«Хроники хищных городов» должны были стать камерным, относительно недорогим блокбастером, одиноким парусом на фоне стальных комикс-кораблей. В таких случаях принято употреблять фразу «что-то пошло не так», но нет, ведь совершенно очевидно, что именно отправит претенциозную картину на свалку для любителей старины, если таковые вообще найдутся. В «Хрониках» бездушными машинами выглядят именно люди — и персонажи, и создатели, а зрителю остаётся только изучать видеоряд и хихикать над особенно тупыми моментами.
Писатель Рив создал собственный постапокалиптический мир, опираясь на плечи кого угодно: читая его книги, знаток обнаружит просто неприличное количество заимствований. Забегая вперед, скажем, что авторы экранизации литератора переплюнули и свели все, что наделали, к батальной сцене из «Звездных войн», даже не пытаясь как-то обыграть это ксерокопирование. В книгах Рива человечество практически самоубилось, заодно что-то там сделав с земной корой: выражаясь языком героев фильма, она «раскололась на тысячу кусочков». Выжившие основали множество механических городов, которые находятся в постоянном движении: которые побольше ищут жертв, которые поменьше — убегают. Догнав добычу, мегаполис открывает огромные стальные челюсти, делает кусь и готово: сам городишко потрошат на предмет всего хоть сколько-нибудь полезного (и отдельно — артефактов погибшей цивилизации), а его жителям дают новое гражданство. Основное место действия — Лондон, гигантский жилой механизм, остро нуждающийся в ресурсах. Все надеются на местную суперзвезду, археолога и историка Таддеуса Валентайна, который чего-то там насобирал по сусекам и конструирует якобы новую энергосистему из барахла и палок. Лондонский мэр слишком туп, чтобы вникать в процесс. Дочь Валентайна слишком киса, чтобы вовремя начать подозревать папу. Из социальных низов является сиротка Том и возглавляет историю.
Впрочем, главному герою быстро находят возлюбленную: она, конечно, повстанец-индивидуал, очень много знает про народного любимчика и вообще не против пырнуть его ножиком. В книге Рива лицо Эстер было обезображено жутким шрамом, но в кино это было бы слишком — поэтому шрам есть, но он скорее украшает милое девичье лицо, так что все эти закрывания шарфиком выглядят больше как кокетство. Том и Эстер, по-детски переругиваясь, отправляются в путешествие, в котором от них ничего не зависит: каждый раз, когда им нужно сделать выбор, из-за угла выходит сценарист и подсовывает очередной трюк судьбы. Выглядит это смехотворно — хотя бы так, ведь более или менее удачная шутка в этом фильме всего одна, и показывают ее в самом начале. Далее и до самых титров Риверс делает до абсурда серьезное кино о семейных отношениях, детских травмах, первой любви, необходимости оставаться людьми. При этом режиссер старательно делает вид, что не замечает того факта, что у него ни черта не выходит — кроме переговоров между манекенами на фоне лязгающего дизельпанка, на котором еще и пришлось основательно экономить. Каждый диалог в «Хрониках» вызывает у зрителя ощущение непроходимой тупости его участников: «Я убью тебя! Но я же на самом деле твой отец! Погибнут тысячи безвинных людей! Твоя мать была самой смелой женщиной из всех что я знала!» и вот это вот все.
Стремясь за каким-то чертом упростить и без того лишенный каких-то интеллектуальных излишеств первоисточник, создатели фильма подкладывают свинью тем зрителям, которые с книгой не знакомы. Сюжет не желает что-либо объяснять, персонажи по всем канонам плохого кино появляются ниоткуда и исчезают без следа, геополитическую ситуацию (которая как никогда важна) публика должна напридумывать себе самостоятельно. За какой-то стеной есть какие-то враги, какую-то азиатку разыскивает весь мир, здесь почему-то торгуют людьми, там по пустыне катаются какие-то «мусорщики-южане» — плевать на то, что поймут в зале, ведь даже принцип существования движущихся городов остается за кулисами. Ну это — вон, видите, труба дымит? Вот так и ездит, полный вперед. Пока зритель матерится, стараясь не мешать соседям, сценаристы (а Джексон — один из них, молодец) выволакивают на сцену древний убийственный компуктер, который способен пулять какими-то миниатюрными черными дырами, но самоуничтожается, если вставить в него флешку и набрать комбинацию из шести-семи цифр. Для удобства диверсанта нужные цифры высвечиваются на экране все того же компуктера. Народный герой оказывается психопатом и убийцей с замашками фюрера, доча в расстройстве спутывается с сантехником, а Том и Эстер находят себе новых друзей (причем Том — ещё и крутую курточку).
Надо ли говорить, что годами скитающиеся по подвалам и болотам персонажи не пачкают лиц и волос, а сограждане не шарахаются, оказавшись к ним слишком близко. Надо ли говорить, что люди будущего, которые не очень-то понимают, для чего нужна микроволновка в начале фильма, ближе к концу начинают летать на истребителях и переговариваться по радиосвязи. Надо ли говорить, что из логических дыр этот сценарий, собственно, и состоит, потому что человеческие отношения совершенно отсутствуют. Рив хотя бы пытался прописать крах беззаветной любви дочери к отцу. Создатели «Хроник» запросто обходятся минутной беседой, в конце которой девица убегает поплакать (а заодно — продемонстрировать удивительные технические познания и спасти сограждан). В сюжете нет ни одного неожиданного хода, Хьюго Уивинг с самого начала играет подонка, поэтому сомнений насчет Валентайна у публики нет с первых же кадров. Ах, да — есть еще история про любящего робокопа, которая должна прибавить сюжету немного трогательности, а в итоге оказывается единственной хоть сколько-нибудь живой вставкой в абсолютно обесчеловеченный механизм фильма. В конце Том и Эстер, начхав на погибших и выживших товарищей, судьбу тех самых «безвинных людей» и вообще на результаты своей истеричной деятельности, красиво улетают в сиквел. Но что-то нам подсказывает, что его не будет.
Добавить комментарий
Комментарии