Китайская революция в арбузоводстве
На благовещенской базе «Дружба», куда приезжают за недорогими фруктами и горожане, и перекупщики, оживление — с фур и в магазинчиках массово начали продавать приморские арбузы. Розничная цена на них начинается от 20 рублей за килограмм. На прилавках красуются и 10—15‑килограммовые красавцы — судя по надписям на ценниках, остатки узбекских арбузов прошлых завозов. Цена на них все еще кусается — в среднем 30—35 рублей за килограмм. Амурские арбузы тоже есть, но пока в небольших объемах и мелкие. Их стоимость начинается с 18 рублей за килограмм.
1,45
миллиона тонн арбузов вырастили в России, по данным на 2012 год. Это больше, чем в Узбекистане, где урожай тогда составил 1,35 миллиона тонн. Мировой лидер по производству арбузов — Китай, где в 2012 году вырастили 70 миллионов тонн бахчевых
Нынешний год — не арбузный, говорят местные фермеры. Будь он удачнее, к этому времени ни узбекских, ни приморских ягод бы не осталось — все было бы завалено амурскими. Из-за холодного и дождливого начала лета больших урожаев в этом году не ждут. Некоторые хозяйства уже начали собирать плоды ранних сортов около 10 дней назад, другие только готовятся к уборке. В ближайшую неделю арбузы с амурских полей хлынут на рынок, и тогда цена на «полосатиков» упадет примерно до 15 рублей за килограмм.
Выращивать арбузы амурские хозяйства начали относительно недавно — с середины 90‑х годов прошлого века.
— В советское время в области колхозы не выращивали эту культуру. Специализацией сельского хозяйства у нас было и остается соеводство, — объясняют в региональном минсельхозе. — Лишь в частном секторе люди выращивали самый распространенный тогда сорт отечественной селекции «огонек». Он мелкоплодный.
Революция в амурском арбузоводстве пришлась на начало 90‑х, и произвели ее китайские земледельцы, которые завезли в область свою технологию выращивания бахчевых.
— Уже в 1992 году в области начали выращивать хорошие крупные арбузы. Мы тогда сами не знали, что здесь могут вырасти такие, — многие своим глазам не верили! Вы же помните, какие раньше были амурские арбузы — маленькие, черные, — вспоминает фермер из Ивановского района Алик Хакбердиев. — Первыми по новой технологии начали работать китайцы, а потом уже и мы.
От «огонька» до «атамана»
По китайской методике до сих пор продолжают работать немногочисленные амурские арбузоводы.
1,66
миллиона тонн арбузов вырастили в прошлом году в хозяйствах всех форм РФ
— Никакого секрета нет — арбуз пораньше высаживают под пленкой. За счет пленки земля нагревается больше, аккумулируется тепло, лучше сохраняется влага. Потом растение выпускают из‑под пленки, а земля так и остается укрытой до августа. Пленка выполняет функцию мульчи, спасает растение от холода. За счет ее использования благоприятные условия для арбуза можно создать раньше и сохранить дольше и растение за наше короткое лето успевает дать урожай, — вводит в курс дела благовещенский фермер Аркадий Корнеев.
Наладить арбузоводство в регионе помогла не только завезенная из‑за Амура технология, но и новые достижения селекции, правда в основном зарубежной. Аркадий Корнеев вспоминает, как в 90‑е одним из первых в Приамурье заказал из Москвы семена арбузов голландских сортов, каких в области тогда еще не видели.
— Первое время мы работали с китайцами и выращивали их сорта. Потом начали пробовать свои — тот же «огонек», но у него мякоть очень волокнистая — на любителя. Селекция на тот момент шагнула далеко вперед — вывели и стали повсеместно в России выращивать сорта, у которых были другие сроки вегетации, другая окраска, устойчивость к заболеваниям, ускоренный рост, — описывает Аркадий Петрович. — Мы одними из первых заказали из Москвы голландский сорт «кримсон свит» — это крупные полосатые круглые арбузы, к нам такие привозили и продавали дорого, называя их узбекскими. Помню, первый год, когда их вырастил, люди не верили, что они амурские. Один покупатель родом из Узбекистана даже поехал со мной на поле, чтобы увидеть своими глазами, как они растут.
