собрала немало наших земляков. Артем Жога, выпускник программы «Время героев», кавалер ордена Мужества, полпред президента в Уральском федеральном округе. Отец Героя России, командира легендарной «Спарты» Владимира Жоги, занявший этот пост после гибели сына, имеет позывной «Колыма». Выбран он не случайно: Артем Владимирович — дальневосточник, родился и вырос в Магаданской области.
«Благодаря творчеству таких замечательных талантливых поэтов, как Галина Батурина, Александр Ерохин, Сергей Сукнев (кстати, наш земляк — дальневосточник), наши воины обретают бессмертие».
Среди тех, кто поддержал издание сборников, матушка Антония, в миру — хирург Татьяна Шерцингер. Ее отец, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии России Александр Георгиевич Шерцингер родился в Свободном. Потомственный медик, талантливый хирург и ученый.
Татьяна Александровна полгода была на СВО, оперировала на передовой. Приняла монашеский постриг. Сегодня матушка Антония опять спасает: на территории Оптиной пустоши на собственные средства строит реабилитационный центр для бойцов СВО.
Бессмертный полк СВО
Из личного архива
Я держу в руках книгу Галины Батуриной, ее дала мне мама Ромы. И не сразу решаюсь открыть. Не знаю, почему. Наверное, потому, что это сборник о нашей войне. Мы многое знаем о Великой Отечественной. Она — память. А эта война — наша личная.
Ленточка… Она совсем рядом, только руку протянуть. За ней — родные, близкие, соседи, одноклассники, коллеги. Между той Отечественной и этой есть прямая связь: батальоны. Они снова рвутся в бой. Фронт и тыл опять становятся одним целым. Потому что «Вставай, страна огромная» у нас в крови.
Я снова беру в руки книгу. Осторожно открываю, чтобы шелест страниц не нарушил хрупкое фронтовое затишье. Имена, фамилии, фотографии — у СВО есть свой Бессмертный полк. И каждая строчка как будто пульсирует эмоциями, чувствами, жизнями. Как будто написана не на компьютерной клавиатуре и даже не чернильным пером, а живым горячим нервом, вынутым из самой сердцевины души.
Почему‑то пришла ассоциация: «И вечный бой, покой нам только снится». Блок всегда тонко чувствовал время и настроение. Те, кто пишет о героях нашего времени, не только чувствуют, они знают, потому что они рядом.
И рвутся в бой, как прежде, батальоны. Им обязательно надо довоевать. Так завещали ветераны. До конца, до той самой точки, которая в борьбе со злом станет окончательной. И музы снова не молчат. Они тоже на передовой, рядом. Берегут сердца и жизни тех, о ком пишут трепетные строки. А с фотографии на книжной полке на меня смотрит старший брат отца, Иван Андреевич Степанов. В 1944‑м ему было 17, и он успел на ту войну. «Мы прорвемся, мама! Мы довоюем!»
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии