И все же «Закону ночи» светит статус одного из самых громких провалов едва начавшегося года: взяв за основу чрезмерно «классический» американский детектив, создатели фильма попытались, что называется, сыграть на стиле. Результат вовсе не впечатляет — перед нами многоэтажная история, которую не так уж и хочется исследовать до чердака.

Примечательно, что автор первоисточника — все тот же писатель Деннис Лихейн, по роману которого Аффлек снимал вышеупомянутую «Детку», ставшую наиболее уравновешенным проектом в его послужном списке. Название «Ночь — мой дом» российские прокатчики трансформировали, но, честно говоря, к сюжету картины оба варианта имеют довольно сомнительное отношение — зацепиться можно разве что за случайно брошенную фразу героини Сиенны Миллер.

Лихейн написал о семействе Коглинов три книжки, Аффлек взялся экранизировать вторую — благодаря этому факту о предваряющих событиях публика узнает из довольно скомканного вступления с незамолкающим закадровым голосом. Он, кстати, никуда не денется до последних сцен: создателям «Закона ночи» перевод с литературного языка на язык кино дается с трудом, а слова из песни выкидывать жаль — стало быть, в дело пойдет зрительское воображение, благослови его всевышний. Автор романа не раз демонстрировал интерес к XX веку в его разных периодах. Действие знаменитого «Острова проклятых», к примеру, происходит в самой его середине. «Закон ночи» же посвящен теневой стороне американской жизни в промежутке между двумя мировыми войнами.

Сюжет вполне ожидаемо строится вокруг сухого закона и бутлегерства: главный герой Джо Коглин из рядового и не очень ловкого грабителя постепенно превращается в гангстера-босса. Эта разновидность угодившей в официальный слоган американской мечты (голос за кадром то и дело напоминает о том, что парни не планировали дожить до старости) в «Законе ночи» не обретает каких-либо невиданных аспектов. Лихейн как писатель никогда не стремился открыто философствовать, изредка предоставляя делать это своим героям, которым гораздо больше импонирует действовать, нежели рассуждать. Фильм, созданный на основе его романа, пытается быть чем-то большим, чем стандартный криминальный экшен с сомнительным хэппи-эндом. Аффлек отчаянно тратит деньги (в том числе — свои и парня по имени Леонардо Ди Каприо) на воссоздание эпохи, натирает до глянцевого сияния ретро-автомобили, устраивает показательные стрельбы, уничтожая стереотип об автомате Томпсона как единственном орудии гангстерского труда. Деталей, действительно, много, и карточка «Пресса» за шляпной лентой радует глаз, а любимый оператор культовых режиссеров Роберт Ричардсон помогает переместиться на век назад с особенным комфортом. 

Восхождение Джо Коглина к вершинам бандитского успеха происходит, вроде бы, поэтапно, но зрителя лишают возможности проследить за каждым важным шагом. Тут гораздо лучше подошел бы сериальный формат, но время для очередной «Подпольной империи» еще не пришло, а Аффлек не раз говорил о том, как сильно мечтал воплотить в реальность проект. Его и так пришлось отложить ради съемок в «Исчезнувшей» — поработать с Дэвидом Финчером актер мечтал еще сильнее. В результате «Закон ночи» оказался полон неуклюжих персонажей, необходимость которых ощущается крайне смутно: непременный Брендан Глисон в роли Коглина-отца мог бы быть хорош, но не знает, для чего именно его герой существует. Эти образы недолго живут, быстро исчезают и, даже возвращаясь из небытия, остаются прозрачными и не вызывают никакого сочувствия.

Российскому зрителю, конечно, особенно приятно увидеть актера Ремо Джироне, знакомого еще по сериалу «Спрут»,  но до крестных отцов, созданных Копполой и Скорсезе, его герою не дотянуться. Актриса Эль Фаннинг, может, и выросла, но со взрослой ролью едва справляется — за нее это делают сюжетные обстоятельства, которые не приходится играть. Действительно впечатляют разве что два Криса — Купер и Мессина — но полностью вытащить на себе двухчасовую драму не могут и они. 

Женские роли — уже упоминавшаяся Миллер и Зои Салдана — сделаны под широко распространенную копирку. Сам же Аффлек в последние годы на экране особенно неповоротлив, будто бы облачен в невидимый бэтменский костюм. Наверное, поэтому он прячет лицо, когда приходит время играть наиболее эмоционально. Что ж, Бена в роли Джо не особенно-то приветствовал и сам автор книги. Будучи в кресле режиссера,  Аффлек всеми силами пытается добавить картине потенциальной энергии, зарабатывая рейтинг 18+ задолго до главной и наиболее жестокой перестрелки. Но без этого сегодня не обходится ни один по-настоящему амбициозный гангстерский фильм, если он не хочет выглядеть как «Джонни Д», конечно. «Закону ночи» всю дорогу требуется неожиданный поворот, в вероятность которого веришь все меньше и меньше — честное слово, одна-единственная сорвавшаяся сделка на таковой совершенно не тянет. Вместо этого Аффлек со вкусом снимает мини-сцены насилия, которые особенного влияния на сюжет не оказывают. Отличный ром, прекрасные сигары и еще более прекрасные женщины соседствуют с беспомощностью властей, расистскими настроениями и буржуйским равнодушием к тем, кто на социальном дне, но остаются только составляющими, из которых создателям картины так и не удается построить полноценный рассказ. Ну было и было, поехали, поваляемся на песочке.

Испытать истинное сочувствие главному герою тоже не представляется возможным: всех этих «убийц поневоле» в хороших костюмах мы достаточно повидали на экране. Больше всего, понятное дело, страдают невинные и совершенно посторонние люди. На этом фоне нерешительные попытки главного героя потешить себя ролью благородного разбойника выглядят смехотворно. Переживая за судьбы несчастных секс-рабынь, он открывает в городе Тампа «всего четыре борделя», чем особенно бесит своего босса-итальянца. «А ведь мог бы и полоснуть», — вспоминается старый советский анекдот. Вывести отдельным мотивом религиозную тему тоже не получается — все тонет в общем нестройном хоре, который, забывая слова, упрямо тянет пиратскую песню до последней ноты.

«Закон ночи» вышел на экраны ровно через 10 лет после режиссерского дебюта Аффлека, которым и была лента «Прощай, детка, прощай». Пропасть между этими двумя проектами огромна: депрессивный подход к актерской работе получил явный отклик и в деле постановщика. Конечно, книги Лихейна вообще не отличаются жизненным оптимизмом, но так глубоко персонализировать ситуацию все-таки не стоило. А то скучный какой-то закон ночи получается — неотличимый от дневных.

Смотрите  расписание киносеансов в Благовещенске в разделе «Афиша».