Сейчас все местные фермеры выращивают зарубежные гибриды, в основном голландской селекции — высокоурожайные и быстросозревающие, как их характеризуют агрономы. Это тот же «кримсон свит», «трофи», «эврика» и «атаман». «Если зрелый «кримсон» тянет на 10 килограммов, то арбуз сорта «атаман» как минимум весит 10 килограммов, максимум — 18», — говорит Алик Хакбердиев. Эти арбузы ни по внешнему виду, ни по вкусу неотличимы от узбекских, созревших под щедрым южным солнцем.
Средняя урожайность этих сортов достигает 25—30 тонн с гектара, в хорошие годы можно собрать до 40 тонн.
Поднебесная экспансия
По данным минсельхоза области, в этом году арбузы на своих полях посадили 9 фермеров. Впрочем, их число год от года почти не меняется, как и площади — в Приамурье еще никогда не отводили под арбузы в общей сложности больше 100 гектаров. Хотя с конца 90‑х до начала 2000‑х спрос на эту культуру был огромный.
— К нам приезжали перекупщики и выстраивались в очередь, чтобы купить урожай, — рассказывает Аркадий Корнеев. — Так продолжалось до 2003 года. В то время мы высаживали по 30 гектаров. И производителей, кроме нас, было всего двое примерно с такими же, как у нас, площадями: в Усть-Ивановке и Тамбовке. А потом приехало много китайских бригад — и цена начала падать.
Зрелый «кримсон» тянет на 10 килограммов, а арбуз сорта «атаман» как минимум весит 10 килограммов, максимум — 18. Эти арбузы ни по внешнему виду, ни по вкусу неотличимы от узбекских, созревших под щедрым южным солнцем.
Китайские земледельцы при тогдашнем курсе юаня могли себе позволить продать свой урожай гораздо дешевле, чем амурчане. Из-за сильной конкуренции и ценового демпинга местные фермеры стали сокращать площади, отведенные не только под арбузы, но и под овощные культуры. Аркадий Корнеев фактически сделал 5‑летний перерыв в арбузоводстве, сократив поля до 1—0,5 гектара — то есть выращивая бахчевые для себя и постоянных клиентов.
— С 2004 года наше производство арбузов и овощей пошло на спад. До этого мы засаживали овощами около 80 гектаров, выращивали много перцев, томатов, баклажанов, капусты. Сдавали овощи на завод на переработку. Все это развалилось благодаря китайцам, — констатирует Алик Хакбердиев. — Сейчас под овощи, включая картофель, мы отводим около 30 гектаров, то есть площади сократились в 2,5 раза.
По инициативе фермеров, написавших письмо губернатору Приамурья, в начале 2010‑х в области началась кампания по сокращению иностранной рабочей силы в сельском хозяйстве. Так, с 2013 года гражданам Китая запретили трудиться на амурских полях, а квоты на ввоз рабочих из других стран — КНДР и государств Средней Азии — были сведены к минимуму. Однако успешная кампания привела не к увеличению площадей овощных полей у амурских фермеров, а к их сокращению. Местные хозяйства, за умеренную плату нанимавшие китайцев на работу, не смогли в селах области найти им на замену квалифицированных и ответственных работников.
Рынок изменился, проблемы остались
Закрытый для китайцев доступ к амурской земле помог снизить конкуренцию и вернуть цены в приемлемые для местных производителей рамки, считают некоторые фермеры. Но китайских бригад хоть и стало меньше, но ненамного.
— Сейчас ситуация изменилась, даже несмотря на то, что китайцы в сельском хозяйстве остались. Они выращивают овощи, приезжают на рынки в 5 утра. До 8.00 все продают и уезжают. У них рынок подпольный, стихийный — они сбивают цену лишь бы продать урожай. Арбузы они тоже выращивают, но уже не в тех объемах, что раньше. Это позволило нам в последние годы увеличить площади — мы второй год отдаем под арбузы 7 гектаров, а до этого не засевали больше одного, — комментирует Аркадий Корнеев.
Революция в амурском арбузоводстве пришлась на начало 90-х — и произвели ее китайские земледельцы, которые завезли в область свою технологию выращивания бахчевых.
По словам главы благовещенского КФХ «С.Е.В.» Евгения Соколовского, около 90% амурских арбузов выращены китайскими фермерами.
— Китайские плоды можно отличить от наших: голландские гибриды круглые или чуть вытянутые с ярко выраженным рисунком, а китайские сорта дают вытянутые плоды с менее выраженным рисунком, — поясняет он. — Продают китайцы их дешевле. Даже несмотря на укрепление курса юаня, им по-прежнему выгодно нелегально здесь работать. Раньше арбуз стоил 2—3 рубля за килограмм, а сейчас оптовая цена — 20 рублей. Рост цен компенсирует трехкратное подорожание юаня. А китайские продавцы на той же базе «Дружба» закупают арбузы и овощи только у своих. Но дело даже не в китайцах — амурским фермерам и без них негде реализовать свой урожай.
