Круг авторов ширился с каждым номером

Венадий Токарев. Ни в одном из выпусков «Старой мельницы» нет этого имени. Но все приложения к «Амурской правде», выпускаемые в 1990-е, были его детищами, а «Старая мельница» — первым и особенно любимым «ребенком». Токарев был ее редактором, составителем, вдохновителем. Все идеи, которые потом воплощались на ее страницах, были рождены в его кабинете на третьем этаже. Он приглашал на вечерние посиделки краеведов, журналистов, историков, музейщиков. Обсуждать темы для «Старой мельницы» готов был часами.

И вот наконец дата определена — первый выпуск выйдет в пятницу, 18 апреля 1997 года, в Международный день памятников и исторических мест, что было символично для краеведческого приложения. 

«Здесь очаги наши, здесь погосты наши, здесь ангелы-хранители наши» — такой эпиграф стоял на открытии каждого номера и сразу настраивал на то, что предстоит разговор о самом сокровенном, о глубинном для каждого из нас. Венадий Алексеевич сразу же договорился о сотрудничестве с Владимиром Абеленцевым и Тамарой Холкиной, работавшими в областном краеведческом музее, с краеведами Евгением Паршиным из Свободного и Виктором Волчковым из Зеи, с генерал-майором госбезопасности в отставке Владимиром Клецкиным, который готовил материалы рубрик «Сенсации из прошлого», «Это было, было» и раскрывал неизвестные страницы в истории области.

Идея, которую закладывал Венадий Токарев, — «Старая мельница» должна отразить душу многообразного Приамурья, которое, говоря словами поэта Петра Комарова, «только в песне да в сказке уместится».

В «Старой мельнице» публиковались зарисовки Нехамы Вайсман о дореволюционном репертуаре Амурского театра драмы, лингвистические находки исследователя амурских говоров Лидии Кирпиковой. Круг авторов ширился с каждым номером. В него влились краеведы-благовещенцы Владимир Григорьев, Виталий Толстенко, Николай Сачков из Зеи, Сергей Данилов из Райчихинска и многие-многие другие.

С первого выпуска в правом верхнем углу рядом с названием публиковались работы художника Юрия Наконечного, который тушью зарисовывал старинные здания Благовещенска, сохранившиеся и утраченные — купеческие дома, православные храмы, памятники архитектуры.

Краеведческая сенсация — дважды в неделю

Каждый выпуск — а выходило приложение дважды в неделю — становился краеведческой сенсацией. Мне запомнились очерки журналистки «Амурской правды», а до этого сотрудницы музея Ольги Федотовой, разыскавшей в Кишиневе потомков амурского журналиста дореволюционного периода Александра Матюшенского, известного своим романом «Амурские волки».   

Очерки о знаменитых земляках из сферы культуры и искусства в рубрике «Дар бесценный», исторические расследования и экскурсы, воспоминания, возвращение не только забытых имен, но и целых явлений, таких как амурское казачество или семейские староверы — это одна сторона «Старой мельницы».

Вторая — потоки разбуженных воспоминаний, читательских писем, которые рекой потекли в редакцию. Люди откликались, они хотели поделиться сокровенным, рассказать о своих корнях и предках, привозили в «Амурскую правду» чудом сохранившиеся дореволюционные или довоенные фото. А сколько было писем — признаний в любви и приглашений в гости — не сосчитать!

 

С первого выпуска рядом с логотипом публиковались работы художника Юрия Наконечного, который тушью зарисовывал старинные здания Благовещенска, сохранившиеся и утраченные — купеческие дома, православные храмы, памятники архитектуры. Он и  стал героем первого выпуска «мельницы».

«Старая мельница» вышла в самое благодатное время, когда люди, уставшие от официозной печати, хотели душевности. Угадав этот запрос, газета предложила им то, чего они ждали. Кроме того, это было время глобального переосмысления, когда менялся взгляд на собственное прошлое, на историю своей семьи. Это было время, когда всем хотело выговориться. 

Краеведческое приложение к АП пробуждало память. Постоянной стала рубрика «Песни — душа народа», рассказывающая о фольклорных коллективах области, которые обязательно делились текстом песни, записанной «от бабушек» в своем селе. Эта рубрика спровоцировала море писем со старыми песнями, которые пели бабушки и деды наших читателей. А когда был объявлен конкурс амурских частушек «Родники народные» — людей было не остановить. «По Амуру по реке плавают сазаны. Берегите Колчака — едут партизаны!» — до сей поры помню одну из частушек, ставшую заголовком. 

Сколько ностальгических воспоминаний о малой родине, о деревнях и селах, которых уже и не было на карте области, было прислано в редакцию!

Идея, которую закладывал Венадий Токарев — «Старая мельница» должна отразить душу многообразного Приамурья, которое, говоря словами поэта Петра Комарова, «только в песне да в сказке уместится». Амурская область — переселенческий регион, куда каждый ехал (вольно или невольно) со своими традициями, рецептами и песнями, и она, как огромный плавильный котел, восприняла представителей разных культур и создала из них новую уникальную общность — амурчан. Одной из главных тем как раз и было уникальное амурское самосознание, и оно находило живейший отклик.    

На материале «Старой мельницы» можно было издавать книги. Но поменялось время, поменялись обстоятельства.«Старая мельница» в начале нулевых стала одной из рубрик внутри «Амурской правды», а потом… забылась. 

Но спустя почти 15 лет — вернулась.  

***

«Амурская правда» запускает машину времени и возвращает популярное краеведческое приложение! 
 

Возрастная категория материалов: 18+