Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

Колледжам — свой городок

— Светлана Вячеславовна, как сегодня меняется взгляд на систему образования, что стоит во главе угла?

— Очень существенное изменение на сегодняшний день — то, что государство обратило внимание в том числе и на воспитание. Этот раздел входит в госстандарты, требования к воспитательным программам серьезные — не просто план мероприятий, но и анализ тех дефицитов воспитания, которые есть, и их восполнение. У нас сейчас воспитание ассоциируется с мероприятиями вне урока, но это не так, идет в целом воспитание личности. Нельзя просто передать сумму знаний, не воспитывая.

— Не так давно Амурская область представила свои проекты в Совете Федерации. В числе ваших — проект студенческого городка для студентов колледжей. Расскажите про эту идею.

29

«Точек роста» откроют в амурских школах. В Тынде начнет работать «IT-куб» — он станет третьим в регионе. Для школ закупят 1 300 ноутбуков и компьютерную технику

— Именно с идеей поставить воспитание во главу угла мы и отправились в Москву. Самым большим и амбициозным нашим предложением в Совфеде стало создание кампуса или студенческого городка для студентов среднего профессионального образования. Создание таких городков для вуза не новшество, но наша идея принципиально другая.  Мы проводили исследование — по результатам анонимного анкетирования портрет амурского студента колледжа не укладывается в существующие стереотипы. Это целеустремленный человек, который хочет получить профессию и стать самостоятельным быстрее. Он четко понимает — кем он хочет быть, где и при каких условиях работать. Это заставило нас подумать, а чем мы можем помочь студенту, чтобы он вышел из стен учебного заведения конкурентоспособным работником, чтобы за ним работодатели встали в очередь.

Основа такого кампуса, конечно, быт — на территории должны быть современные и комфортные общежития, но не только. Это — центр жизни студента. Здесь должно быть и общественное питание: студент должен недорого и качественно питаться. Должен быть и досуг — коворкинг-центр, где ребята могут общаться по интересам, спортивные зоны, библиотеки и бесплатный вайфай. Мы понимаем, что много ребят приезжают из сел и не у всех есть техника. Поэтому в таком городке должна быть так называемая айтитека — возможность поработать на ноутбуке, диски с определенным контентом, выход на образовательные порталы. Когда есть такой городок, студент не тратит время на поиск мест, где можно покушать и заняться спортом. Безусловно, хотелось бы, чтобы были какие-то зеленые зоны — сквер, где студент может на свежем воздухе читать конспект, прогуляться.

Нельзя за год решить проблему популяризации и престижности рабочих профессий. Это проблема трех лет минимум, максимум — пяти.

Мало того, в этой среде студент может еще и подработать — например, официантом в пищеблоке или даже дворником. Почему нет? И этот городок и будет зоной воспитания. Нельзя воспитать достойного человека в недостойных условиях. И когда он пойдет на работу, уже будет понимать, какие условия должны создаваться для нормальной жизни, в том числе для его подчиненных, если он станет руководителем.

В этом отношении Благовещенск — особенный город. В нем расположено много колледжей. Мы рассматриваем региональные учебные заведения. Изначально предполагалось, что каждый колледж будет иметь свой корпус, но затем озвучили идею, что это не обязательно — учащиеся разных колледжей могут проживать вместе, почему нет?

153

молодых учителя за пять лет получили жилье в Приамурье  

По поводу места расположения городка — есть проблема по логистике, так как транспортная доступность по колледжам невелика. Но учебный процесс можно регулировать расписанием, можно сделать учебные классы и в городке. Эти нюансы можно решить.

Я понимаю, что этот проект кажется фантастическим со стороны, но с мечты иногда начинается большое дело. До сентября Совет Федерации поручил проработать проектное решение и приблизительную стоимость. Центр развития территорий заинтересовался этим проектом и согласился нам помочь. В проработке будут участвовать в том числе сами студенты и молодежное правительство.

Союз «власть-бизнес-образование»

— Сейчас много говорится о престиже рабочих специальностей, однако до сих пор сохраняется дефицит, например, в строительстве. Значит, мы только идем к этому престижу?

— Любой человек смотрит на комфортность своей жизни — это заработная плата, условия жизни, социальный пакет. Эти условия зависят не только от системы образования. Это зависит от работодателя. Губернатор области Василий Орлов лично курирует интеграцию образования и экономики. Только в союзе «власть-бизнес-образование» и получается эффект.

22,8

миллиона рублей направили в 2020 году на материальную поддержку амурских педагогов

Например, у нас всегда остро стояла проблема с вакансиями учителей, сейчас их становится все меньше. Остаются остродефицитные — в пределах 70 человек среди почти 7 тысяч учителей, и мы их иногда закрываем педотрядом. Местные власти стали давать квартиры, если нет — то компенсируют стоимость аренды, платятся подъемные, заработная плата с нагрузкой 18 часов в неделю начинается от 25 тысяч рублей, при хорошей квалификационной категории и дополнительной педагогической деятельности с учетом стимулирующих выплат может доходить до 60 тысяч рублей.