Амурские арбузы могли бы стать таким же брендом региона, как мед и соя, но этого не происходит. По мнению Евгения Владиславовича, именно отсутствие стабильного рынка сбыта не дает полноценно развиваться арбузоводству и овощеводству в Приамурье. С ним согласен и Аркадий Корнеев.
— Куда реализовывать — это всегда вопрос. Я нашел рынок сбыта — уже второй год буду продавать свои арбузы предпринимателям, которые поставляют их в сеть «Кэш-энд-Кэрри», — говорит он. — В этом сезоне урожай отстал недели на три, и мы только начали собирать его. Думаю, начальная оптовая цена будет той же, что и в прошлом году — 15 рублей за килограмм. И это притом, что и семена, и удобрения, и средства защиты растений вдвое подорожали.
Откуда везут арбузы в Приамурье
Арбузы в область ввозят из Поднебесной, Узбекистана, Казахстана и Приморья. Но завозные плоды не составляют большой конкуренции местным, считают амурские аграрии. Так как амурские ягоды в итоге оказываются самыми дешевыми на рынке.
Китайские арбузы в область везут почти круглый год с перерывом на осенние месяцы. На юге Китая в теплицах снимают по три урожая арбузов. Пик поставок полосатой ягоды из Поднебесной в июне — июле, когда амурские арбузы еще только созревают в полях. Но стоит местным плодам появиться на прилавках, как импорт из‑за Амура резко падает.
657,2
тонны арбузов собрали в прошлом году амурские хозяйства
Сколько всего арбузов ввозят в Приамурье — ответа на этот вопрос у специалистов Россельхознадзора, контролирующих качество ввозимых фруктов и овощей, нет. Ведомство учитывает лишь арбузы, поставляемые из КНР. Полосатых красавцев из Средней Азии никто не считает. По закону предприниматели, купившие партию арбузов, должны сами обратиться в Россельхознадзор, чтобы получить акт фитосанитарного контроля — он выдается бесплатно и подтверждает, что продукция безопасна. Однако делают это единицы.
— В местах торговли каждую среду и пятницу мы проводим рейды, а на выходных дежурим там, — объясняет госинспектор отдела надзора в области карантина растений регионального управления Россельхознадзора Татьяна Астапова. — Лишь около 30% проверяемых нами продавцов арбузов имеют акты фитосанитарного контроля. За их отсутствие мы штрафуем продавцов на сумму от 200 до 500 рублей за нарушение КоАП.
Документы, в которых указана страна-производитель продукции, специалисты не проверяют. Но даже если бы проверяли — нет никакой гарантии, что на прилавке именно узбекские или казахстанские арбузы. Товар не маркирован, и, например, приморские плоды часто выдают за амурские — потому что к местным у покупателей больше доверия.
На базе «Дружба» владельцы фур, продающие свой товар оптом, говорят, что сейчас в наличии приморские и казахстанские арбузы — первые стоят 15—17 рублей за кило, вторые — 30. Причем казахстанские — последние, их больше не будет, так как сейчас возить их уже невыгодно. «В Новосибирске есть оптовый рынок, где продают бахчевые. Но там своя накрутка, и если покупать там, то цена была бы вдвое выше. Мы везем сами — видите, даже номера казахстанские. По 10 рублей покупаем там, 10 забирает дорога, и еще 10 накручиваем здесь — выходит 30 рублей за кило», — объясняет владелец 5‑тонного грузовика. На доставку арбузов уходит от 5 суток до недели. В начале лета розничная цена на азиатские арбузы достигала 55 рублей за кило.
«Наши арбузы не уступают импортным»
Фермер из Ивановского района Алик Хакбердиев родился в Узбекистане, но уже 20 лет предпочитает узбекским арбузам амурские, выращенные своими руками. Его плантации в трех километрах от Ивановки в этом году занимают всего 5 гектаров — вдвое меньше, чем в прошлом. Но если у некоторых фермеров арбузный урожай в этом году припозднился, то Алик снял первые плоды ранних сортов с грядки еще 10 дней назад.
