• Фото: freepik.com
  • Фото: freepik.com
  • Фото: Архив АП

Урожай пошел в рост

Битва за картошку в Приамурье идет не первый год — в 2022-м, чтобы раскачать фермеров, региональный минсельхоз предложил серьёзные меры поддержки. И они сработали, считает зампред амурского правительства — министр сельского хозяйства области Олег Турков. Если в 2021 году из 89,9 миллиона рублей поддержки фермеры забрали только половину суммы, то из заложенных в прошлом году на картофель и овощи 116 миллионов рублей в «народ» ушли почти сто миллионов поддержки. В 2021 году получателями были 28 предприятий, а в прошлом году — уже 66. 

120

сельхозтоваропроизводителей в 18 районах области занимаются выращиванием овощей и картофеля

Впервые в картофелеводство в 2022 году пошли 22 предприятия. В организованном секторе удалось получить хороший урожай – 31 тысячу тонн картофеля (в 2021-м – 16,7 тысячи тонн). Овощей собрали 9,74 тысячи тонн (годом ранее — 5,84 тысячи).  

Сейчас перед регионами, в том числе нашим, Минсельхоз РФ поставил задачу увеличивать посевные площади под картофель и овощи. Однако пока эти культуры в общей структуре пашни занимают чуть больше одного процента земель. Предварительно региональный минсельхоз собрал план на посевную этого года, и выяснилось, что под картошку и овощи планируется отвести меньше гектаров по сравнению с прошлым сезоном.

—  Прирост площадей заявляют пока только в Белогорском округе, незначительно в Архаринском, Ромненском округах и Магдагачинском районе, — сообщил Олег Турков. —В остальных территориях площадь будет сокращаться. Нас такая ситуация не устраивает.  На 2023 год ставится задача прирасти по площадям картофеля минимум на 200 гектаров и на столько же — по овощам. До 2025 года хотим довести площадь картофеля до трех тысяч гектаров.

Главная проблема — рынок сбыта

Амурские фермеры неохотно занимаются выращиванием картофеля и не скрывают: главный вопрос – куда сбывать урожай. Специально для того, чтобы обозначить существующий рынок сбыта, перед главами КФХ выступили представители региональных министерств.

Амурскую картошку и овощи закупают бюджетные организации: школы, детские сады, больницы и приюты. Региональные власти поставили задачу отдавать приоритет именно местным сельхозпроизводителям.

— Мы действительно являемся гарантированным рынком сбыта для вас, — обратилась к фермерам министр социальной защиты Приамурья Наталья Киселёва. —  У нас 26 учреждений с круглосуточным пребыванием людей, и в течение трех лет мы ведем планомерную работу, чтобы на наших столах была продукция именно амурских производителей. В 2022 году потребление составило 542 тонны картофеля, и более 80 процентов – это местная продукция. Пожилые люди всегда видят разницу: приготовлено пюре из нашей или из импортной картошки.

Картофель и апельсины в одном аукционе

Со стороны фермеров есть вопросы по проведению закупок в бюджетные учреждения.

— От сельхозпроизводителей поступали обращения о том, что проводятся укрупненные аукционы – например, в один включается и картофель, и апельсины. Соответственно, выйти на такие аукционы у наших производителей не было возможности, — озвучил проблему уполномоченный по правам предпринимателей Игорь Радченко.

Василий Орлов поручил обратить внимание на эти моменты.

Продовольственная безопасность — стратегическая задача

Еще одно предложение поступило от главы КФХ Евгения Соколовского.

41

хранилище есть в Амурской области. Их общая вместимость — 41,7 тысячи тонн овощей и картофеля. Больше половины помещений требуют реконструкции, так как находятся в приспособленных складах и продуктовых базах советских годов постройки

— Я считаю, что проблема по обеспечению бюджетных учреждений амурскими овощами существует. Предлагаю решить ее следующим образом: поручить обеспечить прямую реализацию картофеля и овощей в бюджетные организации амурскими сельхозтоваропроизводителями, — поделился идеей фермер. — Тут звучало несколько понятий: амурский сельхозпроизводитель, товаропроизводитель и поставщик — это разные вещи, надо прийти к одному знаменателю. Для реализации поручения предлагаю создать рабочую группу с фермерами и заинтересованными ведомствами при уполномоченном по правам предпринимателей. За основу можем взять опыт Якутии, где длительное время решается эта задача.      

— Поддерживаю, — согласился Василий Орлов. — Согласен с тем, что статистику нужно объективно оценивать – не для галочки. Разобраться с терминами нужно: амурский поставщик – это наш производитель или это наш бизнес, который перекупил и продал? Всем министрам и главам районов нужно обратить внимание и держать эту работу на личном контроле. Все мы помним события 2020 года, когда граница закрылась и мы не знали, как завезти овощи. Это важнейшая стратегическая задача — продовольственная безопасность.

