Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Время подводить итоги

Чтобы начать что‑то новое, логично сначала завершить все старое. Поэтому часто психологи рекомендуют начать не с нового списка, а с подведения итогов уходящего года.

— У каждого человека есть потребность что‑то завершать. В психологии есть такое направление — гештальт. Это некое целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Гештальт закрывается, когда у человека удовлетворяется какая‑то потребность. Если у человека потребность не удовлетворена, он живет в состоянии неудовлетворенности — фрустрации, как мы говорим на языке психологов. Человек может очень долго так жить, годами, иногда всю жизнь, — говорит руководитель центра психологическеского тренинга БГПУ Ольга Барковская. — Если гештальт закрылся, человек готов к обновлению, к планированию новой жизни. Возможно, поэтому у людей возникает потребность в конце года подвести итог: закрыть гештальт, сказать что‑то доброе уходящему году, людям, которые были рядом. И уже после этого смотреть в следующий год.

Универсального совета, что включить в итоговый список, нет. Психологи рекомендуют составлять не один перечень, а несколько. Сколько их будет, зависит от самого человека — ведь все мы индивидуальны. Например, можно проанализировать разные сферы своей жизни: семья и друзья, здоровье и спорт, деньги и карьера, саморазвитие и увлечения.

— Каждый что‑то себе планировал на предыдущий год в разных сферах жизни, чего‑то достиг или нет, может быть, даже больше получил, чем планировал. Когда вы подводите итоги, не сравнивайте себя ни с кем — сравнивайте с самим собой — каким я был в прошлом году, в начале года, что во мне изменилось, что я приобрел, от чего избавился. Не смотрите на других — только на себя! — дает важную рекомендацию Ольга Барковская.

Обязательно перечислите все свои достижения. Во-первых, не исключено, что вы будете приятно удивлены, а во‑вторых, такой список здорово поднимает самооценку.

В конце года не помешает навести порядок не только в голове, но и вокруг себя. Приберитесь дома, в машине, на своем рабочем месте, в документах, в телефоне и компьютере — удалите ненужные файлы, почистите телефонную книгу и чаты, наведите порядок и в социальных сетях — отпишитесь от раздражающих или неинтересных людей.

Планируйте и действуйте

Теперь, когда итоги подведены, а гештальты закрыты, — время подумать о будущем. Новую жизнь стоит начать с плана. Но помните, что не все списки одинаково полезны, а некоторые и бесполезны — большинство из них придаются забвению уже после первой январской недели.

— Списки хороши, когда они получают продолжение, потому что просто написать список и положить его перед собой — это бестолковая штука. Просто намечтать и ждать, когда мечта с неба свалится — не эффективно. Список хорош, как постановка цели, — считает психотерапевт Барковская. — А дальше надо выстраивать шаги тактического характера по достижению этой цели и фиксировать, что я делаю на промежуточных этапах, что успел сделать. Тогда список работает.



 

Ольга Барковская: «Когда понимаете, что нет сил, давайте себе отдых — пусть грязный пол постоит на один день дольше. Например, я себе придумала День лентяйки. Иногда на работе мы настолько выгораем, что просто полежать полениться, посмотреть что‑то в удовольствие — бесценно. Когда вы что‑то делаете в удовольствие, в эти моменты появляются жизненные силы».



 

План на год лучше разбить на более короткие временные промежутки, тогда шансы на то, что он не будет забыт, возрастут.

— Есть модное понятие прокрастинация. Так вот, по законам прокрастинации, человек склонен откладывать действия минимум на три месяца. Когда время уже подпирает, то мы начинаем судорожно что‑то делать. Поэтому лучше план на год делить на трехмесячные циклы. Выстроить план на каждый цикл более детально и каждый день заглядывать в свой список, — рекомендует Ольга Барковская. — С человеком, который ничего не делает, ничего не происходит. Если я хочу что‑то получить, я прямо сегодня, прямо сейчас могу совершить что‑то по направлению к цели, ну или как в той шутке — хотя бы лечь ногами в ее направлении. Это уже что‑то, уже какое‑то действие.

