Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №46 (29141) от 20 ноября 2024 года
Издается с 24 февраля 1918 года
22 ноября 2024,
пятница

Как драконы залетели под крышу: «Амурская правда» побывала в самых красивых домах Шимановска

Люди

Этих невероятных домиков нет в путеводителе по Шимановску, но они точно — достопримечательности отдаленного городка. У каждого — своя судьба и своя душа. «Амурская правда» познакомилась с хозяевами домов с резными драконами, влюбленными голубями и окнами в сад.

Фото: Алексей Сухушин

Почему у Семакиных не осталось поварешек

В Шимановске съезд с федеральной трассы «Амур» переходит в улицу Пушкина, которая считается одной из главных в городе. Однако дом семьи Семакиных с дороги не видно: он спрятался в крохотном, всего в два строения, проулке. Поэтому ни проезжающие по улице гости города, ни сами шимановцы не видят этот украшенный ажурной резьбой деревянный дом. Впрочем, сам хозяин этому только рад: как человек скромный, он не любит праздного любопытства и внимания.

Дом на окраине построил для своей семьи отец Галины Семакиной более 60 лет назад. Он ничем не отличался от других жилых построек, а с десятилетиями только ветшал. Но когда он проводил в последний путь своих первых хозяев, в него из благоустроенной квартиры переехали Галина и ее супруг Александр. У многих шимановцев есть квартиры в центре, а жилье на земле они используют как дачи.

Первоначально из-под рук Александра Семакина выходили незатейливые орнаменты, но с появлением сноровки и опыта узоры усложнялись, несколько раз менялась концепция оформления фасада дома.

Александр постепенно стал приводить дом в порядок. А потом решил украсить его деревянным кружевом. Техник-механик вагонного хозяйства не имел навыков столярного дела, у него не было ни инструментов, ни заготовок.  

Фото: Алексей Сухушин

— Гена Быков с улицы Пионерской — у него дом резной, красивый — показал кое-что, я и начал делать. Всё вручную: пила по металлу с ручкой, стропа парашютная, петлю от которой на ногу надеваешь — и таким образом выпиливаешь, — вспоминает Александр Александрович. — Узоры из книг брал. У нас такой литературы было не достать. Я, когда ездил к родителям в Новосибирск, там покупал. Помню, книги очень дорогими были. 

Фигуры в японском стиле

Фото: Алексей Сухушин

Мастерскую начинающий столяр обустроил в отдельно стоящей во дворе кухне: затопит буржуйку — и выпиливает узоры. Работал в основном зимой: в выходные или вечерами. Летом было некогда — 25 соток огорода и сада требовали внимания.

Первоначально из-под рук Александра выходили незатейливые орнаменты, но с появлением сноровки и опыта узоры усложнялись, несколько раз менялась концепция оформления фасада дома. Со временем на фронтонах «поселились» фигуры драконов и жар-птиц, головы лошадей, на стенах — петухи, олени с оленятами. Сегодня в узор вплетен целый зоопарк: белки, голуби, кони.

Фото: Алексей Сухушин

— Почему вдруг драконы? Просто понравились. Увидел в книге рисунок, думаю, дай, сделаю. Получилось! — объясняет необычный набор зверей и птиц на доме мастер-самоучка. —  Это стилизованные фигурки в японском стиле. Они, как и все детали орнаментов, закреплены саморезами. Если где надо покрасить — всё снимаю, потом снова прикручиваю.

«В доме не осталось поварешек»

Фото: Алексей Сухушин

Александр Александрович и Галина Ивановна воспитали сына, сегодня он служит по контракту в Хабаровске. Но его жена Оксана и сын Саша живут с бабушкой и дедушкой в Шимановске. Именно для внука дед стал украшать двор, превратив его в настоящую сказочную страну, а Галина Ивановна засадила всё цветами.

Фото: Алексей Сухушин

Правда, сейчас Саша уже подрос: восьмилетнему мальчишке больше интересны сотовый телефон и интернет, чем машинка и паровозик. Но Александр Александрович не хочет убирать свои поделки: «Пусть стоят для красоты».

«Мы 39 лет вместе, и у каждого из нас своё увлечение. Муж режет по дереву, делает украшения для усадьбы, читает. Я занимаюсь с внуком, огород, заготовки тоже на мне».

Некоторые работы хозяин семьи делал из бросовых материалов. Например, паровоз — это старый мангал, который закреплён на остове ножной швейной машинки, а его трубу венчают чугунок и сковорода. Зато на необычное сооружение, которое высится над гаражом, кроме двух ободов велосипедных колес, ушло 20 новых… половников. Галина Ивановна шутит: «Поэтому в доме не осталось поварешек».

Фото: Алексей Сухушин

Даже при небольшом ветре эта самодельная конструкция вращается, причем в разные стороны. Однако никакой практической цели она не имеет, так как направление ветра не показывает. Тогда для чего она? Хозяин пожимает плечами: «Для интереса! В хорошую лунную ночь или при ярком солнце блики от поварешек за квартал видно».