«Первая ласточка» получила бюджетные средства

Как пояснили представители министерств, они заинтересованы в том, чтобы картофель и овощи поставлялись в учреждения области круглый год. Но здесь возникает другая проблема: как правило, школы или больницы не имеют больших складов, а потому готовы работать с теми хозяйствами, у которых есть хранилища и которые могут поставлять продукцию в любой сезон. «Невыгодно продавать малыми партиями», — вздыхают на это фермеры. А многие и вовсе не имеют овощехранилищ, а потому зимой амурчане едят привозную картошку.

Власти Приамурья опередили федеральную программу и еще в прошлом году предложили нашим фермерам строить овощехранилища с помощью бюджета. Это была компенсация 50 процентов стоимости строительства или реконструкции овощехранилища. Участником программы стал глава КФХ «Семена» Владимир Шилов из села Гродекова Благовещенского района. В конце прошлого года он достроил хранилище на 550 тонн и осенью загрузил в него на зимовку капусту. Как поясняет фермер, выгода налицо – в уборочную продукция уходит за копейки, а зимой и весной цена растет. Областной бюджет компенсировал фермеру более 10 миллионов. Однако пока этот пример – единственный. При том, что средства на эту программу заложены были, и область готова была поддержать строительство нескольких таких хранилищ. Поэтому уже сейчас власти приняли решение пересмотреть эту меру поддержки.

—  Компенсация в размере 50 процентов на строительство современных овощехранилищ остается. Но планируется изменить форму поддержки – давать ее в виде грантов, чтобы фермеры могли начать строительство сразу. Для этого необходимо будет подготовить проект с экспертизой, — рассказал Олег Турков.

Амурская область изучает сорта овощей – как иностранной, так и отечественной селекции. Семена сеют на базе амурских хозяйств, после уборки оценивают урожайность, внешний вид и вкус выращенной свеклы, капусты и моркови. Продукт даже дегустируют «вслепую» в минсельхозе. В этом году эта работа продолжится, и фермеров готовы возить на площадки, чтобы они сами смогли увидеть возможности сортов.

Кроме того, с 2023 года начинает работать федеральная программа поддержки картофелеводства и овощеводства. Для Приамурья определена сумма в 32 миллиона рублей именно на овощи и картофель.

— Минсельхоз РФ ориентируется на практику Амурской области в этом направлении, и это отражается в федеральной программе. Поэтому требования к получению господдержки такие же – семена по ГОСТу, удобрения по нормам и валовые показатели урожая, — отмечает Олег Турков.

Почему в магазинах не найти амурскую картошку

Несмотря на неплохие показатели прошлого года, проблема остается – амурскую картошку купить не в сезон невозможно, отметил Василий Орлов.

— Сегодня рынок картофеля выглядит так – вырастили и продали осенью в Якутию. И видим мы эту картошку только в статистике. А она должна кормить наших жителей, — высказал мнение губернатор.

37

тысяч тонн – такой план по урожайности картофеля в 2023 году ставят амурские власти, для овощей — 13,8 тысячи тонн. К 2025 году урожай картофеля планируется довести до 58 тысяч тонн и овощей — до 19 тысяч тонн

Как выяснилось, потребляет регион даже не китайскую картошку — ее доля в импорте не так и велика, — а картофель, выращенный в других регионах. И даже с учётом доставки цена на продукцию из Сибири ниже, чем на собственную – амурскую. Почему наш картофель и овощи скудно представлены на прилавках, высказала свое видение представитель сети гипермаркетов «Самбери» — магазины этой сети есть в 9 городах Дальнего Востока.

— Местного картофеля нам не хватает, — отметила представитель компании. — Во-первых, есть вопросы к качеству картофеля, доставке и цене, которую на сегодняшний день предлагает амурский рынок. Наш покупатель предпочитает калиброванный и чистый картофель. Еще одно требование – это регулярность поставок, так как торговые организации не имеют больших помещений для хранения. Но местным предпринимателям это невыгодно.

Товарный вид волнует сети, но мыть и упаковывать свой товар фермеры не спешат. Хотя областные власти не первый год предлагают поддержку тем, кто закупит необходимое оборудование — до 70 процентов компенсации от стоимости. Однако этой мерой пока не воспользовался ни один производитель.  

— Бюджетной сетью мы всю картошку не съедим, вы же понимаете, — обратился к фермерам Василий Орлов. — И решение – подготовка продукции в торговые сети. Я вам лично обещаю: когда вы начнете готовить свою продукцию, мы будем заниматься ее продвижением, и в сетях она будет представлена максимально широко. У нас уже есть опыт: акция «Покупай амурское» растиражирована как лучший опыт в других регионах страны. Но вы сделайте так, чтобы за эту продукцию было не стыдно.

Чью картошку едят амурчане

Благодаря тому, что в прошлом году удалось получить хороший урожай, уровень обеспеченности амурским картофелем вырос — до этого потребляли больше, чем производили. Что касается овощей, то несколько лет уровень самообеспеченности падал, и только сейчас начались позитивные сдвиги, но при этом производство закрывает всего 40 процентов от потребления. При этом амурский картофель уезжает в другие субъекты в объеме от 15 до 30 тысяч тонн, озвучили цифры на совещании.

