О своих и чужих
Когда я училась в начальной школе, у нас была замечательная классный руководитель, мы ее просто обожали. Все годы до окончания школы я мечтала быть на нее похожей. У меня была нелегкая жизнь. Пришлось одной воспитывать троих детей. Я дважды поступала в пединститут и дважды бросала, потому что мне не с кем было оставлять своих детей. В итоге получить любимую специальность все-таки удалось, и с 1976 года я работаю в школе. Представляете, моим первым ученикам уже давно за сорок!
Ни разу не пожалела о своем выборе. Каждый год с нетерпением и трепетом жду первое сентября. Очень люблю малышей, этот возраст. Мне они кажутся самыми благодарными, отзывчивыми. Во всяком случае, мою доброту они ощущают и отвечают мне тем же.
Конечно, с финансами всегда было туго. Детей нужно было растить, а на одну зарплату учителя это невозможно. Поэтому днем я работала учителем, а вечером в этой же школе мыла полы. Когда дочка подросла и уже могла мне помогать, мы несколько лет убирались и в министерстве образования.
Не раз сталкивалась я и с подделанными родительскими подписями. Может, у старшеклассников это и получается незаметно, но корявые «копирки» малышни сразу видно!
Я всю жизнь учила чужих детей, а вот на своих времени обычно не хватало. Мои дети, можно сказать, выросли в школе рядом со мной. Особенно младшая. В девяностые годы садики были дорогими. У меня не было возможности оплачивать. Так вот она целыми днями была в школе: со мной на уроках посидит, с кем-нибудь на физкультуру сходит, потом в столовую. В семейном альбоме есть фотография — в школе идет какой-то конкурс, сидит жюри. А рядом спит моя дочь, ей тогда лет пять было! Даже не помню, чтобы когда-то делала уроки со своими детьми, они были очень самостоятельными. Жалеть о том, что мало времени уделяла им, мне как-то не приходилось. А вот когда пошли внуки, большая занятость стала очень меня напрягать! От внучат оторваться прямо невозможно! Могу теперь назначить встречу и припоздать, потому что с внуком нянчилась. Раньше со мной такого не бывало.
О сложных детях
С годами дети меняются. В девяностые годы мои ученики были более спокойными, послушными. Сейчас ребятишки активные, темпераментные, если не сказать буйные! Друзей теперь выбирают «по уму», уровню развития, интересам. Хотя раньше дети дружили по районам, кто с кем рядом живет. Сейчас стало больше развитых ребятишек, ведь родителям стали доступны конструкторы, логические игры, развивалки. В первом классе дети теперь больше знают, быстрее соображают. Иногда даже меня просвещают, когда рассказывают про современных мультяшных и компьютерных героев.
Попадаются и сложные дети. Кто-то упорно не хочет читать. Идем на разные уловки, переносим домашнее чтение в школу. Говорю им: «Раз маме читать не хотите, будете читать мне после уроков». А мне же они не могут отказать! Так и приучаем.
Есть в моем классе девочка, которая всех обижает еще с садика. Мало кто от нее не получал. Могла и в лоб ударить, и побить. Весь год мы с ней воевали, беседовали, ходили к психологу. Родители тоже стараются ее воспитывать. Дело в том, что ребенок приемный и постоянно чувствует недолюбленность. Она настолько озлоблена в душе! Когда мы встречаемся с ней вне класса, она хочет, чтобы я ее обняла. Ей не хватает душевного тепла. Так и лечим ее любовью. И у нас получается.
Одному своему ученику я в третьем или четвертом классе порвала тетрадь — настолько безобразно он писал.
А иногда дети только кажутся проблемными. Как-то к нам перевели ребенка из другой школы. Его прошлый дневник был исчеркан красной пастой. Пустых дней просто не было — сплошные замечания и двойки! А у нас в классе он стал послушным мальчиком, мама сначала даже не поверила. Просто в нашем классе подобных этому мальчику не было, и ему не с кем было конфликтовать, драться и беситься. Кстати, он давно уже женат, и его ребенок учится в нашей школе. До сих пор ко мне в гости заходит, хороший мальчишка.
О школах раннего развития
Сейчас большую популярность набирают школы раннего развития детей. Если школа действительно развивает, то это хорошо, и походить в нее можно. Но почему-то родители считают, что первым делом ребенка нужно научить читать. Нечитающих детей не берут только в гимназию. Остальные школы берут всех детей по району, и до нового года они изучают «Букварь». В моем классе читало лишь 8 человек, остальные — нет. Посещение школ раннего развития не влияет на то, станет ребенок отличником или нет! Зато этот факт дает малышам чувство превосходства над другими. Они уже чувствуют себя посвященными в то, что для остальных пока — загадка. Но я стараюсь не выделять таких ребят. И уже ко второму классу их знания уравниваются. А там становится видно, кто тянет на отличника, а кто — нет. Я бы посоветовала родителям дошколят лучше развивать у них логику, речь и мелкую моторику рук, потому что в последнее время дети стали очень плохо писать.
