kinopoisk.rukinopoisk.ru

Итак, о связях. Сам британец Чадвик широкому зрителю известен главным образом как постановщик драмы «Еще одна из рода Болейн» — такие ленты обычно называют «на один раз» и в личные фильмотеки не добавляют. В основу «Тюльпанной лихорадки», как положено в таких случаях, лег бумажный роман — за авторством Деборы Моггак. Автор книги про отель «Мэриголд» знает толк в мотивах «любви все возрасты покорны» и «счастье далекое, где же ты, где», а что касается путешествий в прошлое — за ее плечами написание сценария к «Гордости и предубеждению». Впрочем, «Лихорадку» на язык кино перевел еще один известный писатель — Том Стоппард, среди киноработ которого, к примеру, числится «Влюбленный Шекспир». Нет ничего удивительного в том, что эта компания решила прогуляться проторенной тропой: средневековый антураж с непременным близким соседством омерзительной нищеты и возмутительного благополучия; неравный брак, который подается с обязательным романтичным адюльтером; таланты, которые ищут и находят себе дорогу, а заодно и повод для ослепляющего искупления. Добро пожаловать во взрослый мир, ребята, а все, что могло случиться дальше, слишком скучно, чтобы удостоиться попадания на большие экраны. 

На генеральном постере фильма значится четыре имени, и только над Дэйном ДеХааном (который скачет по космическим пространствам в соседнем зале в образе бессоновского Валериана) нет значка, указывающего на престижную награду. Остальные обзавелись: у Кристофа Вальца есть два «Оскара», у Джуди Денч и Алисии Викандер — по одному (любопытно, что бывшая начальница агента 007 Денч свою статуэтку получила за роль в уже упоминавшемся «Влюбленном Шекспире»). На подхвате — парни вроде Зака Галифианакиса и Джека О'Коннелла, каждому из которых отведено больше экранного времени, чем следовало бы. Ну а в эпизоде вовсю отрывается Кара Делевинь. Ее, наверное, попросил прийти ДеХаан, потому что куда же Валериану без своей Лорелин. Актерский состав сбалансирован до предела. Вальц почти без обычных своих ужимок играет пожилого коммерсанта, который купил себе молодую жену в специализированном монастыре — впрочем, в постельных сценах «дедуля» позволяет себе и осклабиться, и отпустить сальную ремарку. Сиротка Викандер по ходу пьесы превращается в нормальную такую доморощенную Лукрецию Борджиа, только добродетели в данном случае успешнее удается совладать с грехом. Денч изображает «аббатессу» в том самом монастыре и в какой-то момент становится самым интересным персонажем «Тюльпанной лихорадки». Ну а ДеХаан — еще один из рода Шекспиров, романтик в заплатках, которому все прямо-таки валится с неба в руки: еще бы себя в них держать научился. 

Ансамбль разыгрывает стандартную пьесу о соединении двух сердец, в которой по странному стечению обстоятельств забыли прописать хотя бы одного настоящего злодея. В итоге основополагающим человеческим пороком выступает глупость, буквально обуревающая то одного героя, то другого. Парадоксально, что сюжет при этом так или иначе строится вокруг теневой экономики, где, казалось бы, дуракам места нет — ну, или есть, но до первой подворотни. Амстердам увлечен массовой торговлей тюльпанами, о которой во время просмотра сразу захочется что-нибудь более подробное почитать: луковицы цветов, особенно редких, то и дело взмывают в цене, и вчерашний обладатель пары десятков гульденов завтра может вести их счет на тысячи. С этой биржей так или иначе связаны большинство персонажей, и тем не менее по-настоящему важной роли явление, вынесенное в название фильма, так и не сыграет. Чадвику важно спокойно довести лодку до одного-единственного поворота в финале: может, самому режиссеру он и кажется неожиданным, но из зала все это выглядит как взбучка за глупость, которой герои слишком долго воспевали похвалу. Предшествующие два часа они преспокойно врут, изворачиваются, подкупают и продаются, прикидываются и просто попадают в беду в состоянии алкогольного опьянения. Каждому свое — если бы этот лозунг в свое время не опорочили нацисты, он вполне мог бы стать слоганом «Лихорадки». 

Там, за туманами все видит и все контролирует высший разум, до которого нашим голландцам обычно нет никакого дела: пробормотать молитву перед едой да накануне очередного соития, участники которого пытаются планировать деторождение в столь непригодных для этого условиях. Даже аббаттесса ведет себя порой точь-в-точь, как герой Джуда Лоу в сериале «Молодой Папа»: церковь наравне со всеми остальными жителями Амстердама ловит тюльпанную волну, подсчитывает прибыль и даже использует легендарный опыт гусей в спасении имущества от набегов. «Бог не любит страдальцев», — так говорит героиня Денч, и Чадвику явно импонирует эта не каноническая заповедь. Действительно, страдающих здесь нет: ужасные потери оказываются как попало разыгранным спектаклем, обманутые мужья начинают новую жизнь на закате старой, и даже отслужить годик во флоте после череды личных трагедий, что называется, не западло. Третьестепенных плохих парней жизнь на экране также не наказывает, хотя порой они и слегка тревожатся по этому поводу, а единственный покойник так и останется загадкой до самых титров. Законы Средневековья — они ведь больше естественные, нежели социальные: так что вертись, покупай тюльпаны, делай детей, а там небо, авось, тебя вознаградит.   

И даже когда нам кажется, что с кем-то поступили крайне несправедливо, этот самый герой сразу же прямым текстом заверяет, что все по делу: вот за это и еще за это. Посыпая головы пеплом с разной интенсивностью, персонажи по очереди сворачивают с сюжетного пути к своим тихим и благодатным пристаням, и даже главные герои, потеряв друг дружку, вновь встречаются в наименее предназначенном для возобновления старых интрижек месте. Но мы их уже хорошо знаем, что-нибудь да придумается. «Тюльпанная лихорадка» под конец все же становится тем, чем задумывалась с самого начала: залом, полным оживших картин какого-нибудь из «малых голландцев». Не зря же оскароносные актеры за два часа хронометража если и выходят из помещений, то для того, чтобы побегать друг за другом по одному и тому же кусочку воссозданного где-то в Великобритании Амстердама. Списать это на одни лишь соображения экономии не получается: просто у картины обычно есть рама, за пределами которой начинается пустота. Ну что ж, зато мы узнали кое-что новое о тюльпанах, а молодые актеры, у которых впереди масса комиксов и боевиков, поупражнялись на совсем ином поприще. Почему бы и нет.

Расписание киносеансов в Благовещенске смотрите в разделе«Афиша».

Возрастная категория материалов: 18+