Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №7 (28949) от 25 февраля 2021 года
Издается с 24 февраля 1918 года
2 марта 2021,
вторник

Сумасшедший, но дворянин: рецензия на новый фильм «Дуэлянт» с Петром Федоровым и Владимиром Машковым

Кино

Положительных отзывов на широко и дорого разрекламированную картину Алексея Мизгирева уже хватает и будет еще больше: Год российского кино катится к закату, а индустрия по традиции откладывает важные шаги на потом. Конечно, в декабре будет «Викинг», но его задача — красиво завершить, а не стать единственным из достойных. «Дуэлянт» на предпремьерной стадии качественно вызывал интерес: трейлеры, в которых было все красиво и ничего не понятно, актерский состав с громкими именами даже на вторых и третьих позициях, Голливуд и русская классика в одном сверкающем флаконе. То, что получилось в итоге, нельзя назвать разочарованием в полном смысле: колоссальный по отечественным меркам бюджет растратили не впустую, однако перед нами еще одна лента, которую очень трудно досмотреть до конца.

К слову, о трейлерах. За пару недель до премьеры в кинотеатрах принялись крутить ролик, который был прямой противоположностью предыдущим. Вместо того чтобы усилить интригу, продюсеры зачем-то полностью раскрыли сюжет фильма, не оставив за кадром практически ничего существенного. Счастлив тот зритель, который сумел избежать этого подвоха, остальных ждет двухчасовая история, суть которой заранее известна. Впрочем, сюжет — явно не самая сильная сторона «Дуэлянта», о чем начинаешь догадываться уже на первой его трети. Сценарий писал сам постановщик и незамедлительно угодил в ловушку, которую вообще сложно обойти, погружаясь в реалии ушедших эпох. Мизгирев сумел изобразить Петербург середины XIX века внешне (и здесь очень хорошо видны финансовые вложения), но при создании характеров уперся в старые добрые стереотипы. Казалось бы — пересмотреть «Шерлока Холмса» от Гая Ричи и быть смелее в решениях, но этот самый то ли Лермонтов, то ли Куприн неумолимо овладевает сюжетной линией, превращая героев в воспоминание из школьного учебника, а не в живых людей. Тот же персонаж Сергея Гармаша — ну что это, простите? Такому актеру развернуться не дали. Та же беда с другими звездами, от Юрия Колокольникова до специально приглашенной немецкой актрисы Франциски Петри.

Лента предусмотрительно начинается с выдержек из дуэльного кодекса, чтобы мы могли понять, какого черта мрачный капитан в исполнении Петра Федорова стреляется со всеми незнакомцами подряд. Такая уж у него работа — отстреливать посторонних людей, и хотя сценарист постоянно намекает нам, что это и не люди-то были по большому счету, а так, дрянь, убийца от этого не перестает быть убийцей. Вокруг, что характерно, царят весьма вольные нравы, палить друг в друга можно по любому поводу и в любых обстоятельствах: если рядом кучкуется высший свет — извольте, отойдем вон к тому шкафчику. Один вышибает из разнообразных граждан мозговое вещество (пули, знаете ли, в этих дуэльных пистолетах, страшные), другой ему за это исправно платит. Потом выясняется, что бизнес сложился между, так сказать, Гамлетом и Полонием. Вторая половина фильма вообще посвящена тому, что персонажа Владимира Машкова всем миром тащат к барьеру, а он упирается свободными от бокала с шампанским конечностями. Дуэлянт в это время все больше мрачнеет, сверх меры увлекается коньяком (оный употребляется прямо из бутылок) и спит в старой лодке под проливным петербургским дождем, который, вопреки известной аксиоме, все-таки может идти вечно.

В «Дуэлянте», собственно, мало что можно найти кроме стрельбы и скупых диалогов. Со стрельбой у Мизгирева все в порядке, он явно любит все эти лепажи и фанатично добивается, чтобы в кадре они выглядели идеально. Пистолеты громкие и точные, сцена с выступлением дуэлянта в цирке сделана лаконично и красиво, остается только ждать, когда же на пути сферического куска свинца окажется голова главного негодяя. С диалогами сложнее: поначалу кажется, что это такая фишка — делать огромные паузы между короткими фразами, по три раза обращаться к задумавшемуся собеседнику и так далее. Впоследствии окажется, что мы имеем дело с дефицитом. Особенно это бросается в глаза, когда главные герои по третьему разу повторяют что-нибудь эдакое вроде «я в чародеев не верю» или «я никогда не искал денег, только любви». Чтобы не страдать над воссозданием благородной речи, Мизгирев постоянно задвигает персонажей в тень, откуда они появляются строго в нужный момент. Таким образом, зритель вынужден вместе с камерой оператора Максима Осадчего неотрывно следовать за дуэлянтом: вот он садится в карету, вот лежит на ковре, вот из него с отвратительной реалистичностью вынимают очередную пулю. Даже флешбэк с алеутскими аборигенами снят так, чтобы артиста Федорова было очень много, а всего остального — предельно мало.