Сейчас разница в социальных положениях людей очень заметна. У моих детей в классе разные родители — кто-то занимает высокие посты, кто-то трудится в низших должностях. Но дети обо всем этом не знают и чувствуют себя абсолютно одинаковыми. Потому что мне без разницы, где работают их родители и какая у них зарплата. Лишь бы ребенок был чистым, опрятным и у него все было к школе. Главное — не из чего его рубашка, ситцевая или шелковая, главное — чтобы она была чистая.
Сейчас родители не бедствуют, поэтому я всегда получаю подарки на дни рождения и праздники. Все знают, что я люблю цветы. Однажды мои выпускники подарили целую охапку роз, штук 50, наверное! Но чаще всего мне до сих пор дарят конфеты. Я откровенно говорю: «Ребят, я уже зубы вставила, сколько можно мне конфеты дарить?!» И смеюсь.
О шпаргалках
Я никогда не обзываюсь на учеников. «Вы не русские что ли?!» — так звучит мое самое грозное ругательство. Стараюсь даже в самых напряженных ситуациях свести все на шутку. Дети же все чувствуют. Когда ребенка незаслуженно обидишь или оскорбишь, мне кажется, он всю жизнь будет помнить! Одному своему ученику я в третьем или четвертом классе порвала тетрадь — настолько безобразно он писал. Говорю: «Ну у меня больше сил нет!» и рву эту тетрадь. А когда у школы был юбилей, пришли наши выпускники. И он тогда мне признался, что до сих пор за это на меня в обиде. Бывает, конечно, срываешься, учителя же тоже люди. Тогда мы с ребенком после уроков остаемся, беседуем и миримся. И, конечно, я никогда не бью детей. Бывали случаи, что аж руки чешутся! Могу только по столу с силой постучать, так вся злость и уходит.
Я не считаю, что учитель априори умнее ученика. Иногда я могу поторопиться и написать на доске ерунду. Дети меня исправляют, я соглашаюсь, что допустила ошибку. А когда-то был у меня очень эрудированный ученик. Во время уроков окружающего мира он всегда вставлял дополнительные сообщения. Я иной раз думала: «Где он это откопал?!» Ведь столько лет работаю и ни разу не слышала об этом!
В шпаргалках малыши пока несильны. Я сразу вижу, куда они прячут листочек с подсказкой во время словарного диктанта. Иногда могут поснимать слова и правила на телефон, сейчас мобильники — это не роскошь. Однажды я такое заметила и предупредила, если история повторится, заберу сотовые у всех на весь день. Они этого боятся, поэтому больше так не делают.
О двойках и колах
Я не пишу замечания типа «Нет расчески!», «Нет запасной ручки!» и так далее. Стараюсь не беспокоить родителей по пустякам. Это же моя работа, и все подобные мелочи можно решить в классе. Делаю записи, если ребенок третий раз опаздывает на урок. Обычно такое бывает по весне. Детишки загуляют, и, пока все магазины в округе не обойдут, на урок не жди. Также пишу замечания, если ребенок не пошел на физкультуру, потому что забыл дома форму. А за плохое поведение я не только пишу замечание, но и ставлю жирную двойку! Но это уже эмоция. Еще двойки ставлю за несделанные домашние задания и невыученные стихи. Но двойка у меня всегда — это не оценка, а должок, который нужно пересдать. Колы я в последний раз ставила еще в девяностых «по молодости», теперь ограничиваюсь двойками!
Несмотря на то что дневники сейчас не только бумажные, но и электронные, двойки никто не любит. Поэтому иногда листы с ними выдираются. Был мальчик, у которого, как в том анекдоте, было два дневника. Один для четверок и пятерок, другой — для плохих оценок и замечаний. Обман раскрылся, когда в школу пришел отец, чтобы разобраться, почему сын получает только хорошие отметки, а в четверти — тройбаны. Но у мальчика эта хитрость была вынужденной мерой. Он боялся родителей, так как те его наказывали. Хотя я на собраниях регулярно говорю, что дети должны получать тройки и двойки. Ну как без этого! Мы что, сами в школе не учились?! Главное — они знают, что у них есть возможность оценку исправить.
Не раз сталкивалась я и с подделанными родительскими подписями. Может, у старшеклассников это и получается незаметно, но корявые «копирки» малышни сразу видно! А еще чаще встречается ситуация наоборот. Когда родителям некогда сидеть и ждать, пока ребенок выведет в прописи буквы, и они делают это за него. Поначалу я просто подчеркиваю текст, а потом оставляю замечание «Когда работу будешь выполнять сам?» И родителям становится стыдно.
О старости
За последние пять лет в связи с реформами образования моя зарплата немножко подросла. Сейчас я получаю 22 тысячи рублей. Конечно, это мало. Но у меня еще есть пенсия, поэтому на жизнь хватает. Но о том, чтобы сменить работу на более прибыльную, никогда даже не думала. Только если в оранжерею бы ушла! Люблю работать с землей, выращивать цветы, растения, овощи. Даже в кабинете у меня штук 60 горшечных растений, которые я рассаживала сама.