Чтобы начать новую жизнь, не обязательно ждать Нового года, понедельника или первого числа месяца — в этом единодушны почти все психологи. «Я бы начинала что‑то новое сразу, уже сегодня. Тогда задуманное получается, — уверена Ольга. — Надо делать какой‑нибудь шаг сразу — так вы запускаете механизм достижения. Даже хотя бы открыть интернет и посмотреть, что реально я могу сделать сейчас, а что мне надо еще узнать… Хочу похудеть? Что я могу сделать уже сегодня? Да хотя бы изучить и составить меню, узнать, что рекомендуется для моего возраста в плане физической нагрузки.

Не пытайтесь подражать кому‑то

Психологи шутят: если вокруг нас не было других людей, то и психологических проблем не возникало бы. Но мы живем в обществе и пользуемся социальными сетями. А там кругом успешные люди — вот мой знакомый на йоге, а вот уже готовит себе правильный, здоровый ужин, вот он на встрече с партнерами, а на следующем фото с семьей отдыхает на море.

— А вы знаете, на сколько процентов информация, которую размещают люди о себе в соцсетях, достоверна? Недавно мы разговаривали с моей коллегой — клиническим психотерапевтом, она рассказала, что у нее настоящий поток клиентов с паническими атаками. Мы стали размышлять, откуда это берется, — буквально за последнее десятилетие выросло количество людей с паническими атаками, — рассказывает Ольга Барковская. — Мы поняли, что человек сильно ориентирован на социальные стереотипы. Люди стали больше проводить времени в соцсетях, где видят массу успешных людей. Что человеку хочется? Быть счастливым и успешным. Соцсети — это способ себя презентовать как успешного человека. И традиционные атрибуты успешности очень ограниченные — квартира, машина, отдых на море, здоровый образ жизни. Шаблонный набор. Человек, насмотревшись, что одноклассники уже сделали карьеру, а я не замужем, у меня нет квартиры — сравнение себя с другими, о котором мы уже говорили, начинает входить в тревогу. Как же жить дальше? Я не съездила на море, а остальные уже съездили, я какая‑то не такая… Запускаются механизмы, рождающие тревогу, которая вырастает до уровня панических атак. Вдумчиво, критически отнеситесь к тому, что человек публикует в соцсетях, — стоит ли на это ориентироваться?

Когда вы подводите итоги, не сравнивайте себя  ни с кем — сравнивайте с самим собой.

Недавно от коллеги услышала шикарную фразу: быть самим собой — это настоящая роскошь. Это как раз о том, что надо уметь слышать свои потребности, свои желания, что именно мне надо, и не поддаваться под стереотипы общества.

Говорите о планах вслух

Не бойтесь говорить о своих планах близким и друзьям. Часто люди хранят молчание из суеверия или убеждения, что стоит что‑то озвучить, как обязательно все планы пойдут наперекосяк. С этим убеждением согласны не все психологи. Когда вы вслух сказали, а другие люди услышали, человеку потом сложно при других признать, что он это не сделал. Если других способов себя мотивировать нет, то можно озвучивать свои планы другим людям. Но нужно быть аккуратным, потому что, если человек сказал и не сделал, а для него важно общественное мнение, последствия могут быть разными.

Как не забросить список и дойти до цели

— Спокойно относитесь к тому, что на любом этапе достижения любой цели будут спады и подъемы. Не теряйтесь и нормально проживайте эти ситуации. Все люди бизнеса знают, что не может постоянно быть все хорошо. Бывают моменты разочарования, желание все бросить. Чуть-чуть можно поддаться этому настроению, погрустить, чтобы прожить эти эмоции. Ни в коем случае не блокируйте эти эмоции, не стройте из себя супергероя. Выделите себе немного времени, чтобы нормально, как следует попереживать, открыто. Это даст возможность новым ресурсам запуститься, а вам двигаться дальше.

Ходите к близким людям за поддержкой. Но только к тем, кто реально ее оказывает. Бывает неискренняя поддержка: «Да ладно, все будет хорошо» или поддержка с обратным эффектом: «А ты уверен, что тебе это надо?» И вот ты уже действительно не уверен, что надо. Поддержка значимых людей, которые умеют поддерживать, очень важна.