Дело по душе

Александр Александрович уже давно на пенсии, но в своей мастерской потихоньку продолжает колдовать над деревом.  

Фото: Алексей Сухушин

— Такая работа его успокаивает, приносит удовлетворение: у мужчины должно быть дело по душе, — говорит супруга Галина Ивановна. — Муж не рыбак, не охотник, но нашел то, что ему интересно. Мы 39 лет вместе, и у каждого своё увлечение. Он режет по дереву, делает украшения для усадьбы, а еще много читает. Я занимаюсь с внуком, поэтому он уже в два года все буквы знал. Огород, заготовки тоже на мне: только клубники нынче больше пяти ведер набрали, сейчас соленья начались.

Стандартная жизнь обычной семьи: семейные заботы, садово-огородные хлопоты. Только у Семакиных, в отличие от других, череда однообразных будней раскрашена особой палитрой, в которую вложены мастерство, творчество, желание жить рядом с красотой и чем-то необычным. Пусть даже это необычное не имеет никакой практической цели.

Жил-был художник один

Сказочный терем Анатолий Лазерко до сих пор вызывает восхищение прохожих

Фото: Алексей Сухушин

Каждый человек после себя что-то оставляет. Анатолий Лазерко оставил не только продолжение своего рода, но и дом, похожий на сказочный терем. Анатолий Яковлевич скончался пять лет назад. Через несколько месяцев вслед за мужем ушла и Людмила Ивановна. Сейчас в доме родителей живет их младший сын Роман. Он не перенял мастерство отца, но старается поддерживать дом в хорошем состоянии.

Из коммуналки на землю

Фото: Алексей Сухушин

Улица Зейская находится в Крестьянском поселке — так неофициально называют одну из окраин Шимановска. Однако среди однотипных частных владений дом семьи Лазерко выделяется оригинальностью конструкции, резным фасадом и ярко-оранжевым цветом.

Анатолий Лазерко в молодости окончил Нижнетагильское художественное училище. В Шимановск приехал вместе с другом, который и познакомил его со своей сестрой. Людмила Ивановна и Анатолий Яковлевич прожили вместе 47 лет.

«Как появится хорошее настроение, так и делаю. Денег на этом не заработаешь, но для души приятно», — говорил Анатолий Яковлевич.

В советское время Анатолий работал художником-оформителем в местных мастерских. Семья сначала жила в бараке, потом им дали благоустроенную квартиру. А в середине 80-х годов выделили земельный участок на окраине города под дачу. Но хозяин семьи решил построить на законных сотках крепкий просторный дом. И со временем Лазерко переехали в него на постоянное местожительство.

Мастер-резчик

Фото: Алексей Сухушин

Однако творческая натура не позволяла Анатолию, как говорил он сам, «быть как все». Поэтому долгие годы пилил, строгал, вырезал, чеканил, чтобы украсить свой дом. Даже по прошествии нескольких десятилетий видно, насколько это тонкая, кропотливая, а главное — талантливая работа. Тем более в 90-е годы не было материалов, поэтому мастеру приходилось ездить в лес и самому выбирать березу, осину, липу. Не было современных инструментов — Анатолий изготовил специальный инструмент из старой бормашины и резцов.

Фото: Алексей Сухушин

Кроме оформления фасада дома, мастерил деревяную домашнюю утварь, на 8 Марта дарил жене кухонные наборы. Резные картины, панно, скульптуры из дерева, собственноручно сделанная мебель, чеканка — из-под рук хозяина выходило много чудесных творений. 

— Я даже не помню, сколько лет на это ушло. Как появится хорошее настроение, так и делаю. Денег на этом не заработаешь, но для души приятно, — признавался много лет назад Анатолий Яковлевич.

«Если Толян играет…»

Фото: Алексей Сухушин

В работе он забывал о проблемах и семейной трагедии. У Людмилы Ивановны и Анатолия Яковлевича было три сына, двое один за другим трагически погибли. Это сильно подкосило супругов.

— С обратной стороны дома есть тоже балкончик. Толян выходил на него, растягивал гармошку и начинал наяривать. Все в округе знали: если Толян играет, значит, у него душа плачет, — вспоминают сегодня о Лазерко соседи.

Человека нет, но дело, в которое он вкладывал душу, продолжает восхищать людей, случайно оказавшихся на улице Зейской.

Семейное творчество сотворило красоту

Жена вдохновляла мужа на украшение усадьбы

Фото: Алексей Сухушин

«Ее голова, мои руки», — так говорит Геннадий Быков о семейном тандеме, который превратил обычный частный дом в одну из красивых усадеб Шимановска. Женщина стала инициатором и вдохновителем перерождения родового гнезда, а мужчина воплотил ее идеи в реальность.

Встретились два одиночества

Фото из личного архива

Когда Геннадий и Светлана познакомились, у обоих за плечами был опыт семейной жизни: она — вдова, он развелся и жил один. У женщины была квартира, однако супруг настоял, чтобы их семья поселилась в доме его родителей, где он прожил большую часть своей жизни.

Жена поняла: у мужа — золотые руки, он усидчив, терпелив в работе, охотно откликается на ее предложения.

Светлана работала инженером электросвязи и была очень активным человеком. Сначала она уговорила мужа перекрыть крышу, потом — построить во дворе беседку. С этого и началось благоустройство их общего очага. Жена поняла, что у мужа — золотые руки, он усидчив, терпелив и охотно откликается на ее предложения.

От колодца до вазона

Фото: Алексей Сухушин

Когда-то давно в гости к Быковым приезжал родственник, он и научил Геннадия вырезать деревянные узоры. Ему это дело так понравилось, что Светлана предложила украсить дом резьбой. Они вместе искали рисунки, добавляли собственные детали. Жена рисовала, высчитывала объемы, делал трафареты, а муж всё это воплощал в жизнь. Хотя никакого отношения к творчеству не имел — работал машинистом электровоза.

На многих деревянных узорах, которые выпиливал Геннадий Быков, повторялся один и тот же символ — два голубя, объединенных одним сердцем.

Кроме фасада дома, супруги постепенно украсили всю усадьбу: вымостили двор, заплели в деревянные кружева зимнюю кухню, в переходах появились резные арки и скамейка, стилизованный колодец. На многих узорах повторялся один и тот же символ — два голубя, объединенных одним сердцем. А Светлана заполонила всю усадьбу цветами, они стояли даже в вазонах на лавочках.

В память о жене 

Фото: Алексей Сухушин

Такое преображение невозможно было не заметить. В 2015 году дом Быковых занял первое место в городском и второе — в областном конкурсе на самую лучшую усадьбу.

 — Я каждый день беру в руки электролобзик. Большое кресло-качалку сделал для себя, маленькое — для внука, санки резные смастерил, — рассказывает Геннадий Быков. — Недавно закончил выпиливать деревянные узоры для дома сына, правда, их еще не прикрепили.

Фото: Алексей Сухушин

Однако сегодня рядом с Геннадием нет его вдохновителя: два года назад супруга умерла от коронавируса. Скончалась буквально за два дня. Но в память о жене Геннадий каждый год высаживает во дворе цветы, которые так любила Светлана.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Амурчанка научила жителей Латинской Америки создавать кукол и превратила увлечение в бизнесАмурчанка научила жителей Латинской Америки создавать кукол и превратила увлечение в бизнес
Трон в подарок тёще: 200 поделок из дерева смастерил железнодорожник из ЗавитинскаТрон в подарок тёще: 200 поделок из дерева смастерил железнодорожник из Завитинска
Крестики без ноликов: 86-летняя амурчанка превратила свою квартиру в галерею вышитых картин
Семья из Благовещенска создала из дерева и металла Адама с Евой и выиграла в конкурсе мастеров
Мастер из Благовещенска создала уникальное панно к открытию Фестиваля зимних видов спорта на Амуре
«Мечтаю научиться летать»: в Благовещенске мастер по изготовлению мебели строит настоящий самолет
Ангелы из дерева согревают сердца: зачем жительница Благовещенска создает добрых хранителей
Связанные одной целью: благовещенка открыла свой магазин и интернет-канал по вязанию
Эвенкийские матрешки и деревянный дед-оберег ждут зрителей на выставке мастеров Приамурья
Художница из Хэйхэ на берегу Амура выложила из гальки изображение черного дракона (фото)
«Мои цветы приносят радость»: хобби обернулось для амурской семьи неожиданным бизнесом

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
В Завитинске торжественно открыли капитально отремонтированную общественную банюОбщество
Многодетную амурчанку приговорили к исправительным работам за огромный долг по алиментамПроисшествия
Начальник караула противопожарной службы Приамурья получил медаль за поставки меда в зону СВОСпецоперация
Амурские ветеринары привили от бешенства 22,4 тысячи собак и кошекОбщество
История самбистки из Приамурья заняла второе место на всероссийском конкурсе «Займись спортом»Спорт
Высокие ночные температуры и много снега: на Амурскую область надвигается очередной циклонОбщество

Читать все новости

Люди

«Горжусь, что это мой дед»: легенды БАМа появились под куполом Ярославского вокзала Москвы«Горжусь, что это мой дед»: легенды БАМа появились под куполом Ярославского вокзала Москвы
Бывший алкозависимый стал психологом и открыл в Благовещенске реабилитационный центр
Стародубу — 100 лет: чем запомнился самый неординарный директор Амурского театра драмы
Бюджет на женских плечах: Галина Комар 26 лет работает с финансами Свободненского района
«Мы репетировали на нарах»: интервью с амурским режиссером спектакля «На дне» Михаилом Лукиным
Система Orphus