Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №37 (29030) от 22 сентября 2022 года
Издается с 24 февраля 1918 года
27 сентября 2022,
вторник

Пять вопросов клиническому психологу о том, как телефон доверия помогает оказавшимся в кризисе

Как дистанционно помочь людям, оказавшимся в тупике

Здоровье

«Телефон доверия для психологической помощи детям и подросткам, которые оказались в сложной жизненной ситуации, начал работать в нашем медучреждении шесть лет назад, но позже на него стали звонить и взрослые, — рассказывает клинический психолог Амурской областной психиатрической больницы Антон Будаков. — Сначала поступало от силы 1—2 звонка в неделю, а то и вовсе не было. Однако со временем мы ощутили потребность людей в таком общении, особенно в последние два года. Это можно объяснить пандемией и непростой ситуацией в мире». Сегодня на круглосуточный телефон доверия, где специалисты трудятся посменно, в среднем поступает пять звонков в неделю, подсчитывает Антон Константинович. Оператором этой службы он стал с первого дня ее открытия и знает все о работе психолога на телефоне: кто чаще звонит и почему, и как дистанционно можно помочь людям, оказавшимся на пределе и даже в тупике.

Пять вопросов клиническому психологу о том, как телефон доверия помогает оказавшимся в кризисе / «Телефон доверия для психологической помощи детям и подросткам, которые оказались в сложной жизненной ситуации, начал работать в нашем медучреждении шесть лет назад, но позже на него стали звонить и взрослые, — рассказывает клинический психолог Амурской областной психиатрической больницы Антон Будаков. — Сначала поступало от силы 1—2 звонка в неделю, а то и вовсе не было. Однако со временем мы ощутили потребность людей в таком общении, особенно в последние два года. Это можно объяснить пандемией и непростой ситуацией в мире». Сегодня на круглосуточный телефон доверия, где специалисты трудятся посменно, в среднем поступает пять звонков в неделю, подсчитывает Антон Константинович. Оператором этой службы он стал с первого дня ее открытия и знает все о работе психолога на телефоне: кто чаще звонит и почему, и как дистанционно можно помочь людям, оказавшимся на пределе и даже в тупике.
Фото: Алексей Сухушин

1. Антон Константинович, расскажите, как появилась идея создать круглосуточный телефон доверия и в какое время дня и ночи чаще всего звонят люди?

— Начиная с 2014 года по стране прокатилась череда случаев, когда подростки в результате общения в интернете оказывались в трудной жизненной ситуации, имеющей серьезные последствия. Об этом говорили в обществе, били тревогу родители и различные учреждения. Проанализировав проблему и понимая, что дети и подростки стали больше подвержены интернет-влиянию, в том числе негативному, мы решили открыть для них службу психологической поддержки. Телефон доверия стал своеобразным ответом на злобу дня, «спасательным кругом» для подрастающего поколения. В случае психологических трудностей, находясь в определенном состоянии, но по разным причинам не имея возможности поделиться своими переживаниями с близкими людьми, дети и подростки могут анонимно пообщаться с психологом.

Работать телефон доверия начал в 2016 году. Я задействован в этой службе на протяжении уже шести лет, с первого дня. Когда мне предложили оказывать психологическую помощь по телефону, с одной стороны, возник профессиональный интерес освоить это направление. Но в то же время был и страх из-за большой ответственности. Ведь я понимал, что нужно оценивать состояние человека по голосу, рассказу и эмоциям в телефонной трубке, при отсутствии возможности видеть его глаза, мимику, жесты, реакции и многое другое. Со временем я понял, что и по телефонному разговору можно проанализировать состояние человека и помочь ему.

«Человек звонит психологу, потому что не может поделиться своими переживаниями даже с близкими. А ему нужно выговориться и получить эмоциональную поддержку».

