Сегодня в школах региона около пятидесяти остродефицитных педагогических вакансий. Чаще всего не хватает математиков и учителей английского языка. И в основном, конечно, учителя нужны в селах. Совместительством решить кадровую проблему не всегда удается. В первом полугодии амурские школы выручали студенты-практиканты педагогического отряда БГПУ, но сейчас ребята вышли на выпускную дистанцию — готовят дипломные работы. Случай Юлии Зайцевой — особый.
Кто на наших?
Так сложилась ситуация, что у ребят из 2-го «Б» с первого класса были проблемы с получением знаний. Их прежний учитель часто и подолгу сидела на больничных. Конечно, ее замещали другие педагоги, но все это не могло не сказаться на микроклимате юного ученического коллектива. Родителей волновало, что некоторые мальчишки стали просто неуправляемыми. Идти на замену в этот класс никто не хотел. «Драчуны и шалуны!» — вздыхали педагоги.
Конечно, родители хотели, чтобы к их детям пришел постоянный, понимающий и в то же время строгий учитель, который бы укрепил дисциплину и увлек ребят знаниями. Однако трудности с подбором педкадров есть не только в селах, но даже в городских школах.
— Начальные классы — это сегодня наша болевая точка, многие педагоги ведут по два класса, — переживает за учебный процесс директор 22-й школы Людмила Голошумова. — Во 2 «Б» раньше работал очень хороший, опытный учитель, но, к сожалению, подвело здоровье. Да и возраст уже 60 лет… Педагог приняла решение уйти из школы практически перед первым сентября. Конечно, это была большая проблема. И мы благодарны нашему БГПУ: по любому поводу откликаются, насколько могут, помогают. Они нам студентку посоветовали.
28
учеников во 2-м «Б» классе, из них 19— мальчишки
Стать классной мамой для второклашек на время полугодовой педагогической практики предложили выпускнице факультета педагогики и методики начального образования БГПУ Юлии Зайцевой.
— Я согласилась, но сильно переживала, — не скрывает Юлия Сергеевна. — Потому что практика, когда рядом учитель, — это одно, а вести уроки самостоятельно — совсем другое. Особенно, когда узнаешь, что в классе почти все — мальчики. Такой вот подбор особенный. Но больше всего меня тревожило даже не то, смогу ли я построить отношения с детьми, а то, как меня встретят родители. Класс трудный, а я ведь еще студентка.
У руководства школы тоже были опасения: на смену зубру педагогики идет молодой учитель без всякого опыта. Думали, что возникнут сложности. Но уже после первого родительского собрания и директор, и сама молодая учительница почувствовали облегчение.
— Юлия Сергеевна такая живая, искренняя, любит детей. В классе есть очень сложный ребенок. Мальчик умный, но гиперактивный — с ним даже опытные педагоги не могли справиться. Помогали со всеми службами, — привела пример директор школы. — А Юлия Сергеевна нашла к нему подход. Видимо, молодость берет свое. Сейчас этот мальчик чуть ли не лучший в классе по поведению — первый помощник учителю во всем.
Практика впереди теории
Мамы и папы старания Юлии Сергеевны, которая выкладывалась изо всех сил, оценили. А ведь ей пришлось не только учить второклашек, но еще и самой при этом учиться многому. Например, тому, как правильно составлять акты обследования жилищных условий ребятишек из трудных семей. Каждый классный руководитель это знает, но студентам-практикантам в университете этого не объясняли.
— Хорошо, что в вузовской программе сегодня есть такая дисциплина, как «психо-педагогическая диагностика». Но ее начинают преподавать во втором полугодии на последнем курсе, то есть уже после практики. Этих знаний, если честно, очень не хватало, когда я начала вести уроки самостоятельно, — рассказывала без пяти минут дипломированный педагог во время перемены, пока ребятишки вышли из класса.
Фото: Сергей Лазовский
Но поговорить толком нам не удалось. Тишина воцарилась лишь на минуту, потому что двери то и дело открывались и нас накрывало волной детского шума и гомона, доносившегося из коридора. Самые любопытные и смелые забегали обратно в класс, засыпали нас вопросами и позировали перед фотокором, вызывая улыбку своими актерскими талантами. Наше терпение иссякло, а на лице учительницы — ни капли раздражения!
Родительский протест
Мамы и папы учеников не только хорошо встретили молодую учительницу, но и оценили ее трудолюбие, внимание к детям, педагогический талант. За полгода класс изменился, дети стали дружнее и свою Юлию Сергеевну обожают.
