Воздуха не хватает
Его зовут Олегом. Уличный стаж — девять лет. Год назад обморозил ноги. Теперь его мир — бесконечная доступная среда. Сколько раз наблюдал, как он кружит на крохотном пятачке тротуара по другую сторону улицы. Пытается пересечь очередной дворовый выезд, а потом беспомощно корячится с целью взобраться на очередной тротуар. Горки, скаты и съезды вроде бы есть везде, но они не для инвалидов. Красивые и аккуратные, оформленные тротуарной плиткой, но слишком крутые и практически неприступные.
Хорошо, когда есть родственники, социальные такси и автобусы со специальными подъемниками, но Олег из другого мира. Окружающие это понимают. Редко кто пройдет равнодушно мимо. Все больше помогут взять очередную вершину и проводят сожалеющим взглядом, а то и сунут ему горсть монет да доброе напутствие про скорую весну и грядущее тепло. Надо же, добился признания. Будь он обычным бомжем с руками и ногами, никто бы внимания не обратил. Впрочем, сам он его и не требует.
Достаточно вырастить поколение лодырей и попрошаек, как на деградировавшем государстве можно поставить крест и взять его голыми руками.
Как-то разговорились с ним при подъеме на очередной тротуар. Посоветовал ему обратиться в соцзащиту по части койки в каком-нибудь приюте. Есть же у нас дома престарелых и инвалидов, есть приюты для бездомных. В конце концов, масса лечебных учреждений, призванных помогать, спасать и ухаживать. Потому как быть бомжем и быть безногим бомжем — две большие разницы. На улице зимой даже в туалет сходить сродни невозможному. Я уже не говорю про полноценный сон, отдых, добычу пропитания. Хотя юродивых да калечных на Руси всегда почитали и жаловали.
— Ничего мне не нужно. И в соцзащите я тоже был. Только не надо мне под крышу. Не могу я под крышей. Не мое это. Я ведь девять лет на улице. Я здесь не гуляю, я здесь живу, — разоткровенничался Олег. — Киснуть в четырех стенах начинаю, воздуха там не хватает. Нельзя мне никак без движения.
Вот и весь разговор. Написал про него в соцсетях, оказывается, Олег сродни местной достопримечательности. Его узнают, за него беспокоятся.
— На перекрестке Тенистой — Калинина как еду, так вижу его. Если попадаю на «красный», даю денег, с женой обсуждаем бедолагу. Сложно ему. По роду профессии сталкиваюсь с такими, — пишет спасатель МЧС Александр Клатаевский. — Печально, что они в наше время превратились в отдельный слой общества.
— В основном они пережидают зиму в больницах, на улице ее не пережить. Это не Рио! У меня брат как раз с ожогами работает, и говорит, что где-то под Благой дядька один сделал приют для бомжей: он дает им еду и жилье, а они работают на земле — бухать нельзя, естественно, — пишет Наталья Лебедь. — Но большинство отказывается туда ехать. Либо надолго не задерживаются, уходят, потому что всю жизнь почти не работали. Легче что-то собирать, барыжить и побираться. А если мороз, то в больничку. Там они всячески «тянут» с выпиской — уходить не хотят, там ведь тепло и кормят бесплатно. И работать не надо. Был случай, например, как засовывали в свежие раны свои подстриженные ногти — чтобы не заживали... Поэтому у меня возник вопрос, а что делает человек, чтобы не жить на улице?
Работа ради работы
Трудно на него ответить. И я полностью согласен с Александром. Уличные бродяги давно перестали быть объектом для массового порицания и, кажется, не вызывают отвращения. Живут на нашей с вами улице, хоть и в параллельной реальности. У них свои жизненные принципы, кодексы поведения и даже правосудия. Их законы не всегда вписываются в Конституцию Российской Федерации, но выполняются неукоснительно, а порой и более ревностно по сравнению с официальными аналогами. Полууголовный мир, живущий по понятиям и сферам влияния, со своими авторитетами и кумирами.
