Основой для фильма стала книга Энди Уира, получившая известность, как модно сегодня, через интернет. Первоисточник переработал Дрю Годдард, сценарист сериала Lost и нескольких блокбастеров вроде «Войны миров Z». Он же намеревался и поставить «Марсианина», но в результате за дело взялся один из главных голливудских специалистов по космосу Скотт. Тут же выяснилось, что старине Ридли не всегда удаются культовые космические картины: достаточно убрать из сюжета образ врага, чтобы исчезло и самое главное, а именно желание верить происходящему на экране. То, что зритель увидит в счастливом конце картины, комментировать даже не хочется. Пусть эти смельчаки, ведущие себя в открытом космосе аки дети в игровой комнате торгового центра, останутся на совести создателей фильма. Мы многое готовы прощать работникам неблагодарного жанра sci-fi — просто за то, что он до сих пор существует, однако выпендриваться «внесенными в сценарий разработками NASA» все же не стоило.

Космическое агентство, что характерно, выглядит здесь как главный заказчик экранизации «Марсианина». Так раньше в СССР формировали позитивный образ сотрудника органов госбезопасности посредством кинофильмов. Астронавты по ошибке оставили товарища на Красной планете, а он выжил и стал подавать знаки. И вот уже вся космическая программа летит к чертям, все похлопывают друг друга по плечу, тратят миллиард за миллиардом, взрывают зонды и даже целые космические корабли, чтобы спасти ценного ботаника. Оплошность NASA тут же становится достоянием общественности, а программа помощи бедняге-марсианину превращается в реалити-шоу, которое тысячи людей взволнованно смотрят прямо на улицах городов мира. Хитроумные китайцы, встревоженные судьбой простого американского парня, рассекречивают все свои космические секреты, чтобы снабдить его пищей. И только Россия отмалчивается, хотя в недавней «Гравитации» её следы в космосе еще можно было увидеть.

Астронавт тем временем действует в лучших традициях Робинзона Крузо и Сайруса Смита — то есть выживает, демонстрируя необычайные познания буквально во всем: от выращивания картофеля в экскрементах до ядерной физики. При помощи целлофана и скотча он создает на Марсе небольшую ферму, потом налаживает допотопную связь, а вскоре уже вся далекая Земля слышит его подрагивающий голос — технологии ведь. К счастью, за время предыдущих миссий американцы оставили там много разных научных хреновин и полиэтиленовой пленки, которой в апофеозе главный герой залепит отсутствующий нос летательного аппарата, перед тем как устремиться на орбиту. Все будет хорошо: никто не погибнет и даже особо не поранится, персонажа Шона Бина в кои-то веки не убьют, ограничившись увольнением, а в Хьюстоне все будут радостно кричать, хлопать и обниматься. Всё, как мы любим.

Струи жизнеутверждающего фонтана бьют с экрана более двух часов, к фильму, действие которого по большей части происходит в пустыне либо в офисе, зачем-то привинчено 3D. Актерствовать здесь дано только Мэтту Дэймону и немножко Дональду Гловеру, поэтому зритель с некоторым недоумением наблюдает на разодетых в пиджаки и скафандры знаменитостей — от Джеффа Дэниелса до Джессики Честейн, которым раздали по две шутки и одной эмоции. Главный герой зато отрывается как может; тревожит президента нецензурной бранью (больше главу государства ничего не интересует), раскладывает записочки, катается по равнинам и песенки поет. Иногда в сюжете всплывают необъяснимые странности вроде викодина или внезапной кратковременной любовной линии между третьестепенными персонажами, но с избранного пути Скотта это не сбивает, а к финальным титрам оптимизм достигает уже прямо-таки невыносимого уровня. Чуть раньше таких же масштабов достигает желание запустить в этот мирок любви и взаимовыручки парочку Чужих.

В «Марсианине» трудно найти преимущества, хотя бы потому что это не столько плохой, сколько фальшивый продукт, который не очень умело пытаются выдать за научную фантастику. На российского зрителя то и дело накатываются волны местечкового кинопатриотизма, воспринимать как должное воображаемую национальную гордость из-за океана ему непросто. Точно так же непросто при просмотре картины поклонникам того Ридли Скотта, который еще в 70-х годах прошлого века показал нам и недружелюбный космос, и высшую степень одиночества, и истинную стоимость человеческой жизни, в том числе в глазах государства. Положительные чувства возникают разве что в самом начале, когда нам показывают бурю, которых на самом деле на Марсе не бывает: ночь, ветер, космический корабль вдали и подсвеченные фигурки космонавтов посреди бескрайнего враждебного пространства. Это уже было на астероиде LV-426 и стало началом одной из лучших кинолегенд. «Марсианину» такое не светит, хорошая касса —и только.

Возрастная категория материалов: 18+