Также и с рабочими специальностями. Мы побывали на открытии учебного центра на базе сельхозпредприятия в Ромненском районе, и там тоже работодатель готов дать специалистам жилье, хорошую зарплату, обеспечивает питанием и так далее.

 Впервые в Амурской области по поручению губернатора студенты, которые успешно совмещают учебу и работу по профилю, будут получать стипендию — 30 тысяч рублей дважды в год.

169

миллионов рублей планируют выделить в 2021 году на модернизацию технического обеспечения образовательных организаций региона

Да, у нас есть дефицит кадров в строительной отрасли — потому, что долгое время все делали ставку на иностранную рабочую силу. И она вытеснила наших строителей. Но сейчас есть перемены к лучшему. Уже работает студенческий отряд на строительстве школы в Благовещенске на 1 500 мест. Ребята переведены на индивидуальный план обучения. Мало того, дополнительно к заработной плате по поручению губернатора им будет впервые выплачена специальная стипендия. Такая выплата составит 30 тысяч рублей и будет предоставляться дважды в году тем студентам, которые совмещают учебу и работу по профилю.

Нельзя за год решить проблему популяризации и престижности рабочих профессий. Это проблема трех лет минимум, максимум — пяти. У меня всю жизнь отец отработал простым строителем. Он строил здания Амурского металлиста, правительства Амурской области, гимназии № 1, в которой я работала. И я этим горжусь.

Лагеря готовятся к работе

— В прошлом году из-за пандемии очная работа лагерей была запрещена, этим летом отдых будет очным. Уже известно, сколько лагерей будут работать и требования к ним?

— Изначально была разрешена работа при 50 процентах наполняемости лагерей, сейчас Роспотребнадзор пошел навстречу и разрешил заполнять 75 процентов мест. К лагерям озвучены новые требования в связи с продолжением пандемии. В ближайшие дни мы совместно с Роспотребнадзором проработаем все моменты по оздоровительной кампании, закрепим общие правила и доведем их до всех организаций.  В том числе будет решаться вопрос и по средней стоимости путевок и размеру компенсации родителям — она пока не утверждена в связи с расходами на соблюдение новых требований. Есть новые вводные, министерство образования в оперативном режиме отрабатывает вопрос, чтобы в этом году заработало максимальное количество лагерей. Что касается палаточных лагерей, решение об их открытии будет приниматься на региональном оперативном штабе, исходя из эпидобстановки ближе к началу летней кампании.

В Амурской области горячим питанием охвачена 41 тысяча учеников начальной школы. Стоимость одного бесплатного завтрака составляет 63 рубля в южных районах Приамурья и 73 рубля — в северных. Во время командировок по региону Светлана Яковлева проверяет, как организовано питание в школьных столовых. Сейчас минобр прорабатывает вопрос приобретения 11 автомобилей для подвоза горячего питания в малокомплектные школы. Они расположены в семи амурских территориях.

«Мы хотим, чтобы наши дети получили самых лучших учителей»

Из других регионов приезжают талантливые педагоги

— В регионе реализуется программа «Земский учитель», и мы видим большой интерес к ней у педагогов из других регионов. Насколько такой опыт успешен?

Ребенок — чистый лист, что мы на нем напишем, таким он и будет.

— К началу этого учебного года в организации области приняли 312 педагогов, в том числе 47 «земских» учителей. Среди выбранных по результатам конкурса — учителя из дальневосточных регионов, Амурской области и других субъектов страны. Я считаю, для нас это огромный плюс. Педагоги приехали талантливые, имеющие большой опыт и награды. Мы хотим, чтобы наши дети получили самых лучших учителей. Есть и негативный опыт — к нам приехал учитель, устроился, получил деньги и покинул область.  Сейчас решается вопрос о возврате средств. Но в целом опыт успешный. И в этом году мы снова принимаем заявки от учителей, уже сейчас на 41 вакансию их поступило 467, в том числе и из других регионов.  

— Светлана Вячеславовна, как сами считаете, престиж профессии учителя растет?

372

студента поработали, начиная с 2015 года, на остродефицитных специальностях в составе педагогического отряда

— Детей воспитывает и обучает не только учитель, но и среда. Нужно помнить об этом. Сила воспитания — в единстве родителя и школы. Цель у нас общая: чтобы ребенок вырос счастливым. То есть здоровым, с любимой профессией, с хорошей гражданской позицией, с умением ставить цель и ее достигать. Ребенок — чистый лист, что мы на нем напишем, таким он и будет. Я считаю, что профессию учителя ценят, любят и уважают. На «Последнем звонке» дети плачут, жалея о том, что они расстанутся с учителем. Конечно, в любой профессии есть человеческий фактор — тебе может нахамить водитель автобуса или плохо отремонтировать кран сантехник. Да, есть жалобы, и мы их решаем в том числе и о корректном общении педагога с родителями. Но часто речь идет не о престиже профессии учителя, а о нашем общественном поведении. Стоит подумать самому родителю — а стоит ли высказывать негатив о школе и учителе при ребенке, ведь это нанесет вред в первую очередь самому ребенку.

