«Я купила Надежду однодневным теленком, а сегодня вон какая красавица». Фото: Андрей Анохин«Я купила Надежду однодневным теленком, а сегодня вон какая красавица». Фото: Андрей Анохин

Притихшая Червона Армия

Молодая, красивая женщина однажды поняла, что счастье, достаток и стабильность — только в собственных руках. Нужно только не забывать засучивать рукава. «Это я в детстве хотела стать ветеринаром, а теперь и скотник, и доярка и пастух. Все сразу!» — улыбается Нина.

До этого момента жила как многие в этих краях. От бывшего, еще советского колхоза осталась пара фундаментов, а новых инвесторов здесь никогда не видели. Несколько десятилетий за селом располагалась воинская часть, но в разгар 90-х военные отступили. Не у дел остались многие, а само село притихло, затаилось, остыло от былых свершений и производственных рекордов. Сегодня селян насчитывается человек сто, не больше. Да и те, в основном, пенсионеры. Даже не деревня — дачный поселок.

Червоная Армия — село в Завитинском районе. Основано в 1928 году переселенцами из Украины и названо в честь Красной армии. Красная по-украински звучит, как червонная.

Кто помоложе, пользуется близостью городских окраин. Их видно, если подняться на пригорок. Мужики и женщины по утрам подаются на заработки в Завитинск. Другие зарабатывают далекими вахтами. Семья Унгуряну на этом фоне — исключение.

— Поднимаюсь в 5.30 утра, а в 6 часов уже гул в сарае. Вечером чуть задержался, они ор поднимают. Их доить надо, кормить — и все вовремя, — рассказывает о нелегких буднях Нина. — Но родилась я не здесь, в Завитинске. В 2009-м замуж вышла, вместе с мужем сюда перебралась. Торговала в магазине, а потом словно осенило — не мое это! Захотелось работать на себя, на свою семью. Завели с мужем пару поросят и телку, а потом меня как прорвало. Сначала организовали личное подсобное хозяйство, но возникли проблемы с выпасом. В райцентре сказали, что пастбища держателям ЛПХ не положены. Единственный вариант — организовать крестьянско-фермерское хозяйство. Пока документы оформляли, в районном сельхозотделе уговорили подать еще заявку на областной грант.

В деньги от государства она не верила. Ну кто она такая, чтобы областной бюджет решил поделиться с ней финансами? Да еще и безвозмездно. Вот уже несколько лет гранты даются именно таким начинающим фермерам в разных районах Приамурья. Однако Нина себя в их рядах упорно не видела, заявку на финансовую помощь подавала, скорее, ради успокоения души. Попытка не пытка. Каково же было удивление, когда ей сообщили о выделении полутора миллионов рублей.

Фото: Андрей Анохин

— Я весь интернет перерыла, пока выбирала самую плодовитую породу. В итоге остановилась на голштино-фризской — у них надои высокие. Нашла их в колхозе «Луч» Ивановского района. Купила там восемь стельных коров да бычка племенного. В прошлом году все эти коровы чуть ли не одновременно отелились — здесь целый детский сад был. А эту Надеждой зовут, я ее купила однодневным теленком, сегодня вон какая красавица, — Нина Унгуряну заботливо треплет черную корову по загривку.

Зарплата в надоях

За каких-то пару лет в ее жизни перевернулось все. Сейчас поголовье небольшой фермы насчитывает уже 25 коров, из которых 10 — дойные. Проблем со сбытом молока нет. Каждый день ко двору Унгуряну подъезжает молоковоз. Один из частных предпринимателей забирает практически весь надой и отправляет на переработку. Начинающие фермеры получают первую, пусть пока еще небольшую, но все же прибыль.

Торговала в магазине, а потом словно осенило — не мое это! Захотелось работать на свою семью.

— Мне этого хозяйства уже мало, тем более после оформления КФХ нам выделили 100 гектаров пастбищных земель. Муж в силовых структурах работает, но в свободное от службы время вместе здесь возимся. Дочка старшая помогает, да еще один помощник растет — младшему ребенку три годика. Рано или поздно придется расширяться, надо чтобы только дойных было не меньше 50, а общее поголовье будет раза в два, в три больше, — строит планы молодая женщина. — Здесь неподалеку пара старых фундаментов. Если позволят их на себя оформить, то можно настоящую ферму построить. Одна проблема — помощников найти трудно. Пенсионерам тяжело, а молодежи такой труд неинтересен, да и мало ее здесь — той молодежи.

Нина признается: один из главных залогов ее успеха — поддержка самых близких людей. Отдавая силы ферме, она в первую очередь все-таки остается заботливой мамой и женой.

Породистые буренки не подвели

Коровы голштино-фризской породы начинающего фермера не подвели. Кстати, покупала она их не только в «Луче» — собирала по всей области. Даже из Семиозерки Константиновского района одну привезла. Там раньше было военное сельхозпредприятие. Хозяйство Минобороны переживало нелегкие времена производственного кризиса, людям было не до животных. Нина ту корову купила не в лучшем виде, однако выходила, выкормила, привела в порядок. Сегодня она в числе местных рекордсменок по надоям. По словам Нины, каждая корова в ее семейном хозяйстве дает в сутки от 14 до 30 литров молока. С учетом того, что ферма только в самом начале своего развития, результат более чем внушительный. «Если себя не жалеть, руки не бояться испачкать, то человек всего сможет добиться… даже в Червоной Армии», — отмечает на прощание Нина Унгуряну.

Возрастная категория материалов: 18+