— Когда практика закончилась, родители узнали, что Юля в январе должна вернуться в вуз и не может больше продолжать работу — ей необходимо готовить диплом, они организовали акцию протеста, — рассказывает начальник отдела практики и трудоустройства обучающихся БГПУ Елена Стасюк. — Они отправились к директору школы и требовали, чтобы Людмила Витальевна срочно приняла меры. «Этот учитель должен остаться в нашем классе!» — просили родители.
— Да, был такой момент, — улыбается Людмила Голошумова. — Мы пошли к ректору, к декану факультета... Руководство вуза разрешило учиться по индивидуальному плану студентке-практикантке, которая идет на красный диплом.
Идти на замену во второй класс никто не хотел. «Драчуны и шалуны!» — вздыхали педагоги.
Директор школы была только за, вуз тоже не против. Последнее слово было за Юлей. И она не оставила свой 2-й «Б», к которому уже прикипела всей душой. Впереди у выпускницы защита диплома, даже не сомневаемся, что она будет успешной. Остается не решенным один, но важнейший вопрос — жилищный.
— Если Юля останется и дальше работать учителем в 22-й школе, то руководство обещает оказывать ей поддержку в поиске комнаты в общежитии, — заверили АП в педвузе, где следят за дальнейшей судьбой своих выпускников, которые не сворачивают с педагогического пути и устраиваются работать в школу по специальности.
Кроме Юлии Зайцевой, без жилья остается еще учитель математики. А в следующем году 22-я школа будет работать в одну смену, и в педагогический коллектив вольются два новых учителя начальных классов. И всем молодым специалистам нужно помочь обустроиться.
— Проблема сложная, но она решаема, — уверена Людмила Витальевна. — Администрация города периодически предлагает для работников образования квартиры на условиях соцнайма. А еще я молодым педагогам советую: поступайте в магистратуру. На время учебы сохраняется общежитие, а за два года мы что-нибудь придумаем.
МНЕНИЕ
— Юлия Сергеевна сразу коллективу понравилась: такая доброжелательная, идет по коридору и кажется, уже солнышко за ней светит. Хотя еще студентка — учеба в вузе, подготовка к защите диплома много времени отнимают, она ни разу не пожаловалась на то, что ей трудно. Во всех мероприятиях внеурочных участие принимает. Это клад для нашей начальной школы, — говорит директор благовещенской школы № 22 Людмила Голошумова.
Миллион для сельского учителя
В Приамурье 298 школ, свыше 200 из которых — сельские. Именно там самый большой дефицит учителей. Причем есть школы, где формально вакансий нет, но учителя работают на полторы-две ставки, берут непрофильные для себя предметы. И такая статистика почти по каждому образовательному учреждению.
В нашем регионе для молодых педагогов, которые едут работать в сельскую местность, действует ряд преимуществ. Среди самых весомых льгот — предоставление жилья и единовременная выплата. Самые большие подъемные — 150 тысяч рублей — получают молодые учителя Тынды и Селемджинского района. Плюс предоставляются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в сельской местности, а специалистам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и членам их семей обеспечивается компенсация расходов на проезд к местам отдыха.
Фото: Сергей Лазовский
— И все равно выпускники педвуза едут в село неохотно. В настоящее время в школах Приамурья около 50 остродефицитных педагогических вакансий. В ближайшие годы, если не предпринять кардинальных мер, проблема может еще обостриться. Потому что много учителей, особенно в сельской местности, предпенсионного возраста, — переживает экс-ректор БГПУ Юрий Сергиенко, доцент кафедры физического и математического образования, учитель физики и математики в нескольких городских школах.
Переломить ситуацию обещает национальная программа «Земский учитель», предложенная самим президентом России. Выпускникам педагогических вузов, которые поедут в сельскую местность, будет выплачиваться субсидия в размере миллиона рублей. Что еще важно: планируется, что по аналогии с «Земским врачом», где были сняты возрастные барьеры, приглашать на работу в сельские школы за миллион будут и опытных учителей.
— Программа нужная, — единодушны те, кто сеет разумное, доброе, вечное. — Хорошие деньги и жилье могут решить многие проблемы. — Если все будет именно так, как задумано, очень привлекательно и действенно. Будет ради чего ехать работать в сельскую местность, хотя бы на пять лет.
«В Токур работать не поеду из-за опасной дороги»
Глубинка манит будущих педагогов миллионом и пугает плохой инфраструктурой
Появление молодого учителя в сельской школе, где работают чаще всего люди уже в возрасте, — как глоток свежего воздуха для коллектива. Они заряжают своей энергией коллег, впитывая их опыт и мудрость, а творческий подход к подготовке уроков пробуждает тягу к знаниям у школьников. Учителей иностранного языка, информатики, физики, математики очень ждут — особенно на севере. Амурские школы, где по разным причинам вакансии не могут быть закрыты штатными учителями различных профилей, выручает студенческий десант БГПУ. 49 декабристов-старшекурсников отправились в села, чтобы помочь школярам в учебе.
