— Каждый экспонат коллекции уникален не только сам по себе, но и своей поразительной сохранностью, — отметил ученый секретарь Фонда социально ориентированных программ «Петропавловск», а также руководитель Албазинской археологической экспедиции Андрей Черкасов. — Сохранились вещи из дерева, ткани, кожи. Например, мы сможем в деталях увидеть, как выглядели сапоги первопроходцев.
Отдельная часть албазинской коллекции — уникальный антропологический материал — останки 50 человек, захоронения которых были обнаружены на территории археологического памятника. Уже в этом году ученые при поддержке фонда «Петропавловск» планируют провести портретную реконструкцию по черепам. Ученые пообещали, что в течение этого года можно будет увидеть лица первых амурчан.
— Изучение Албазинского острога важно не только Приамурью, но и России, — продолжил Андрей Черкасов. — Уникальность этого памятника в том, что Албазинский острог существовал в строго определенное время — во второй половине XVII века. Это мгновенный снимок определенного периода времени, который еще недостаточно хорошо изучен в России.
— Впереди у нас много интересной работы, — пообещала директор амурского музея Елена Пастухова. — Разработка, реставрация, занесение экспонатов в каталоги. Но уже в апреле жители Амурской области смогут познакомиться с самыми яркими образцами Албазинской коллекции, отдельная информация будет об археологических исследованиях и замечательных исследователях этого исторического памятника.
Виталий Ребизант, заместитель министра культуры и архивного дела Амурской области, поздравил присутствующих с редким для нынешней России событием — вся коллекция была передана главному музею Приамурья абсолютно безвозмездно.
— Во многом это стало возможным благодаря нашему земляку Анатолию Пантелеевичу Деревянко, который сейчас возглавляет Институт археологии и этнографии СО РАН в Новосибирске, — отметил заместитель министра.
Амурский археолог Алексей Беляков — один из тех, кто перевозил из Новосибирска в Благовещенск ценные экспонаты.
— Это была очень кропотливая работа, нужно было описать каждый осколок, аккуратно запаковать, чтобы они дошли в целости и сохранности. Работали без выходных, чтобы все успеть. Помогали нам, не жалея сил, сотрудники музея и студенты в Новосибирске, — отметил молодой человек.
До нового археологического сезона осталось совсем немного, и ученые уже планируют, какими работами займутся в этом году.
— Самое главное — спасти то, что может быть безвозвратно утеряно. Часть берега, где находился острог, может съехать в Амур, поэтому первым делом будем проводить спасательную археологическую операцию, — поделился планами начальник археологического отдела Центра по восстановлению историко-культурного наследия Амурской области Станислав Коваленко.
Пообещали много интересных событий и представители фонда «Петропавловск», который возвращением албазинской коллекции открыл программу «Год истории в Амурской области». На очереди — помощь сельскому музею в Черняеве в публикации книги по истории создания села, ряд конкурсов для больших и маленьких амурчан на знание истории родного края. Есть свои грандиозные планы и у руководства амурского музея.
— Было время, когда общественность собирала деньги на строительство памятника защитникам Албазина, даже был создан проект. Может быть, пора вернуться к идее создания такого памятника, — предложила Елена Пастухова. — Тем более после исследования мы будем точно знать, как выглядели албазинцы.
50 скелетов обнаружили ученые на территории Албазинского острога. Археологи не сомневаются, что захоронений в окрестностях памятника гораздо больше.
А мне понравилось предложение Пастуховой, директора музея, о создании памятника защитникам Албазина. Поддерживаю.
— МоллиЗамечательно!!!
Можно -- и очень даже сто′ит -- поздравить археологов вкупе с их меценатом, музееведов и, конечно, журналистов:
результат раскопок -- колоссальный,
передача артефактов -- безвозмездная,
текст репортажа — внятный, жизнеутверждающий.
Лет до 100 вам расти, амурправдисты!
— Александр Табунов