Фото: Андрей Ильинский
— Этот сорт я в этом году еще сам не пробовал, — говорит фермер, похлопывая по крутому боку 10‑килограммового «кримсона». — Люблю амурские арбузы и стараюсь есть только их, потому что узбекские, которые везут сюда, рвут зелеными. А когда арбуз созревает на поле, он набирает сладость и полезные вещества. Неизвестно, как их там выращивают, а здесь вы своими глазами видите кучи навоза — его же не я ем, а арбузы! По вкусу наши не уступают ни казахстанским, ни астраханским, ни узбекским.
Бахчеводством Алик впервые занялся в 1996 году — с тех пор не было ни одного года, когда бы он не сажал арбузы. Говорит, это очень рентабельная культура, если подойти к ней с умом.
— Если подойти умело, подобрать технологию, наладить сбыт, то это очень прибыльная культура в короткие сроки. Созревает 90 дней, продается за 30. И если бог даст, с одного гектара можно собрать до 40 тонн, — объясняет хозяин хутора.
Тем не менее больше, чем на 10 гектаров арбузов, он никогда не замахивался. А в этом сезоне сократил площади по нескольким причинам: в прошлом году из‑за засухи урожай был маленький и продали его неудачно. В этом году он решил так не рисковать. Но и в нынешнем году погода помешала арбузам расти — и это один из рисков выращивания бахчевых в Приамурье. Как объясняют агрономы, при температуре ниже +25 градусов арбуз не растет, а заболевает от холода, образуется корневая гниль и растение погибает.
— В этом году нехороший урожай — мы высаживаем арбузы в конце мая — начале июня, и из‑за холодной весны они погибали еще в зародышах. Хорошо, если соберем 20—25 тонн с гектара, — говорит аграрий. — Конечно, в Узбекистане с погодой лучше — там если лето, то обязательно жарко, а арбуз это любит. А здесь короткое лето и еще резко континентальный климат — то холодно, то тепло, то сушит, то льет — не знаешь, чего ждать. Кроме того, много влаги, которая вызывает у растений грибок.
Еще один нюанс выращивания арбузов — они требуют внимания. Их вручную высаживают, пропалывают, подкапывают, обрабатывают — и наконец собирают. И взлелеянный скоропортящийся урожай нужно еще суметь с прибылью продать. Хозяйство Хакбердиева часть арбузов реализует на рынках в Ивановке, еще часть продает с машин на трассе — сейчас их можно купить по 20 рублей за кило. Также ягоды поставляют в Благовещенск на ОПС, где у фермера две точки. Еще часть забирают перекупщики, которые потом реализуют ивановские арбузы в другие районы и даже в Якутию.
— С поля мы и по 15 рублей отпускаем: приедет фура, водитель покажет деньги — куда мне деваться? Мне зарплату платить, налоги — вдруг не продам, а тут погода подкачает и все сгниет! А они купят и тут же продадут их по 25 — и за 2—3 дня заработают столько, сколько я вот этой спиной. Но мы их не виним: не было бы паразитов, не было бы и нормальных животных, — смеется бахчевод.
На вопрос, отличит ли амурский арбуз от узбекского, он задумывается и кивает головой. «По виду отличу, но если будет тот же сорт, что и у меня, — как тут отличишь!? — разводит руками фермер и вспоминает, как сам однажды обманулся: — В июне я как‑то заскочил в магазин и схватил узбекский арбуз. И уже в машине говорю жене: "Надо же так влипнуть — в это время в Узбекистане нету арбузов!" И меня, опытного узбека-арбузовода, обманули!»
Мнение
Евгений Соколовский, глава КФХ «С.Е.В.» Благовещенского района:
— Арбуз — перспективная для Приамурья культура. Ее урожайность может достигать до 90 тонн с гектара. В советское время арбузы успешно выращивали даже в Зейском районе. Современные технологии позволяют выращивать арбузы в открытом грунте даже под Якутском.
Но это трудозатратная культура, она требует опыта. Поэтому в условиях дефицита квалифицированных рабочих рук ею сложно заниматься. Другая проблема — рынки сбыта. Если говорить о других регионах, то в Приморье выращивают свои арбузы, которые не хуже наших, в Якутии также есть арбузоводы, в Еврейской автономии открыто выращивают эту культуру совместно с китайскими фермерами. Что касается рынка Амурской области, то у нас фермерам сложно найти покупателя на овощи — ничего не делается для организации сбыта. Поэтому бессмысленно пытаться наращивать производство.
У нас существуют только ярмарки выходного дня — но они раз в неделю, и там продают все, начиная с бананов, и предпринимателей там больше, чем у нас официально зарегистрировано фермеров.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии