По правде говоря, это самое событие могло случиться годом ранее — фильм Альфонсо Куарона «Рома» в 2019 году претендовал на статуэтки в номинациях «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший фильм», но победил только в первой из них. «Паразитам» дорогу к исторической победе расчистили уже основательно: картину, которую снял Пон Чжун Хо, упорно называли фаворитом, напоминая про уже полученную в Каннах «Золотую пальмовую ветвь», а саму категорию «только для иностранцев» переименовали в «Лучший международный фильм»: то есть красиво, но бессмысленно. Оставалось только постараться не обидеть всех остальных участников гонки, и это академикам почти удалось: заметно проигнорировать пришлось разве что мэтра Мартина Скорсезе, но его «Ирландца» и так сложно было уличить в высокой конкурентоспособности.
«Паразиты» в борьбе за главную статуэтку обошли целую россыпь голливудских хитов: тут вам и чуть ли не самый добродушный фильм в карьере Квентина Тарантино, и «Джокер», готовый драться за право комиксов считаться искусством, и спорная военная драма «1917», и экранизация одной из популярнейших в США книг «Маленькие женщины». Другие номинанты на «Лучший фильм» на успех могли рассчитывать разве что при совсем уж невозможных обстоятельствах: «Брачная история», «Кролик Джоджо», «Ford против Ferrari» и уже упомянутый «Ирландец» скорее создавали в этой категории массовость. И всё же нельзя не заметить, что для «Паразитов» главная награда стала четвёртой: до этого фильм положил в копилку статуэтки за «международность», а также за лучшие оригинальный сценарий и режиссуру. И стал пусть не безусловным, но лидером.
Награда за лучший адаптированный сценарий досталась новозеландцу Тайке Вайтити, который своим безумным поведением, безусловно, украсил церемонию ещё до того, как поднялся на сцену. В битве операторов верх взял Роджер Дикинс: собственно, уровень его работы в «1917» оставлял конкурентам мизерное количество шансов. Визуальные эффекты в военной драме также признали лучшими. Гоночному фильму о противостоянии компаний (и фамилий) Ford и Ferrari отписали статуэтку в номинации «Лучший монтаж».
Актёрские статуэтки тоже распределили с подчёркнутой аккуратностью — хотя к тому, чтобы запоминать ещё и корейских актёров, академики явно оказались не готовы, даже не включив их в число номинантов. За первой в этом году наградой пришлось вставать с кресла Брэду Питту — для 56-летней звезды «Оскар» за второстепенную роль в тарантиновском «Однажды в... Голливуде» стал первым в актёрской карьере, но за него, как ранее за Леонардо ДиКаприо, весь мир почему-то истерически не болел.
Лору Дёрн назвали лучшей актрисой второго плана, отметив её микроскопическую работу в «Брачной истории».
Главные актёрские награды достались Хоакину Фениксу и Рене Зеллвегер. Первый исполнил роль Джокера в одноимённой картине Тодда Филлипса — и теперь повторил достижение своего покойного друга Хита Леджера. Зеллвегер же оценили за перевоплощение в Джуди Гарленд, которое просто не могло остаться незамеченным в Киноакадемии. Особенно обидно должно быть трудоголичке Скарлетт Йоханссон, которая успела в перерывах между марвеловскими побегушками наиграть в серьёзном кино аж на две номинации — и в итоге ушла с пустыми руками.
«Маленькие женщины» довольствовались наградой за дизайн костюмов. «Историю игрушек 4» вполне ожидаемо назвали лучшим анимационным фильмом — на мультипликационном фронте царит затишье. Среди композиторов победу праздновала норвежка Хильдур Гуднадоуттир («Джокер»), среди художников-постановщиков — команда специалистов, работавшая над «Однажды в... Голливуде». Статуэтку за лучшую песню увёз домой сэр Элтон Джон — так что «Рокетмен» совсем уж за бортом в эту ночь не остался.
Таким образом, действительно большого перевеса не смог добиться ни один фильм — более того, общественное мнение вполне готово смириться с тем, что лучшим фильмом назвали «Паразитов», но вот из-за режиссёрской награды основательно взбудоражилось. Понятное дело, что это почти стопроцентная «оскаровская» традиция — присуждать две статуэтки «оптом», но именно в режиссёрской категории борьба была действительно жаркой.
В целом же, на первый взгляд, постигшая «Оскар» реформа открыла дорогу на вершину любым фильмам, сняв с них многолетнее языковое ограничение. С другой стороны, в категории «Лучший фильм на иностранном языке» претенденты на награду соревновались друг с другом, а не с голливудскими монстрами, не испытывая давления ни в бюджетном, ни в каком другом смысле. Смог бы, к примеру, российский фильм «Дылда» стать достойным конкурентом картинам Филлипса, Тарантино и Скорсезе?
Обычно из поля зрения сразу после вручения наград исчезали даже номинанты-иностранцы, да и фильм-победитель по-настоящему заинтересовывал немногих. И если вдруг киноакадемики уже в следующем году решат, что наигрались в космополитизм и вообще уравняют весовые категории, представителям европейских, азиатских и многих других стран станет гораздо сложнее попасть в список претендентов на статуэтку. «Международных фильмов» на свете, конечно, много. Но и Голливуд явно не готов каждый год отдавать пальму первенства на своей главной киноцеремонии лишь потому, что нужно жить дружно.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии