Я — киноман со стажем, можно даже сказать, видеообжора. Кино для меня стало неким заменителем книг, на чтение которых времени практически не остается. Эдакий краткий вариант огромного потока авторской информации в картинках. И хотя я очень люблю почитаемые многими шедевры отечественного и зарубежного кинематографа, в последние годы смотрю иное кино. Сразу оговорюсь: рекомендовать к просмотру не буду, так как это фильмы для аудитории 30+ с крепкими нервами и притупленным чувством отвращения. По картинке это эклектика от французского классицизма до киберпанка и футурамы, а по содержанию — гамлетовский вопрос длиною в вечность…
Фильм американского киноноватора конца прошлого столетия Стенли Кубрика «Заводной апельсин» поразил красками и детализацией. Карнавализация коснулась даже образов и характеров персонажей — вот уж по истине «вся наша жизнь — игра». У Кубрика порядка 15 картин на различную тематику, включая военную. Но для меня наиболее интересен некий кинодневник мыслей «заводного апельсина». Это подросток (в нашем понимании это фонвизинский недоросль) Алекс — красавец и чудовище в одном теле. Футуристичная антиутопия 1971 года снята по мотивам культового романа Бёрджесса, я бы сказала, по визуализации превзойдя первоисточник. О чем она?
По сути, фильм о собственной морализации восприятия мира взрослеющим мужчиной, шалости которого из детских превращаются в жестокие игры. Алекс (Малкольм Макдауэлл, да-да, тот самый еще никому не известный Калигула) — прирожденный эстет, что режиссер нарочито подчеркивает элементами ар-деко в обстановке, пафосными костюмами и макияжем. Будучи главарем шайки, самые ужасные вещи недоросль творит под прекрасную музыку Бетховена. Не в силах подавить в себе первобытную тягу к насилию, антигерой оказывается сначала лишенным свободы, а затем и опытным образцом чудовищного эксперимента, превращающего его из охотника в жертву. Итог: отвергнутый обществом, даже родителями и подельниками, Алекс окончательно морально умирает, чтобы воскреснуть падшим ангелом; его «убийца» Кубрик становится 4-кратным оскароносцем.
Пожалуй, кубриковская футурама, стокеровский вампиризм и заявка на афише инопланетной Тильды Суинтон «потянули» меня в кинотеатр на просмотр премьеры-2013 «Выживут только любовники» Джима Джармуша. Несмотря на заявленный создателями картины жанр «драма», история в ней разворачивается не так садистически, как, например, в том же знаменитом «Интервью с вампиром» 1994 года от Нила Джордана. В отличие от персонажей Тома Круза, Бреда Пита и еще совсем ребенка Кирстен Данст, вампирская сущность Тильды Суинтон и Тома Хиддлстона полна гуманизма. Этакое красивое прочтение библейской истории от сотворения мира о современных высокоинтеллектуальных и безмерно чистых Адаме и Еве, жизнь в которых волею судьбы поддерживает человеческая кровь. После череды событий вековая парочка отправляется на улицы морроканского Танжира (на обычном самолете — вампиры не умеют летать!). Представляете этнику мозаики орнаментов и нравов, да? Рассвет — как последние секунды вечной ночи перед дарящей покой темнотой смерти. Абсолютно совершенные по образу и подобию, умирающие от лишающего разума голода и от сумасшедшей любви друг к другу, как половинки одного целого, но в то же время противоположные, как черное и белое, Адам и Ева мучительно убивают в себе вампиров (зверей) во имя Человека. Шикарный финал борьбы жажды крови и жизни… Помимо великолепного художественного и музыкального вкуса у Джармуша не отнимешь и чувства юмора. Высокое, вечное, прекрасное одномоментно заглушает примитивное борборигмус (урчание в животе).
Что касается отечественного кинопрома, то отмечу (и, конечно же заколлекционирую) фильм по откровениям Павла Санаева (не путать с Алексеем, автором «Уругуру» и прочих мистико-приключенческих романов) «Похороните меня за плинтусом» 2009 года выхода. Кадры вписаны в контекст автобиографии, что не удивительно, ведь режиссер Сергей Снежкин работал над картиной при непосредственном участии Павла Санаева. Драма жизни восьмилетнего Саши не поражает пленэром и компьютерными технологиями «Властелина колец», поэтому не отвлекает от игры актерского состава. Светлана Николаевна Крючкова — всегда в кадре императрица, даже если ее героиня — вечно растрепанная «бабаня», в молодости имевшая шанс стать актрисой, заполучить славу и признание, а не амебу-мужа и дочь-«шалаву». «Вот такая любовь…наказания хуже…», — говорит тиранка, ляпая котлеты, определяя основной посыл картины: у каждого — свое понятие любви, даже если она ребенком воспринимается как насилие над телом и разумом. Это особенно страшно глазами замученного престарелой заботой маленького мальчика, главное желание которого — увидеть хотя бы в день своего рождения мамочку и быть похороненным дома за плинтусом, как мышка, потому что в снегу лежать мертвым холодно… У бабушки — своя правда, она готова расстаться с жизнью ради этого единственно родного ей «чахотика».
Фанатизм по картине 2006 года современника Юрия Мороза «Точка», наверное, для меня некое продолжение сюжетной линии фильма 1989 года «Интердевочка» Петра Тодоровского с замечательной актрисой театра и кино, участницей «Амурской осени» Еленой Яковлевой. История девчонок, оказавшихся в силу разных обстоятельств на панели, не нова. Но у Мороза она получилась жизненнее, все-таки у Тодоровского — вариации на тему «А могла получиться Золушка». В общем, в кадре опять отсыл к шекспировскому «Быть или не быть», черное или белое, тело или душа и так далее.
Из «свеженького» глотнула «Кислорода» от «бумера» Ивана Вырыпаева. Хотя фильм датирован 2008 годом выхода, в мое поле зрение он попал недавно. И удивил возвращением на голубой экран такого забытого жанра, как телеспектакль. Эклектика киносъемки, эффект театрализации, музыкальное оформление диалогов в стиле рэп и хип-хоп (кинобаллада, полнометражный клип?). Сюжет о любви во всех ее проявлениях через призму политики, религии и прочих неотъемлемых культов жизни. Символизма — гуща. Контекст тонкий и циничный — фильм-насмешка, видеосатирикон. Как вы догадались, простая химическая реакция под названием «любовь», по мнению, автора, и есть тот самый живительный кислород для человеческой сущности… К слову, в 2015 году ожидается вырыпаевская премьера «Спасение». Чем удивит на этот раз?
Как я была в восторге от книги Санаева, в такой же степени была разочарована фильмом. В нем совершенно не осталось авторского юмора и остроты, акцент зачем-то сместили на мамашу-шукшину... На каждом кадре подпрыгивала: зачем так? а где это? куда дели то?
Одно удовольствие — игра Крючковой, которую я сразу даже и не признала))
— Марина МоскалюкУдивляет ваша рубрика — как можно выбрать всего пять любимых? … разве что по пять в каждом жанре! Молодцы!
Два из пяти тоже входят в число моих любимых. «Выживут только любовники» оказался для меня душевным открытием! До сих пор при воспоминании о нем начинаю дышать чаще.
Понравился мне и «Похороните меня за плинтусом», своей театральностью. Но сниматься в нем очень не понравилось Алексею Петренко. Актера напугали контрактом и тем, что пожалуются жене, когда он пожелал покинуть проект. А покинуть хотел из-за излишней жестокости фильма.
— sveta