Впрочем, оценка знаменитости не только помогла популяризировать независимый фильм с высоким возрастным рейтингом, но и сослужила ему гораздо менее позитивную службу. «Посмотрите это, но не в одиночестве», стращал Кинг своих подписчиков в социальных сетях, порядком завысив зрительские ожидания от ужастика. Некоторым даже пришла в голову вполне конспирологическая мысль насчет того, что создатели ленты приплатили пожилому литератору за положительный отзыв, хотя все мы хорошо понимаем, кто и кому на самом деле мог финансово помочь в данной ситуации. Так или иначе, в случае с «Демоном внутри» (который на самом деле называется Autopsy of Jane Doe, то есть «Вскрытие неопознанного трупа женского пола») на Кинге сходятся не только вопросы маркетинга: Овредал при помощи пары сериальных сценаристов расставил по сюжету довольно много отсылок к роману «Сияние» — а точнее, к его спорной, но знаменитой экранизации, созданной Стенли Кубриком. Об этой же картине в интервью не раз упоминал исполнитель одной из главных ролей в «Демоне» Брайан Кокс. По его мнению, два произведения вполне можно поставить на одну полку. Перебор в этих словах, несомненно, присутствует. С другой стороны, «Сияние» в свое время осталось практически без серьезных наград, зато получило две номинации на «Золотую малину». Глядишь, потомки оценят и «Демона внутри».
Норвежец ранее успел заявить о себе лентой «Охотники на троллей», которую снял на родине: псевдодокументальный триллер о противостоянии студентов и сказочных (и при том весьма недружелюбных) великанов получил неплохие оценки и стал довольно прочным фундаментом для репутации постановщика. После «Демона внутри» на Овредала явно обратят внимание и голливудские продюсеры, которым свойственно в последние годы делать ставку на талантливых и, что называется, самобытных европейских режиссеров. И хотя громких проектов в ближайших планах специалиста не значится, карьерные подвижки явно не за горами: фильм с Коксом и Эмилем Хиршем слишком уж выделяется на фоне традиционного мутного потока хоррор-лент, названия которых стираются из памяти через день-другой после просмотра. Примечательно, что изначально главную роль планировали отдать Мартину Шину, то есть создатели ленты изначально ориентировались на пару громких имен в титрах. Сюжет фильма строится вокруг семейного патологоанатомического подряда: столь нетривиальное фамильное занятие вызывает улыбку, но ведь кто-то же должен заниматься и этим. Улыбаться зрителю расхочется очень быстро, а Овредал благодаря такой завязке мгновенно обозначает очень нужный ему «тихий» конфликт отцов и детей.
Папа, всю сознательную жизнь простоявший у стола со скальпелем и прочими жуткими инструментами, хочет, чтобы отпрыск продолжил его малоприятное, но важное дело. Сын, в свою очередь, хоть и постиг эту науку, особого восторга от перманентного общения с покойниками не испытывает. На заднем плане маячит девица (которой предстоит еще и совсем другая роль в этой истории), и с ней молодой человек хотел бы покинуть осточертевший городишко. Родственнички готовятся к назревающему самому важному разговору, а полицейские тем временем находят вышеозначенное тело на месте кровавого преступления. Личность погибшей установить не удается, ее связи с другими убиенными — тоже. Вскрытие покажет, решает шериф, и отправляет покойную в частный морг. С папой-патологоанатомом они, разумеется, старые знакомцы, и полиция вправе рассчитывать на то, что зацепки удастся отыскать в ходе посмертного исследования. «Эх, парни, лучше бы вы действительно покинули город в полном составе», намекает Овредал каждым кадром, но гремучая смесь профессионализма с авантюризмом не оставляет героям выбора: выставив надоедливую девицу за дверь, они берутся за острые предметы и целлофановые пакеты для улик.
Постановщик не спешит переходить к непосредственно ужасам. Зрителя готовят к ним с холодной, почти патологоанатомической расчетливостью. Пока безответную и загадочную Джейн До разбирают на составляющие, вокруг создается нужная атмосфера: покойники в выдвижных ящиках ждут своего часа, на улице начинается непременная гроза, тут поскрипывает, там позвякивает. По канонам все того же Кинга зло сначала устраивает небольшую тренировку на невинном домашнем животном. И хотя публике уже отчетливо не по себе, она еще хмыкает над сценой кремации. В какой-то момент вообще кажется, что создатели картины решили обвести всех вокруг пальца, завернув в хоррор-упаковку увлекательный профессиональный детектив. Составляющие загадки выходят на свет божий одна за другой, и давно пора звонить в полицию и объяснять, что дело нечисто — и вот тут начинается то, ради чего все собрались. Овредал четко понимает, сколько до него сняли фильмов про страх и ненависть в закрытых помещениях, поэтому ко всему подходит с умом. Другое дело, что некоторые сюжетные ходы настолько шаблонны, что их ничем не замаскируешь. И все же зритель ерзает в кресле, всерьез переживая за хороших людей, выбравших необычный род занятий и попавших из-за этого в большую беду. Немецкий оператор с русским именем Роман Осин способствует такому настрою изо всех сил, хоть и работает в не самом привычном для себя жанре.
Добром, понятное дело, эта история не закончится — зря, что ли, сценаристы сочиняли для нее не менее мрачную предысторию с колдовством и нечеловеческими муками. Кокс, которому обычно предлагают нечто среднее между боевиком и комедией, и Хирш, которого редко ставят в центр кадра, стараются играть серьезно — и получается. Атмосфера в «Демоне» неотвратимо становится невыносимой до приступов клаустрофобии — вполне понятно, чем так впечатлился старик Кинг. За правдоподобность невозможного Овредалу можно простить несколько телевизионный подход к работе, а авторам сценария — явные провалы в драматургии, на которой они намеревались въехать прямо в шеренгу лучших. Тот факт, что создатели фильма ужасов позволяют себе смешивать жанры и отвлекаться на ненужные для нагнетания страха детали, всегда подкупает: чувствуется, что им хотелось не только выпрыгивать на зрителя из-за угла, но и поговорить с ним тоже. «Демон внутри» вполне мог бы обзавестись продолжениями и даже телевизионной версией — для этого достаточно недорассказали. Впрочем, это уже не так зависит от его художественных достоинств. Но в том, что это картина, которую интересно, а местами действительно жутко смотреть, сомневаться не приходится: даже если вы не знаменитый американский писатель с гипертрофированным воображением.
Смотрите расписание киносеансов в Благовещенске в разделе «Афиша».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии