Оба вышеозначенных фильма претендовали на главную кинонаграду года в девяти номинациях и даже с учетом того, что академики окатили холодным душем двух других фаворитов гонки — «Отрочество» и «Игру в имитацию», выдав им по одной статуэтке — каких-либо рекордных показателей не получилось. Оператор Эммануэль Любецки, работавший над «Бёрдмэном», разрушил расхожий стереотип насчет того, что получившие статуэтку годом ранее персонажи в текущем году автоматически выбывают из борьбы. Прочие награды визуального толка — за лучшие костюмы и грим, а также работу художника-постановщика — достались «Отелю», что тоже было вполне ожидаемо. Правда сильна была надежда на то, что отметят гримеров «Охотника на лис» — уж очень они хорошо отработали, но фильм вообще оставили без наград. Еще одну статуэтку фильм Уэса Андерсона получил за оригинальный саундтрек — и здесь без сюрпризов.
В свою очередь «Бёрдмэн», к началу церемонии считавшийся главным фаворитом, если чем и удивил, так скромным количеством полученных наград. Иньярриту признали лучшим режиссером, и здесь соперничать с ним мог разве что постановщик «Отрочества» Роберт Линклейтер, однако ему было суждено и дальше оставаться любимцем Берлинале. В номинации «Лучший оригинальный сценарий» тягаться с «Бёрдмэном» было вообще некому: «Охотник на лис» угодил в эту категорию по каким-то таинственным причинам, «Отрочество» при всех своих достоинствах вообще лишено сценария в привычном смысле этого слова, ну а «Отелю» было бы жирно. Картиной Иньярриту в конце концов подвели черту под всей церемонией, назвав лучшим фильмом года, и зал аплодировал победителю, в чьей виктории уже совсем не сомневался.
Фотографируясь всем составом со свежеполученными статуэтками, актеры, снимавшиеся в «Бёрдмэне», компенсировали обиду, нанесенную академиками: получилось, что их игра оказалась достойна лишь номинаций. Эдвард Нортон проиграл борьбу за приз в категории «Лучшая мужская роль второго плана» Дж. К. Симмонсу, причем последний, судя по его послужному списку, уже успел забыть, что снимался в «Одержимости» — за ней последовало более десяти проектов. Одна из главных интриг вечера — получит ли «Оскар» за главную роль Майкл Китон — также решилась не в пользу команды «Бёрдмэна»: статуэтку забрал перевоплотившийся в Стивена Хокинга в соответствующем байопике актер Эдди Редмэйн. На «Лучшую женскую роль» картина Иньярриту не претендовала по объективнейшей причине — в нем нет главной героини как таковой, а Эмма Стоун угодила в список претенденток на награду за роль второго плана по странному стечению обстоятельств и ставок на нее никто не делал.
Актерские награды вообще разошлись в разные стороны, как им и положено: с учетом того, что зритель всегда уделяет исполнителям гораздо больше внимания, чем монтажерам-композиторам-операторам, наверное, чаще всего так и должно случаться. Уже упомянутый Редмэйн в своей номинации обошел не только уже упомянутого Китона; и если Брэдли Купер явно не наиграл даже на номинацию в геополитически верном «Снайпере», а Стива Каррелла академики не рассмотрели под великолепным гримом, то Бенедикт Камбербэтч вполне мог рассчитывать на награду. Битву между четырьмя реальными и одним выдуманным персонажами выиграл реальный — тот, которого было легче и сложнее всего изобразить.
«Оскар-2015» уже назвали в шутку «триумфом рыжих» — в этом веснушчатому Редмэйну помогла Джулианна Мур, по иронии судьбы тоже сыгравшая ученого, в чью вполне удачную жизнь вмешивается тяжелая болезнь. Фильм «Все еще Элис» больше ни на что и не претендовал, а «Оскар» для Мур (к печали Пайк, Джонс, Уизерспун и Котийяр) был предопределен «Золотым глобусом», премией Британской киноакадемии (BAFTA) и — что самое важное — выбором Гильдии актеров. Этот же профсоюз назвал перед «Оскаром» лучшей актрисой второго плана Патрицию Аркетт, и именно она принесла единственную статуэтку «Отрочеству», внезапно растерявшему лидерские амбиции. В этом списке номинантов если за кого и обидно, то за Киру Найтли, пришедшую на церемонию в разгаре беременности.
Особого упоминания заслуживает и исход долгого и упорнейшего противостояния российского и польского кинематографа, развернувшегося задолго до раздачи золоченых статуэток в Долби-театре. «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» выиграл «Левиафан» Андрея Звягинцева, на оскаровской церемонии пришло время подниматься на сцену для постановщика «Иды» Павла Павликовского. Что ж, это была не единственная вершина, которую не смог взять российский фильм в фестивально-премиальном сезоне. С другой стороны, проиграв «оскаровскую гонку» именно на этом этапе, «Левиафан» основательно отбросил от собственного успеха многочисленные подозрения и обвинения политического толка. В наши дни такая возможность выпадает не каждому.
По традиции без наград Дэвида Финчера и его «Исчезнувшую», киноакадемики довольно прохладно приняли и «Интерстеллар» Кристофера Нолана, невзирая на зрительский восторг, вызванный этой картиной. Он, как и «Снайпер» Клинта Иствуда, получил одну статуэтку — таких же успехов достигла и история, связанная с жизнью Мартина Лютера Кинга под названием «Сельма». «Игра в имитацию» завоевала важную награду за «Лучший адаптированный сценарий» в довольно жесткой конкурентной борьбе. Вероятно, создатели картины при восьми-то номинациях имели основания рассчитывать на более богатый урожай, однако удручающий опыт «Золотого глобуса» и BAFTA тоже нельзя было скидывать со счетов. Ну а подлинным триумфатором церемонии можно смело назвать «Одержимость».
Этот фильм, снятый еще в 2013 году и вышедший на экраны (не в России, конечно) более года назад, неожиданно для всех взял целых три статуэтки — помимо игры Симмонса академики оценили звук и монтаж. Таким образом, «Оскар» в очередной раз напомнил, что полон неожиданностей и не все они укладываются в способность ведущих появляться на сцене в «труселях»", хамскую манеру оркестра перекрывать даже самые трогательные речи, которые произносят со сцены свежеиспеченные лауреаты и выбор нарядов Леди Гага. Киноакадемия приложила очень уж много сил, чтобы за этим событием начинали следить задолго до его начала. При этом премия неплохо помогает обычному зрителю уследить за тем кино, которое, находясь между откровенным ширпотребом и авторской заумщиной, нравится нам чаще всего. И для тех, кто уследил, в ходе церемонии неожиданностей не было. Почти.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии