
Домохозяйки не сдаются: рецензия на новый фильм «Джой» с Дженнифер Лоуренс
ЗвездыДжой Мангано — идеальное воплощение «американской мечты», домохозяйка с кучей детей, родственников и проблем, превратившаяся в бизнесвумэн и национальную знаменитость благодаря собственным мозгам, подкрепленным выдающейся волей и несгибаемостью. Все это настолько приторно и шаблонно, что вряд ли из биографии изобретательницы самовыжимающейся швабры можно было сделать что-нибудь стоящее, если бы не режиссер Дэвид О. Расселл с его традиционным актерским набором и не самым трепетным отношением к тщательному переносу реальных событий на экран. Постановщик заблаговременно отрекся от стремления делать байопик, разозлил всех и вся, но даже ему не удалось создать шедевр из истории женщины, доказавшей, что разведенные домохозяйки тоже кое-чего стоят.
Трижды номинированный на «Оскар» как режиссер (и ещё дважды — как сценарист) Расселл в случае с этим фильмом ни на что особенное претендовать явно не собирался, местами откровенно валяя дурака. В результате актриса Дженнифер Лоуренс, которой он из года в год не дает безвозвратно превратиться в голодно-игровую Китнисс, получила «Золотой глобус» за главную роль в «Джой» и даже попала в номинанты на «Оскар», где ее позиции, впрочем, не так уж сильны. Может быть, это следствие того, что многие приняли эту ленту за своеобразное выступление в поддержку феминизма, коим она, конечно, ни в коем случае не является. Впрочем, все остальные персонажи в фильме и вовсе контурные: Роберт де Ниро и Брэдли Купер приглашены, потому что закадычные друзья режиссера, но полноценными ролями эти комически-идеализированные зарисовки назвать нельзя. Центр этой вселенной — Джой, фамилия которой, кстати, нигде в картине не упоминается: такое условие поставила сама Мангано, выделив взамен немного денег на съемки. Такая история — еще 25 лет назад Джой вряд ли смогла бы вообразить, что будет финансировать экранизацию собственной жизни.
Забавно, что над первоначальной версией сценария Энни Мумоло (известная по фильму «Девичник в Вегасе») работала вместе с самой Джой, но явился Расселл, все перечеркал, сократил количество персонажей по классическому рецепту Джеймса Бонда и все, что мог, превратил в свой любимый балаган. В итоге мы получили историю о женщине «за 30», семья которой представляет собой чудное сборище психопатов — за исключением разве что бабушки, от имени которой ведется рассказ, и двоих детей. Матушка «отстранилась» и проводит жизнь в комнате с телевизором, по которому без конца смотрит сериал, способный свести с ума кого угодно. «Дефективный» папаша не может до конца уйти из семьи, которую, впрочем, поддерживает на плаву, устраивая взамен склоки с битьем посуды. В подвале живет бывший муж Джой, мечтающий о музыкальной карьере — такой уж у человека род занятий. Есть еще сестра, призвание которой — зависть и дурное расположение духа. Все это Расселл рисует в несколько размашистых штрихов, ведь Джой — изобретатель и надо поскорее отправить ее на мировую арену с чудо-шваброй за двадцать баксов наперевес.
Всю дорогу героине придется спотыкаться о тупость и свинство родственников, полицейский произвол, проявления мужского свинства и прочие преграды вроде отсутствия денег на этот вот start-up. Даже лучезарный герой Купера, которому в этой ленте Расселла досталась роль бога из машины, подводит свою подопечную, и все-то ей приходится постоянно держать под контролем. Не зная уже, куда деваться от подстерегающих его тут и там розовых соплей, постановщик позволяет Джой опустить, наконец, руки только под конец драмы: и то она умудряется нащупать там, внизу, что-то вроде дробовика или крупнокалиберного орудия. В чудесную швабру никто не хочет верить — даже негритянки на парковке супермаркета окидывают импровизированную презентацию скептическими взглядами. Тернистый путь наверх режиссер как может, сопровождает фирменными шуточками, однако по-настоящему расселловского кино из «Джой» никоим образом не выходит и все потому, что подлинная биография незримо витает над происходящим и не дает развязать руки всем участникам.
К тому же это история про товар, ставший необычайно продаваемым благодаря телемагазину: и как ни старается Купер, рассказывая про тщательный отбор, лучшее в мире качество и прочие блага, от этого вида торговли за версту несет если не мошенничеством, то как минимум коммивояжерством. Все эти «создать 50 тысяч швабр за неделю руками родственничков и приглашенных мигранток в папином гараже» вызывают скепсис, даже если имеют хоть какое-то отношение к действительности. Великой изобретательницей Джой тоже не выглядит: очевидно, что ее инновация из разряда «кто первый успеет» — зато в будущем она стала выдающейся продавщицей товаров для домохозяек собственного производства. Довольно сложно всерьез и массово рукоплескать кому-то, кто сумел наладить свой малый семейный бизнес, а потом повысил его размах. Родственники, конечно, мешали как могли, но у кого с ними проблем нет, в конце-то концов. В итоге за историей внезапной платонической любви между мамашей Джой и чернокожим сантехником из Франции гораздо увлекательнее наблюдать, чем за каменеющим при каждой неудаче героини лицом Лоуренс.
Она, конечно, забавно падает и не менее забавно поднимается — но это развлечение, достойное скорее огромной обезьяны из фильма «Кинг-Конг», нежели думающего зрителя. Сюжетов про «я все-таки дошел» не меньше, чем про «до меня все-таки дошло», и от этой набившей оскомину канвы Расселлу так и не удалось избавиться. Впрочем, публике дано почувствовать, как он бросает эти старания, принимаясь забавляться с внезапными вестернами и красивым искусственным снежком. Фильму не откажешь в традиционных для этого режиссера великолепных диалогах, его совсем не скучно смотреть — скорее наоборот, картина сделана на одном дыхании. И все же получившаяся не то драма, не то комедия оставляет аудитории нотку разочарования, которой в помине не было после просмотра лент «Афера по-американски» или «Мой парень — псих». Да, домохозяйки способны показать миру бицепс, да, пользу вещей сначала нужно показать по телевизору, да, в бизнесе нужно держать палец на спусковом крючке. Так и не вспомнишь, сколько раз мы уже об этом слышали.
Амурская правда
от 22.01.2016

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Материалы по теме


Добавить комментарий
Комментарии