Они, словно подснежники, массово выползают на улицы с первыми лучами теплого весеннего солнца. Подсчитывают потери, осматривают обновленный мир и продолжают жить дальше. Без крыши над головой, без стен и ограничений. Иногда вижу, как бомжи собираются в многочисленные отряды. Невольно задаешься вопросом: откуда их столько? Оттуда — из лихих и свободных 90-х. Когда перестала действовать уголовная статья «За тунеядство», исчезли лечебно-трудовые профилактории, а такое понятие, как физический труд, превратилось в объект для массового порицания и отвращения.
Саморазрушение — это свобода личности.
Такое чувство, что именно тогда кто-то словно специально насаждал в головы молодежи извращенные понятия об успешности и благополучии. Словно грандиозный проект по изменению сознания и программированию на лень и бродяжничество. Ведь это хлеще любой «оранжевой революции» или пропаганды. Достаточно вырастить поколение лодырей и попрошаек, как на деградировавшем государстве можно поставить крест и взять его голыми руками.
Иначе не объяснить тот факт, что безногий человек зимой, в условиях лютых амурских морозов, отказывается от койки в приюте или другом социальном учреждении. Эти люди словно заточены жить без родины и флага, для которых саморазрушение — это свобода личности. Они ничего не делают, чтобы не жить на улице, и, более того, всячески туда стремятся.
Переламывать ситуацию надо уже сейчас. Дабы не умножить уличную армию дармоедов сегодняшними детьми, необходимо пересмотреть отношение к труду. И дело даже не в наказании тунеядства. Начинать можно с малого — хотя бы вернуть классные дежурства в школах, а еще незабываемую колхозную практику. Когда работа не ради денег, а ради работы, ради спасения от саморазрушения.
Я не знаю ни одного своего сверстника, который плохо отозвался бы об уборке картошки в годы студенчества. Это было не просто трудно, но весело. Там создавались самые нерушимые семьи и ковался интерес к полноценной активной жизни.
Возрастная категория материалов: 18+
Хорошо проехать в общественном транспорте с «человеком улицы». Конечно, перчатки можно не снимать и нос можно закрыть от зловония, но вот как быть с облигатными эктопаразитами и прочими сопутствующими заболеваниями? А как быть с детьми улицы?
— Гурдприближаясь к сорокету, вылупившись из советского детства, отучившись в 90 и слушая новости об очередном кризисе, скажу только одно: спасать против воли — чревато, знаете ли гибнут от этого. по разным причинам. поэтому большой вопрос: что именно для кого является спасением и помощью. рассуждения о трудовой повинности, зависимости или кому как больше нравится — да опять же всяк определяет свою меру сам. отвяньте от мужичка — он выбрал свой путь, его устраивает. не жалко — киньте денежек, пожелайте хорошего дня да здоровья. а сопли, злоба и педагогика — исключительно для личных нужд
— молоко (гость)Люди улиц…Они сродни цыганам. Кто-то безвреден, но чаще связаны с уголовкой — нарушители санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественного порядка. Попрошайничество на 99% — системный криминальный бизнес, причём очень жестокий. Несмотря на помощь социальных структур лишь немногие согласны вернуться в обычную жизнь. Причина в том, что улица полностью меняет психику.
Для решения проблемы бродяжничества необходимо введение законодательных норм.
— ГурдАндрей, чтобы вернуть людей к труду, нужно вернуть колхозы и фабрики, которых сегодня почти нет.
Нужно дать людям рабочие места с адекватной зарплатой.
Нужно пропагандировать труд. Именно труд, а не славить торгашей и спекуляцию, говоря что это престижно.
И не нужно целыми днями крутить фильмы по центральным каналам про воровство, мошенничество и коррупцию.
У нас капитализм, не забывайте. Капитализм и труд априори несовместимы.
