Настоящего политического скандала, скорее всего, не будет, все-таки речь идет об экранизации развлечения, представляющего собой стрельбу птицами по свиньям. Тем не менее американо-финляндский мультфильм уже стал предметом достаточно острой дискуссии: западные критики усмотрели в сюжете намек на ситуацию с мигрантами в Европе. Более умеренные зрители проводят схожие, но менее чреватые последствиями параллели с колонизаторами: обсуждать день минувший — занятие все же более безопасное. Так или иначе, но в «Angry Birds в кино» нашлось место и кораблям, переполненным свиньями, и карикатурам, и мультикультурализму, который поддерживают массы, благодаря чему общество не умеющих летать птичек оказывается на грани катастрофы. Компании Rovio и Sony, конечно, оскорблять никого не собирались, но мультфильм сделали сатирическим. При этом в нем предостаточно шуток, почти пересекающих грань пошлости, а авторы сценария постоянно заигрывают с темами, не очень подходящими под рейтинг 6+. Об этом, кстати, нас предупреждали еще в трейлере продолжительным эпизодом про орла, справляющего нужду. Своеобразно, но только на первый взгляд.

Мы, конечно, живем в замечательную эпоху, которая славится тягой к экранизации всего подряд: от аттракциона в парке развлечений до детских конструкторов. Недавно той же процедуре подергались настольные и восьмибитные игры, так что поле с краев уже нормально так распахано. С одной стороны, это избавляет продюсеров от необходимости сильно тратиться на постпродакшн и прочую рекламную возню: не так много в мире осталось людей, не знающих, что такое Angry Birds. С другой — публике необходимо в течение полутора часов что-то демонстрировать: прекрасная анимация, конечно, делает свое дело, но на одних знаменитых бровях далеко не уедешь. Создателям мультфильма пришлось сочинять историю, которая хоть и базируется на все том же «они украли наши яйца», но требует героев, подробностей и, как бы это ни звучало, морали. Процесс оказался настолько увлекательным, что анимационный вариант собственно игры зритель увидит уже под конец: правда, визуализирован он роскошно. Все остальное — задачки на интеллект, чувство юмора и подкованность. В мультфильме множество отсылок к культовым и не очень проектам, начиная с «Управления гневом» и вплоть до супергеройских вселенных. 

Российского зрителя половины этих аллюзий привычно лишили, но это не такая уж огромная потеря. Перед нами типичный пример того, когда продукт пытаются преподать лучше, чем он есть на самом деле, а параллельно еще и возродить интерес к давно вышедшей из моды игрушке. Птичьему социуму, описанному в мультфильме, остается только посочувствовать, настолько он напоминает человеческий: тут доят наших и не наших коров, а даже самые коварные замыслы не нуждаются в тщательной маскировке. Смех, веселье, бренчание на банджо и прочие многократно испробованные приманки срабатывают тут и там. И то, что сам по себе мультфильм — точно такая же приманка (ну не манифест и не памфлет уж точно), никого особенно не беспокоит. Троица главных героев, идущая вразрез с настроениями в обществе, ведома неудержимой злостью красной птички по имени Рэд. Нас, безусловно, ждут сиквелы, в которых этот персонаж раз за разом будет демонстрировать, что истинный лидер презирает мнение большинства и поступает так, как считает нужным. С этой мыслью в качестве девиза создатели мультфильма достаточно хладнокровно расправляются со всеми предыдущими представлениями о франшизе.

Зритель ожидал немного не того, поэтому он раздражается из-за совсем уж явных логических несоответствий, но с готовностью хохочет над взрослыми шутками, которых в итоге оказывается даже слишком много. Птиц, еще вчера способных разве что самозапульнуться вдаль из огромной рогатки, не просто оснащают речью и эмоциями, но и подвергают совсем уж криво смотрящемуся психоанализу. Аудитории, на самом деле, вовсе не обязательно знать, почему именно вот эта bird более angry, чем другие. Однако в послужном списке сценариста Джона Витти не только «Симпсоны в кино», но и «Элвин и бурундуки» и даже шоу Али Джи, и он работает, как умеет. В том числе высмеивая проявления излишней толерантности и веру современного человека в то, что всегда найдется кто-то достаточно подкованный, чтобы решить любые его проблемы. В том числе и те, о которых несчастный даже не подозревает. Судьба общества в мультфильме зависит от звена, которое казалось наиболее слабым, позволяло себе пинать детей мускулистыми ногами и жило на отшибе, чтобы никого ненароком не зашибить. Достаточно, чтобы задуматься.

«Понаехавшие» на птичий островок зеленые свиньи, впрочем, тоже вполне открыты для понимания, их мотивация проста и открыта, а яйца, знаете ли, много кто любит. В условиях, в которых еще не стерлась из памяти житейская мудрость и социальный оптимизм «Зверополиса», «Angry Birds в кино» воспринимаются этаким ведерком ледяной воды. Перед нами, безусловно, история настоящего кризиса, но зрителю следует почаще вспоминать, что это все не про него. В конце концов, разноцветные птицы, способные замедлять время, взрываться и много чего еще делать, пришли на большой экран из другого мира, в котором нет места условностям и сомнениям. Наверное, поэтому экранизации компьютерных игр чаще всего оказываются провальными или имеют очень слабое отношение к первоисточнику. Свою историю по этому поводу может написать любой поклонник игры, и она уж точно не совпадет с работой нанятого студией сценариста. Будущее приготовило для зрителя еще немало неожиданностей: полноформатные Angry Birds вряд ли разойдутся на цитаты, но станут неплохим опытом создания чего-то совершенно нового на базе хорошо знакомого.

Возрастная категория материалов: 18+