Дети — это любовь всей моей жизни. Они приходят в первый класс такими маленькими, еще всего боятся. Кто-то первое время за мой подол держится и зовет не иначе, как тетенькой! Ну как можно на таких ругаться или злиться! Хочется, наоборот, дать им все самое лучшее, вложить добро и знания, защитить. Я всю жизнь отдала школе и сейчас учу последний свой класс. Больше набирать ребятишек не буду. Дети все равно больше любят молодых учителей. Как сейчас помню, когда мой сын шел в первый класс, то очень просил меня: «Мама, пожалуйста, только не отправляй меня к старой учительнице!». А мой собственный первоклассник однажды попросил свою маму подарить мне крем, чтобы я им мазалась и никогда не старела. «Не хочу видеть ее старой», — признался мальчик. Мама позже подарила мне крем и рассказала эту историю. Мы посмеялись.
Ни разу мне не было стыдно за своих учеников. Наоборот, я всегда очень горжусь, когда они оканчивают школу с медалями, побеждают на олимпиадах, встречаются мне на улице с детьми и женами. Однажды был забавный случай. Еду я в сады по 101-й автобусной линии. Вошла в салон, кондуктор подходит ко мне, чтобы я купила билет. А водитель поворачивается и басит: «С этой женщины не бери деньги за проезд, это моя первая учительница!» Мне было и стыдно, и смешно! Пассажиры меня всю дорогу рассматривали. Я потом подошла к водителю со словами «Ну уж я бы, наверное, могла заплатить» и рассмеялась. За рулем сидел уже такой большой дядя, конечно, я его никак не могла вспомнить. А он только махнул рукой и улыбнулся.
Возрастная категория материалов: 18+
Охренеть, какие нравы в Амурской области, прямо гнездо обычного, бытового неонацизма. За прошедшие 6 лет после публикации тут в тексте всем всё нормально, ничего в повествовании этой старой унтерменши глаз не колет. Видимо, много она Адиков Шикельбругеров, будущих фюреров воспитала.
Мне вот интересно, что чувствовали в её классе маленькие евреи, татары, белорусы-украинцы, залетные армяне-молдаване (потомки строителей-освоителей, оседавших на Дальнем Востоке и по всей стране во времена СССР) и подобные им «скрытные», а то и ярко выраженные разрезом глаз «неруси» — типа местных ненцев, корейцев, малых народностях-аборигенов, когда слышали подобное, цитируем:
1. «Я никогда не обзываюсь на учеников. «Вы не русские что ли?!» — так звучит мое самое грозное ругательство». Действительно, «нерусь» — самое страшное, в чем тебя могут обвинить. После этого следует сегрегация, апартеид, бойкот, травля. Поэтому маленьким евреям и прочим надо молчать, скрывать свое позорно нерусское происхождение, участвовать в травле обнаруженной в их рядах «неруси», чтоб быть ещё большим католиком, чем сам Папа римский. Иначе костёр. Потому как действительно и тоже не русский.
2. «Стараюсь даже в самых напряженных ситуациях свести все на шутку. Дети же все чувствуют.» И маленькие евреи-татары и прочие хохочут, хохочут, до слёз хохочут... Правда, смешно, «не русский», что ли? Так же твоя первая учительница сказала, а она знает, что говорит и чему учит.
3. «Когда ребенка незаслуженно обидишь или оскорбишь, мне кажется, он всю жизнь будет помнить!» — действительно, такие «шутки» нужно всю жизнь помнить, ты что, не русский, что ли? Аааа... татарин/еврей/кореец/мордва/нужное подставить... тогда понятно, ну что ж с вас взять... неруси...
— ОбозрениеГосподи, неужели такие учителя ДЕЙСТВИТЕЛЬНО существуют?!! Амурка, ты не врешь? Это реальный человек,а то не верется вовсе?
— валента (гость)Мой первый кол был в третьем классе — за то, что на 1 мая не навинтила на ветки березы бумажные цветы для демонстрации ))))
— Марина МоскалюкОх, помню, у меня кол однажды был! Никогда не забуду, за что. За то, что подсказал девочке, которая мне нравилась, когда она отвечала у доски, а крыса-одноклассник меня тут же сдал. Жирный жирный кол поставила училка на 3 строчки аш!!! Правда, не в начальной школе дело было, но все равно запомнил на всю жизнь:)
— Василич7 (гость)Честно говоря, даже прослезилась. Очень интересный педагог, к которому, несмотря на возраст, хочется отвести ребенка. Ведь самое главное, чтобы в начальных классах попался хороший учитель, которому можно верить, которому доверяешь жизнь ребенка, который многому научит, в том числе и как вести себя в жизни.
И трогательно, когда тебя вспоминают через много лет и говорят только хорошие слова
— выпускница (гость)