Дистанционное обучение научило мобильности

— В Амурской области сохраняются малокомплектные школы, как вы считаете, возможен полный переход на дистанционное обучение?

—  60 процентов школ области — сельские, однако в количественном отношении более 60 процентов детей обучаются в городских школах. И да, новинки техники, гаджеты — они приходят в село с опозданием. Мое мнение — не нужно бояться дистанционного обучения, оно не заменит очного никогда. Но — не должно быть подмены на самостоятельное обучение, это важно. В малокомплектных школах, их у нас больше ста, нет педагога не потому, что его нет вообще, хотя и такое бывает, а потому, что невозможно ему дать нагрузку. Норма — 18 часов в неделю.  Есть предметы, по которым в таких школах не набрать на ставку. Какой выход — совмещать две специальности, также в школы заходят «Кванториумы» и «Точки роста», где учитель может вести дополнительные занятия, педагог может приезжать из другой школы или работать дистанционно.

257

пришкольных лагерей, 15 загородных и 16 лагерей труда и отдыха планируется открыть этим летом в Амурской области

К концу года во все наши школы придет высокоскоростной интернет — в городах со скоростью 100 мегабит и 50 Мбит в селах. И будет возможность использовать электронное обучение — мы сможем подключать классы в малокомплектных школах к уроку в школе в соседнем селе, например. Дистант, который принесла пандемия, расширил наши возможности. И если в первый год внедрения материального обеспечения была паника среди педагогов, то сейчас учитель уже хочет использовать все новинки техники и знать, как это делать. Для этого при БГПУ создали Межрегиональный центр развития современных компетенций и технологий педагогической сферы. Школа или муниципалитет могут подать заявку на курс, который необходим, мы готовы привлекать специалистов из центра страны к обучению наших педагогов.  

Точкам роста нужны сады и школы

 12 тысяч рублей два раза в год — размер стипендии губернатора студентам колледжей, проявившим особые успехи в учебе. Школьникам-отличникам единовременно начисляется по 18 тысяч рублей; победителям и призерам этапов всероссийской олимпиады — от 10 до 50 тысяч рублей.

— Светлана Вячеславовна, учитывается ли демографический прогноз при проектировании новых школ и детсадов?

—  В Амурской области сложно делать прогноз демографии — к нам зашли крупные компании, и просчитать миграционные потоки не просто. На сегодня мы прогнозируем рост в точках, где есть инвесторы, — это Свободный, Сковородино, Белогорск, Ивановка (аграрные проекты) и, безусловно, Благовещенск.

3,5

миллиарда рублей из бюджета области направят на развитие образования в Благовещенске в 2021 году

Сложная ситуация с дошкольными организациями только в областной столице. Здесь есть спрос и отсутствуют свободные места, и поэтому город в приоритете по созданию мест в детсадах. Причем строительство — не самое лучшее решение. Ставку нужно делать на частные детсады. По инициативе губернатора впервые предусмотрена новая мера социальной поддержки родителей — предоставление сертификата на получение места в частном детском саду. Размер финансового обеспечения составляет 10 тысяч рублей в месяц на одного ребенка.  Здесь важно подчеркнуть — средства на эти цели выделены администрации города, и она сама разрабатывает порядок получения сертификатов.  

— На сегодня есть очередность в детсады, которую необходимо ликвидировать?

— Есть два вида очереди — актуальная и отложенная.  Каждый родитель регистрирует ребенка в электронной очереди — это можно сделать сразу после рождения малыша. Таким способом родитель обозначает, что нужно место в детсаду. Ведь кто-то может не планировать вести ребенка в ДОУ. Благодаря этой регистрации мы можем составить прогноз и решить, каким образом обеспечим этого ребенка местом. Но есть родители, которые не регистрируют, а приходят, когда ребенку исполняется три года, и тогда приходится срочно искать, куда пристроить малыша. Мы просим регистрировать в электронной очереди всех, это заявка на будущее. В том числе и тех, кто имеет льготное право на место в детском саду.

Есть актуальная очередь — это потребность в месте здесь и сейчас, например, когда семья переезжает из другого региона или маме срочно нужно выходить на работу. Актуальной очереди с трех лет нет нигде в Амурской области. А вот с двух месяцев до трех лет есть, с ней пока сложно. К 2024 году стоит задача ликвидировать эту очередь.

Первые классы переполнены

— С 1 апреля началась запись в первые классы. В микрорайоне Благовещенска начальные классы переполнены. Как решается проблема?  

— Учить будем всех. Наберем столько детей, сколько можно поставить парт в классе по нормам. От родителей приходят жалобы, что они хотят попасть в конкретную школу или класс. Отказ в связи с отсутствием мест — обоснованный. Сейчас идет строительство самой большой школы на полторы тысячи мест. Все зависит от подрядчика — если он не будет снижать темпы, то школу 1 сентября 2022 года мы сможем открыть. И это поможет снять остроту проблемы.

Возрастная категория материалов: 18+