— Доля ввозного картофеля составила 25 тысяч тонн в 2022 году, импорт из Китая достиг 2,2 тысячи тонн, — рассказал замминистра сельского хозяйства Владимир Гутник. — В основном картофель едет к нам из Сибири, а также из Краснодарского края, Урала и Приморья. За прошлый год завоз овощей составил 69 тысяч тонн, из общего объема импорт занимает 11 процентов, остальные овощи едут к нам из других регионов – это южные регионы, Сибирь, Урал и Приморье.

При этом, отмечают в минсельхозе, цены в других субъектах страны значительно ниже. И нашим производителям конкурировать с ними сложно.

—  Почему к нам едет сибирский картофель – у них перепроизводство, цены падают и достигают 11—12 рублей за килограмм, — поясняет Владимир Николаевич. —  Мы даже с учетом стоимости доставки с ними не конкурируем. Можно сделать вывод, что Амурская область полностью может закрыть потребность внутреннего рынка. Из-за отсутствия запасов старого картофеля в летний период небольшое количество завозится из КНР, в осенне-зимний период — из Сибирского федерального округа. Овощей явно недостаточно, и в этом направлении надо думать.

Амурской области нужен кооператив

В конце января делегация амурских фермеров во главе с первым заместителем министра сельского хозяйства области Сергеем Адаменко вернулась из европейской части России. Они побывали там по приглашению главного картофелевода страны Сергея Лупёхина. В Тульской и Московской областях наши производители посетили семеноводческие хозяйства, где им показали размножение картофеля из микроклубней, продемонстрировали технологии производства картофеля на полях. Также делегация посетила заводы по производству сельхозтехники и предприятия по переработке картофеля и выпуску чипсов, в том числе под известнейшей в мире маркой.  Производство крахмала — одно из интересных нашим аграриям направлений: в том плане, что в него идут излишки картофеля и так называемый нетоварный продукт.   

125

килограммов картошки на одного человека составило потребление в Амурской области в 2002 году при норме 90 кг на человека. При этом потребление овощей — 123 кило на жителя при норме 140 кг/чел.

— Я занимаюсь сельским хозяйством 30 лет, сажаем порядка 140 гектаров картофеля. Отправился в западную часть страны, потому что хотел посмотреть семена и технику. Поразили масштабы — там есть кого кормить, — говорит глава КФХ из Тамбовского района Сергей Кругликов. — Например, производители рассказывали, что отправляют до 20 фур в день – а я если одну в неделю кое-как отправил, то радоваться надо. Главное — есть сбыт. А если сбыта нет, не будет развития. Нам рассказывали – у них 4 метра плодородного слоя, а мы 20 сантиметров копнём – у нас глина. По урожайности как их можно догнать? На нашей земле более 30 тонн не получали. Зависит всё в первую очередь от сорта, а потом от полива и удобрений. После поездки я заказал себе современную технику с отечественного завода — калибровщик-сортировщик. Нужно повысить урожайность – над этим буду работать. Закуплю в этом году четыре новых сорта – на пробу. Думаю, фермерам надо делиться опытом — это во благо.  Что касается поставки в бюджетные организации, нам выгоднее сдавать картофель в больших объемах другим организациям, которые занимаются поставками в сети и другие регионы.

Однако для того, чтобы система «семена-выращивание-переработка» заработала в Амурской области, нужно объединяться и создавать кооператив – такого сильного производителя, который сможет один реализовать масштабный проект, в регионе нет. Уже сейчас амурский минсельхоз планирует создать семеноводческое хозяйство, которое будет заниматься размножением семян на нашей территории, и тогда материал не придется закупать за пределами. Как поясняют специалисты, с учетом доставки это большая проблема: если для сои достаточно 2 центнера семян на гектар, то для картошки это – порядка 30 центнеров. С учетом перегруженности Транссиба сейчас это еще более проблематично. Кроме того, готовы власти разработать и меры поддержки для тех, кто пойдет в кооператив: такое предложение было озвучено на совещании.

Комментарий

Василий Орлов, губернатор Амурской области:

— По картофелю потенциал Амурской области не реализован. Стратегические вопросы по картофелю и овощам – рынок сбыта и качество продукции. Меры поддержки работают, на мой взгляд, недостаточно. Среди фермеров появились первые ласточки, но темпы низкие. Нужно еще раз посмотреть критерии, по которым мы предоставляем субсидии, возможно их смягчить и скорректировать, чтобы как можно большее число производителей могли ими воспользоваться. Одной из стратегических задач вижу глубокую переработку картофеля в регионе. Возможно, завод по производству крахмала. Здесь нужен крупный инвестор. Готов включиться в эту работу лично. И тогда, возможно, больший интерес появится у фермеров, так как будет гарантированный рынок сбыта.

Возрастная категория материалов: 18+