Деньги не пахнут
Ферма на окраине Томского начинает голосить еще до восхода солнца. Поднимаются здесь к 4 утра — готовить завтрак для огромной семьи пятачков. Стадо съедает полтонны корма в день. Глава фермы Армен Отарян разделяет труд со своими рабочими. Его называют громким словом — предприниматель. Но труд бизнесмена мало отличается от крестьянского.
— Я в свиньях понимаю. Погляжу на них и вижу, кто чем болеет, сам уколы им ставлю, роды принимаю, — рассказывает фермер.
6
тонн свинины в год производит ферма Армена Отаряна
Он заходит в свинарник, не зажимая нос, душистая работа впиталась в его волосы и рубаху. «Деньги не пахнут!» — шутят на ферме. Но простота и небрезгливость объясняются куда проще — хозяйственник любит свое дело.
Армянин Армен Отарян приехал в Приамурье 17 лет назад в гости к брату. Здесь и остался работать животноводом. Машинист сельхозтехники изучил свиноводство изнутри без учебников. И когда в другом селе люди возмутились соседству его ароматного хозяйства, Армен не отказался от любимых животных. Купил гектар заброшенной земли в Томском и поставил цель — новую ферму сделать лучше и крупнее прежней.
— Тут постройки заброшенные стояли, все бурьяном поросло. Только мусора вывезли пять КамАЗов, — рассказывает Армен Отарян.
К своей мечте он шел долго. Два года ушло на облагораживание территории.
Но во все, что сделано вокруг, вложены его душа и труд.
Ежегодно каждая свиноматка приносит по 12—14 поросят. Этому «ребенку» всего один день от роду.
По законам совести
В 2016 году свиновод по призванию Армен Отарян выиграл грант амурского минсельхоза. Полтора миллиона стали стартовым капиталом для начала большого дела. Раньше было все — и желание работать, и натруженные руки. Не хватало только денег. С их появлением фермер сам возвел свинарник с утепленным полом и умной поилкой. Цивилизованные свиньи пьют из кранчиков, которые срабатывают, когда постояльцы подносят к ним пятачки. За два года стадо выросло в десять раз. Сейчас в гигантском общежитии обосновались 200 свиней. Армянская ферма на амурской земле выращивает мясное племя — розовобоких ландрасов скрещивают с красными хряками породы «дюрок».
— Смесь грузина с чемоданом, — смеется рабочий Ашот, показывая поросят в яблоках.
На ферме производят экологически чистое мясо, не в пример конкурентам из Поднебесной. «За Благовещенском китайцы держат свиней. У них за 4 месяца особь вырастает. Чем они их пичкают: антибиотиками или какими‑то добавками?» — удивляется Армен.
Как утверждает Армен, на его ферме работают по стандартам крупных хозяйств и по законам совести. Кормят качественным комбикормом, без «гормонов роста». Чтобы вырастить одну особь, требуется 700—800 килограммов пищи и 8—9 месяцев. Мамок отправляют на свободный выгул — дышать свежим воздухом и набираться витаминов.
Недавно фермер взял 3 гектара земли. В этом году посеет тыкву и картошку, чтобы дополнить меню большого стада свежей растительностью. «Наше мясо экологически чистое», — рекламирует Армен Отарян.
Конкуренция и государство против свинины
На
6
тысяч особей сократилось за год поголовье свиней в Приамурье
В прошлом году по амурским хозяйствам ударило решение государства — не поддерживать свиноводство. Поголовье пятачков по всей России уничтожает африканская чума свиней. В этом году ни один амурский свиновод в Приамурье не выиграл грант на развитие, их заявки просто не рассматривают. В региональном минсельхозе открыто говорят: «Мы получили рекомендации от правительства и губернатора не стимулировать свиноводство». Поголовье пятачков в Приамурье постепенно сокращается. По статистике, в 2016 году в регионе насчитывалось 70 тысяч голов свиней, на конец 2017‑го — уже 64 тысячи.
Не внушает оптимизма и ситуация на рынке. Люди отдают предпочтение замороженной свинине непонятного производства.
— За Благовещенском китайцы держат свиней. Так у них за 4 месяца особь вырастает. Чем они их пичкают: антибиотиками или какими‑то добавками? Так и экономят — на комбикорме и времени. А покупатели берут подешевле, не задумываясь, что наше мясо вкуснее и качественнее, — разводит руками Армен.
В региональном минсельхозе открыто говорят: «Мы получили рекомендации от правительства и губернатора не стимулировать свиноводство».
Пока фермер из Томского живет тем, что сдает мясо перекупщикам да три раза в неделю ездит торговать на рынок. «Цена низкая. Отдаем по 210—240 рублей за килограмм», — сетует Армен Отарян. Нестабильная ситуация заставила фермера думать о худшем. Он завел баранов и несколько коров. В случае беды Армену придется отказаться от дела всей жизни…
На ферме скрещивают розовобоких ландрасов и красных свиней породы дюрок. От такой любви получаются поросята в яблоках.
Но свиновод не перестает мечтать. Планы грандиозные — открыть свой цех и начать переработку свинины. Готовить полуфабрикаты — котлеты, пельмени, шашлык по армянскому рецепту. «Будет мясо в маринаде в вакуумных пакетах», — надеется Армен Отарян.
МНЕНИЕ
Сергей Самохвалов, начальник управления ветеринарии и племенного животноводства Амурской области:
В России сложилась очень нестабильная эпизоотическая обстановка по заболеванию африканской чумой свиней. Если раньше страдали животные в центре страны, то последние случаи зарегистрированы в Иркутске. Болезнь подходит к Дальнему Востоку. Это очень страшная инфекция: болеют и домашние, и дикие свиньи — вакцины от нее нет.
Зараженное животное погибает. Меры профилактики жесткие. В случае регистрации болезни уничтожается все свинопоголовье в радиусе 20 километров. В связи с этим Министерство сельского хозяйства РФ рекомендует регионам переходить на альтернативные виды животноводства и птицеводство.
Возрастная категория материалов: 18+
Ах, какие нехорошие эти амурчане — дали денег, помогли подзаработать, потом защищали скот в регионе от распространения заразы. Похоже, другого определения, какой в заголовке у автора не нашлось. А что Армения может предложить жителю Амурской области, если он надумает открыть свое дело в этой стране?
— дум (гость)Кто не хочет работать, тому потакают, кто работает вопреки, тому еще и палки в колеса, чтобы загнулись окончательно. Вот так и живем.
— Тоже из Томского (гость)