И когда понимаешь, что никакого второго дна создатели картины не заготовили, ее становится потрясающе скучно смотреть. Машков играет подлеца-злодея лениво и вальяжно, из-за чего главный антагонист выглядит обычным разорившимся дворянином, склонным к конспирологии и нехорошим поступкам. Чего стоит пристрелить его по пути с очередного бала у «великой княгини» — решительно непонятно. Герой Федорова возится со своим врагом с мазохистическим усердием, потом даже поднимает лапки кверху, невзирая на всю неизбывную боль, но тут на сцену из длиннющей тени выходит старый слуга и вправляет хозяину одурманенные коньяком и кровью мозги. «Сумасшедший, но дворянин», — констатируют господа офицеры. Возня затягивается, превращается в бесконечную и, самое главное, бесцельную. Ближе к титрам герои даже перестают обращать внимание на то, сколько погибло не самых плохих людей. Любовная линия призвана показать нам человека в душегубе, но выглядит она так, будто мы попали в другой фильм с тем же Федоровым: сначала рыдания на плече, потом задранные юбки в карете. И «Научи меня стрелять», — эту фразу Мизгирев успевает применить неоднократно и всякий раз совершенно неуместно. Концовка же картины такова, что хочется поставить себя на место продюсеров и отправить «Дуэлянта» на доработку. Но мы по-прежнему сидим в зале.

Итак, мы получили сильный в визуальном отношении проект, который неминуемо наскучит зрителю. Это роднит его с каким-нибудь «Парфюмером» Тыквера, только там нам усердно демонстрировали грязь и тухлую рыбу, а здесь — дождь и свиные головы. В Петербург 1860 года веришь, равно как и в ряд жестоких сцен, которые Мизгирев снял вполне себе на мировом уровне, что называется — без соплей. Создателям «Дуэлянта» даже удалось обойтись без slomo, в том числе и в тех моментах, где этот прием прямо-таки напрашивался, за что Мизгиреву отдельное зрительское спасибо. Подкачала сама история, которая была бы совсем уж рядовой, кабы не вздымающийся в специальных моментах пафос, напоминающий нам о том, почему в начале следующего века от этого самого дворянского общества остался ноль без палочки. В такие бы руки да акунинский сюжет — наверное, получилось бы лучше, чем все существующие фандоринские экранизации вместе взятые. Ну а нам остается лишь пожелать создателям «Дуэлянта» крепких нервов. Есть все основания полагать, что бюджет, превышающий 700 миллионов рублей, будет очень и очень непросто отбить. Что ж, «петербургские тайны» позади, теперь дело за бенефисом Хабенского и приключениями Козловского среди бородатых мужиков с мечами.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Неосознанный объект: рецензия на новый фантастический фильм «Вратарь галактики» с Евгением МироновымНеосознанный объект: рецензия на новый фантастический фильм «Вратарь галактики» с Евгением Мироновым
Враги и их отсутствие: рецензия на фильм «В ожидании варваров» с Марком Райлэнсом и Джонни ДеппомВраги и их отсутствие: рецензия на фильм «В ожидании варваров» с Марком Райлэнсом и Джонни Деппом
Спасение отупляющих: рецензия на новый фильм «Неистовый» с Расселом Кроу и Джимми Симпсоном
Корни привередливые: рецензия на новый сериал «Чики» с Ириной Горбачёвой и Антоном Лапенко
Фильм «Лед 2» растопил сердца зрителей и заработал миллиард
В произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевидения
Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман
Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом
Химия и жизнь: рецензия на новый фильм «Тёмные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй
Вместо девичника: рецензия на новый кинокомикс «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»
Боги, девочка и волк: рецензия на новый скандинавский кинокомикс «Вальгалла: Рагнарёк»

Фото: kinopoisk.ru

В Зее водитель снегоуборочной техники сбил ребёнка: девочка в больницеПроисшествия
Очередную партию вакцины от коронавируса распределили по амурским городамКоронавирус
Амурский кадетский корпус ждет капитальный ремонтОбщество
36 амурчан за сутки заболели коронавирусомКоронавирус
Убил косулю и присыпал снегом: браконьера в Ромненском районе выдала кровь на одеждеПроисшествия
ВТБ в Приамурье на 12 процентов нарастил розничный кредитный портфельЭкономика

Читать все новости

Кино

Режиссер «Интернов» переключился на «Этерну»: в Москве снимают сагу по фэнтези-романам Веры Камши Режиссер «Интернов» переключился на «Этерну»: в Москве снимают сагу по фэнтези-романам Веры Камши
Еще не конец: шоу «Танцы» отложили до 2021 года
Актер Антон Хабаров: «Казанова — любимый герой, потому что добрый и ранимый»
«Цой» в изложении Алексея Учителя: фильм о смерти музыканта вышел в прокат
«Подольские курсанты» Игоря Угольникова: сила духа, которая крепче стали
Система Orphus