— 12-й (гость)Этот бродяга — лицо нашего сегодняшнего «светского» общества (большей его части):
- унылое
- уставшее
- запущенное
- никому не нужное
- опустившееся
Проедьте по окраинам Благовещенска. Там половина людей так живет и выглядит.
А если проедете по области, по деревням и селам — увидите, что там 70% «брошеных» людей походят на этого бомжа.
Причем большинство этих людей — не пенсионеры и люди «старой» закалки, а молодежь и люди трудоспособного возраста.
И никому до них нет дела.
— 12-й (гость)действительно- право выбора есть у каждого , и этот бродяга сам сделал свой выбор.Но печально, что их все больше, а работать никто не хочет. Проще просить милостыню у сердобольных граждан, чем мести улицы и зарабатывать честно.Сейчас к сожалению большинству нужно все и сразу. А если не получается, то сначала висят на родительской шее, тянут с бабушкиной пенсии, а потом и прямая дорога на улицу. но пойти работать за «копейки»- нет, не барское это дело.Вот и порасплодились тунеядцы.
— tanitaЧто уже говорить о праве выбора.
— Андрей МитрофановЛариса, это известный трюк. Если кому-то приятно вспоминать, как он в детстве лакомился хлебом, политым подсолнечным маслом, ему просто хорошо мыслями вернуться в детство. Это ещё не означает, что такого рода питание прекрасно и полезно. Труд должен быть вознагражден. Любой
— Андрей МитрофановАндрюх Митрофанов, а что плохого было в отработке, когда мы поступали в АмГУ? Я лично те две недели — с 17 го 27 августа 1997-го — с удовольствием вспоминаю. С моими лучшими подругами познакомилась именно тогда, и дружим мы уже 19 (!) лет. Школьные поездки на колхозные поля тоже до сих пор греют. Как мы вытягивали из земли огромную морковку, дурачились, измазывались. Честно, ни разу в наших магазинах такой не видела! А потом нам разрешили домой насобирать по ведру плодов. Так что, на месяц обеспечила морковкой и свою семью)) Для кого-то это все — трудовая повинность, а для других — романтика. А осуждать тех, кто сделал свой выбор в пользу вечной свободы, наверное, нет смысла. У каждого свой путь...
— Лариса Маковецкая (гость)лет в 30 перестала осуждать людей. от сумы и тюрьмы....
— ! (гость)О, с каким же удовольствием я это прочитал. По колхозам не соскучились, случайно? По трудодням? По крепостному праву только сегодня тосковали в эфире одного тут патриотического радио. Говорили — правильно это, хорошо. Не работаешь — получи срок: это тоже верно, здорово. Еще у гуталинщика хорошая была идея — он запрещал менять место работы. Тоже надо вернуть, а то ходют туда-сюда, а у долларовых миллиардеров из госкорпораций убытки, Якунину второй особняк для сына родного купить не на что.
Помню я эти дежурства в школе. И поездки на овощебазу — перебирать гнилой лук. Несправедливая и тупая мера, приучающая гражданина не трудиться во имя труда, а забивать: тут же главное, лямку оттянуть, а не хорошо сделать. После поступления в институт — уже 97 год на дворе был! — отправили на какую-то отработку. Две недели бесплатно выполнять обязанности разнорабочего в чужом городе вместо того, чтобы отдыхать после экзаменов (не-ЕГЭ) с одноклассниками на пляжике. В качестве вознаграждения давали талоны на жрачку в местной столовой — низкий поклон, с тех самых пор возлюбил труд всем сердцем, особенно вот такой: дармовой, идиотский и нужный кому угодно, только не самому трудящемуся. А то: пахал в две смены, лишь бы поскорее свалить из этого педагогического рая.
А семьи без выезда в колхоз прям вот плохо создаются? непременно нужны костер, гитарка и портвешок? а разве нельзя все это организовать без параллельного спасения задницы председателя на полуторке, который план засохатил? картошку то хоть тщательно копали, старались во имя социалистического отечества?
— Андрей Митрофанов