Все три полноценных фильма Бломкампа роднит отличная работа в визуальном отношении, при этом сравнительно дешевый по сравнению с «Элизиумом» дебют вызвал гораздо больше интереса у зрителей и, что характерно, у киноакадемиков. В «Чаппи» режиссер возвращается к трущобам Йоханнесбурга, куда один за другим помещаются самые разные персонажи, и даже странно, что героиня Сигурни Уивер умудрилась остаться в стороне. Несмотря на то что гетто на этот раз снимали в Мексике, взгляд не изменился — столица ЮАР по-прежнему представляется местечком, от которого следует держаться подальше. С преступностью здесь не в силах совладать даже бессмертные роботы, до зубов вооруженные граждане живут в недостроенных торговых центрах, а любой просчет правоохранительных органов превращается в массовые погромы и льется кровь, идет война.
Посреди этого разгула криминала прочно стоит на ногах оружейная корпорация, производящая дронов о двух ногах, которые помогают людям в погонах выпонять свою малорезультативную работу. Здесь, собственно, решается вся незавидная судьба окрестного человечества (об интересе прочих государств к передовым технологиям в сценарии ничего не сказано, а супер-дупер стреляющая-летающая машина убийств, срисованная с аналогичного устройства в старом «Робокопе», вообще пылится на складе). От нечего делать явно чокнутый, хоть и гениальный сотрудник-мигрант создает первый в истории искусственный интеллект, запихивает его в списанного робота-полицейского и отправляется прямиком в руки к гангстерам, которые и внесут основную лепту в воспитание Чаппи. Потом будут ограбления, трагические события, немного расчлененки (оттого и 16+), конфликт разума с разумом и масштабное «тьфу» на законы робототехники.
Впрочем, бог с ними, с этими законами, они тоже фантазия. В меру (а иногда и сверх меры) сопливая история становления Чаппи, родителями которого становится фриковая группа Die Antwood, приглашенная в качестве актеров, идет своим чередом, пока зритель задается бесконечными вопросами. И беда в том, что вопросы эти должны по задумке касаться важных, вечных тем, но нет: аудитория ломает головы над тем, зачем робот надевает на голову устройства, предназначенные для людей, почему гопник из трущоб умеет прикручивать дронам руки и отчего головной офис оружейной корпорации представляет собой проходной двор. Глупости и нежности преподносятся зрительному залу попеременно — и еще где-то там, в сторонке, строит коварные планы нелепый персонаж Хью Джекмана, иногда вызывая искреннюю улыбку. Бломкамп в это время развлекается новой игрушкой: превращением зла в добро и наоборот.
Что любопытно, на сей раз отчетливого Большого брата, который терзал сирых и убогих в предыдущих картинах режиссера, нет — Йоханнесбург вообще изолирован от внешнего мира, а представители местечковой власти прописаны слишком небрежно, чтобы обращать на них внимание. В центре интересов постановщика — людские намерения и точка назначения, в которую ведут выложенные этими намерениями дороги. Она вполне совпадает с той, что указана в крылатом выражении, хотя есть и отступления. Ну а по ходу дела возникает образ Создателя, который оказывается глупее своего детища, но параллельно выполняет все, что ему положено: то есть проповедует, принимает муки и смерть, а потом воскресает, благо вокруг полно свободных тел, созданных «по образу и подобию». Открытая концовка вовсе не гарантирует нам продолжение, просто Бломкамп тоже любит выпускать своих героев на свободу перед тем, как с ними попрощаться.
«Робот по имени Чаппи» — это, безусловно, своего рода притча, автор которой несколько запутался в ее многочисленных смыслах. Смотреть фильм приятно, невзирая на путаницу и несостыковки, просто потому, что такое кино сейчас вообще никто не снимает. Где еще увидишь детища прогресса, к которым относятся с таким отчетливым пренебрежением: никакой масштабной пользы человечеству от них нет (какая польза, например, от говорящего комнатного растения, растением не являющегося?), угроза вероятна, но слаба, а зловещий искусственный интеллект развивается по человеческим канонам. Когда Чаппи, созданный из металла и пластика, копирует походку уличного хулигана, носит на шее цепи в гарлемском стиле или зачем-то слушает сказки, лежа в кровати, мы понимаем, что этому гротеску и оправданий-то особых не нужно. Смеяться не над чем, но и плакать ни к чему.
Возрастная категория материалов: 18+
Вообще-то во многих «непонятках» виноваты локализаторы. Например, в при просмотре с оригинальной озвучкой совершенно не возникает вопросов, откуда гопники знают, как заменить поврежденную руку. Там создатель робота явно рассказывает бандитам, что запчасти имеют plug-and-play интерфейс, и замена конечностей очень легка (достаточно вытащить старую и воткнуть в разъем новую) — еще бы, это же дроид-полицейский, его надо чинить просто и быстро!
В локализованной версии всего этого нет. Да и вообще много чего нет, акценты расставлены несколько не так, голоса не такие (в оригинале голос Чаппи все же остается голосом робота, но при этом эмоции более непосредственные). Голос Йоланди тоже в дубляже безвозвратно пропал.
Короче, смотреть лучше в оригинале с адекватно переведенными русскими субтитрами.
— GrAlex (гость)