19
из 49 педагогических вакансий в амурских школах закрыли в первом полугодии студенты физико-математического факультета
Начальник отдела практики и трудоустройства обучающихся БГПУ Елена Стасюк во время практики связывается с каждым из студентов: узнает, как встретили, чем нужно помочь. И потом обязательно интересуется у руководителей учебных учреждений, как проявили себя педотрядовцы.
— Практически все директора остались довольны. Очень приятно, что студенты, работающие на вакансиях, проявляют творческую активность. Их хвалят за самостоятельность, доброжелательность. И, что самое главное для нас, — подчеркивает Елена Михайловна, — все практиканты ответственно относятся к выполнению профессиональных дел.
Это мнение директоров школ, а что думают сами без пяти минут педагоги? И многие ли из ребят готовы, получив диплом, вернуться в сельские школы?
На последнем курсе физико-математического факультета обучается всего 14 студентов, и 13 из них работали в педагогическом отряде. В их числе Екатерина Новикова. У Кати была возможность пройти практику в Благовещенске, но она отправилась в самую что ни на есть северную глубинку — поселок Токур Селемджинского района.
Фото из личного архива
— Встретили меня в коллективе очень тепло, практика понравилась. Мне предоставили личный кабинет и еще кабинет с полным комплектом мультимедиа. Все на высшем уровне. В плане материального обеспечения школа достойная, — поделилась студентка, которой, кроме математики, предложили еще вести уроки физики и предоставили даже отдельную лабораторию.
Согласилась. Вела математику в 5—6-м классах и с 7-го по 11-й — физику. Сравнивая свою первую практику, которую проходила в Благовещенске в 11-м лицее, с работой учителем в отдаленном северном поселке, девушка признается, что вторая дала ей больше профессиональных преимуществ.
— Потому что у меня было больше возможностей проявить себя и творчески по предмету, и как педагогу. Я нисколько не пожалела, что поехала в сельскую школу. Но добраться до поселка — это что-то! Вертолет летает, но крайне редко. А дорога не выдерживает никакой критики. Население от этого сильно страдает. Несколько раз съездишь в районный центр и обратно — заболевание позвоночника тебе обеспечено. Как вспомню обратный путь домой, страшно становится, — поделилась личным впечатлением молодой математик. — Мы чуть не попали в аварию. Дорога узкая, и на большой скорости на нас чуть не налетел грузовик. Чудом успели увернуться и остались живы. Коллектив педагогический отличный, школа понравилась. Но даже если бы и хотела вернуться, не поеду в Токур только из-за дороги. Далеко и очень опасно ездить! Я сделала для себя выбор: если пойду работать в школу, то в городе точно не останусь. Хочу вернуться в родной Магдагачинский район.
Благодарность минобра даст право на прибавку к зарплате
В прошлом году впервые за много лет 230 молодых специалистов пришли работать в школы, детские сады и подведомственные министерству образования учреждения среднего профессионального образования.
На различные меры социальной поддержки, в том числе на стимулирование труда молодых педагогов, органы местного самоуправления направили из бюджетов районов и городов 18,5 миллиона рублей. И большая часть — 15,5 миллиона — предназначалась для тех, кто поехал работать в сельскую местность.
Фото из личного архива Екатерины Новиковой
Приобретено рекордное за последнее время число квартир и домов для молодых учителей. Только в Благовещенском районе осчастливили 12 педагогов, благодаря чему полностью удалось решить кадровые вопросы в школах Сергеевки, Гродекова, Маркова и Михайловки. Еще по два молодых специалиста получили квартиры в Зейском и Свободненском районах.
Отличившимся во время практики студентам педагогического отряда от министерства образования и науки Амурской области вручают благодарственные письма за вклад в обеспечение непрерывности образовательного процесса в Приамурье. Теперь эти благодарности, кроме моральной удовлетворенности, дают студентам еще и материальный стимул.
Сейчас молодой педагог без опыта работы не получает никаких стимулирующих надбавок. Они могут появиться только со второго полугодия. Амурский минобр дал рекомендации всем образовательным организациям, школам области внести в коллективные договоры такую позицию, как доплата из стимулирующей части фонда оплаты труда молодым специалистам из числа студентов педвуза. Выпускники БГПУ, предъявившие работодателю благодарственные письма министерства образования, имеют шанс получать стимулирующие надбавки с первого месяца работы в школе.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии