Президентский курс на повышение качества образования

Как отметила заместитель министра образования Приамурья Лариса Закирова, общая задача, которая сейчас стоит перед всеми участниками образовательного процесса, — повышение качества обучения в соответствии с поручением президента Владимира Путина.

— К 2024 году мы должны войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. И, конечно, это предполагает развитие гармоничной и ответственной личности, — рассказала она. — На сегодня критерии оценки качества образования существуют — это всероссийские проверочные работы, итоговая аттестация: ОГЭ и ЕГЭ. Но критерии оценки качества воспитательной работы еще не предложены. На всероссийском уровне была создана рабочая группа, которая к сентябрю нам предоставит оценочные процедуры по воспитательной работе.

Большая проблема — учебные заведения не имеют возможности покупать современные машины и оборудование. В итоге студенты во время практики работают на технике, которую во время обучения видели только на картинках.

Как улучшить качество образования в Амурской области и сделать более эффективной подготовку кадров, педагоги, представители министерства образования, родители и общественники два дня обсуждали на ежегодном собрании, которое традиционно проходит перед началом нового учебного года. Форум в детском лагере «Колосок» собрал около 300 участников со всей области.

Образование не успевает за современным миром

147

миллионов рублей в этом году вложили в ремонт учреждений образования Амурской области. В регионе возводятся пристройка к детскому саду на 120 мест в Свободном и второй корпус школы № 22 на 528 мест в Благовещенске

— Сегодня ведущие мировые умы спорят, что такое четвертая промышленная революция, какие кадры будут нужны для экономики нового поколения и какие вызовы получит человечество в связи с внедрением целого ряда новых технологий. И единого мнения нет, специалисты сходятся только в одном — будут нужны люди, которые способны быстро обучаться и быстро переобучаться, потому что скорость изменений в мире потрясает, никогда раньше человечество ни с чем подобным не сталкивалось. В этой связи огромное значение имеет эффективность образования, — отметил Василий Орлов.

Он также добавил, что для Амурской области вопросы подготовки кадров сейчас более актуальны, чем для других субъектов, благодаря тому, что в регионе начинается реализация крупных инвестиционных проектов.

— Профессиональному образованию мы уделим максимум внимания. Перед нами стоят большие задачи по подготовке кадров для экономики региона. В область пришли крупные инвесторы с принципиально другими требованиями к квалификации персонала. Они требуют серьезной модернизации системы среднего профессионального и высшего образования, — отметил глава региона.

Не хватает педагогов и оборудования

Подготовке кадров для промышленных предприятий была посвящена отдельная дискуссионная площадка на форуме. Как отметили участники, одна из главных проблем, которая не позволяет готовить высококвалифицированных специалистов, — слабое материально-техническое оснащение учебных заведений. Как отметила директор Амурского аграрного колледжа Мария Горевая, учебные заведения не имеют возможности покупать современные машины и оборудование. В итоге студенты во время практики работают на технике, которую во время обучения видели только на картинках.

Частично решить эту проблему помогает сотрудничество с промышленными предприятиями. Так, Амурский многофункциональный центр профессиональных квалификаций, по словам директора Ирины Кулыгиной, заключил соглашения о сотрудничестве почти с 40 предприятиями. Студенты на базе учебного заведения изучают теорию, а практические навыки получают в реальных организациях.

— Я не могу купить локомотив, это слишком дорого, — заметила Ирина Олеговна. — Но студенты отправляются на практику в РЖД и там обучаются работать на настоящем локомотиве под присмотром опытных железнодорожников. И они возвращаются, зная каждый болтик.

К слову, это решает еще одну существенную проблему — нехватку преподавателей узких профессий с опытом производственной работы.

Представители колледжей также пожаловались на сложности с повышением уровня знаний педагогов. Учебные заведения не могут себе позволить отправить преподавателей на повышение квалификации в столицу, так как это очень дорого, в том числе и из‑за высоких цен на авиабилеты. Участники форума предложили открыть в Амурской области центр переподготовки кадров для профессионального образования.

— Если посмотреть на опыт Хабаровского края, у них есть институт развития для общеобразовательных дисциплин и есть отдельный институт по обучению специалистов профессионального образования. В Амурской области этого пока нет, но надеемся, что будет, — прокомментировала Ирина Кулыгина.

Цифровизация сделает ближе отдаленные школы

Отдельная дискуссия была посвящена цифровизации образования. Как рассказала председатель комитета по образованию Белогорска Ирина Губина, для того чтобы новые технологии пришли в школы, в первую очередь необходима переподготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений. Кроме того, нужно улучшать инфраструктуру школ.

— Должно быть современное оборудование: компьютерное, интерактивное, — добавила она. — Все программы должны подстраиваться под ребенка, под его темп обучения, способности. Ну и, конечно, будущее за электронными учебниками.

Как отметил врио губернатора Василий Орлов, цифровые технологии позволят решить проблемы удаленных школ.

— Мы понимаем, что если в школе в Тындинском районе учатся 24 ребенка, то обеспечить достойный уровень образования очень сложно, потому что сложно подобрать преподавателей. Но тем не менее есть технологии, которые позволяют через онлайн-обучение эту планку качества поднять на достойный уровень, — пояснил он.

Также, по словам Василия Александровича, в цифровом будущем образования большую роль будет играть молодежь. «Сегодня так быстро развиваются технологии, что необходимо, чтобы в системе подготовки кадров было как можно больше молодых педагогов. У них другой взгляд на жизнь, другая ментальность», — добавил глава региона.

Детские сады Белогорска «поумнеют»

В Белогорске современные технологии начали внедрять и в дошкольном образовании. Сейчас в городе разрабатывается система «Умный детский сад». Ее концепцию администрация города придумывала вместе с воспитателями и родителями дошколят. Сейчас на основе их пожеланий разрабатывается автоматизированная программа, которая позволит вести учет родительской платы, посещаемости детского сада, образовательной деятельности и многого другого. Внедрить ее в детских садах планируют до конца года.

— Любому родителю интересно, какое было сегодня у ребенка занятие, какое питание было и так далее. Дети будут проходить в детсад по идентификационной карте, и автоматизированная система будет сразу считывать, что ребенок в садике, и эту информацию моментально получат администратор, воспитатель, родители, — рассказала председатель комитета по образованию Белогорска Ирина Губина.