Необходимо отвечать на звонки независимо от времени суток, в выходные и праздники. Ты просто берешь трубку, отключаешься от внешнего мира, переключаешься на разговор с абонентом, входишь с ним в контакт и делаешь все, что должен. Кстати, в основном дети и подростки звонят вечером — с 17 до 24 часов. Взрослые тоже в этот период, но еще и ночью — пик ночных звонков идет обычно с двух до трех часов. Чем это можно объяснить? Вечером люди начинают ощущать одиночество, а ночью появляется бессонница, обостряется чувство тревоги, страха, усиливаются переживания.

2. Кто чаще обращается за психологической помощью на телефон доверия и с какими проблемами?

— По большей части звонят девушки и женщины. Объяснить это просто. Женщинам, как правило, проще поделиться эмоциями, признать свою слабость. Мужчинам сложнее, их же с детства учат быть сильными, не плакать, держать эмоции при себе. Хотя и мужчины, как показывает практика, звонят с целью получить психологическую помощь и поддержку. Здесь очень важен момент анонимности. Если я спросил абонента, как его зовут, сколько ему лет, а он не хочет отвечать, то я не настаиваю. Он должен чувствовать себя в безопасности. Тогда возникает доверительный диалог.

6 специалистов принимают звонки абонентов на телефоне доверия Амурской областной психиатрической больницы. В среднем в службу поступает 5 звонков в неделю. В год — порядка 80

Все обращения на телефон доверия можно условно разделить на три основные группы. Первая — это сложные отношения. Кого-то не понимают родители, у кого-то не ладится контакт с друзьями и знакомыми, кого-то бросил любимый человек и так далее.

Вторая группа — испытываемые эмоции. Подростки, допустим, часто звонят, так как их беспокоит внутреннее состояние — «я напряженный», «я скучный», «мне грустно и одиноко».

Но далеко не все абоненты находятся в сложной жизненной ситуации или испытывают проблемы с эмоциями. Некоторые просто звонят с различными вопросами, просят разъяснить, как, допустим, действовать, чтобы решить какой-то вопрос, взять какую-то справку. То есть третья группа звонков — консультативные.

3. Антон Константинович, каков принцип общения по телефону доверия, в чем задача психолога?

— Человек звонит психологу, потому что не может поделиться своими переживаниями даже с близким окружением. А ему нужно выговориться, выплеснуть эмоции и, более того, получить эмоциональную поддержку.

Моя задача — выслушать, затем объяснить ситуацию, дать поддержку и указать направление, в котором нужно двигаться.

Я понимаю, что для кого-то этот звонок как последняя надежда. И правильно поставленный разговор может стать путеводной нитью, способной вывести из тупика, в который человек себя загнал. Допустим, звонят люди с алкогольной зависимостью: «У меня запой, жена забрала детей и уехала. Я потерял работу».

Иногда по состоянию человека понимаешь, что он чувствует безысходность, ощущает себя в роли загнанного зверя, находится на грани. Диалог ведешь в таком ключе, чтобы он принял ситуацию, свои эмоции, понял, что он не один и что отсутствие выхода — это созданная им же самим иллюзия.

Выход есть всегда, но нужно сначала совладать со своим эмоциями, успокоиться, признать, проанализировать свои ошибки и уже тогда посмотреть на возможные пути решения. И конечно, моя первостепенная задача — вывести человека из состояния, близкого к критическому, чтобы не кинулся в крайности, когда он может стать опасен для себя или окружающих. Такой самый долгий разговор с абонентом длился в моей практике около двух часов.

8-914-538-95-53 круглосуточный телефон доверия Амурской областной психиатрической больницы

4. Как заканчиваются ваши разговоры по телефону доверия? Можно ли как-то отследить их эффективность?

— В большинстве случаев абонент успокаивается, благодарит за помощь, за консультацию. Слово «спасибо» на другом конце телефонного провода звучит часто. Но бывают случаи, когда люди прерывают разговор, бросают трубку. Могут позже перезвонить, а иногда перезваниваю и я сам, понимая, что человека в том состоянии, в котором он находится, сейчас нельзя отпускать, важно продолжать работу. Бывало, у абонента элементарно заканчивались деньги на счету телефона и из-за этого пропадала связь. Но перезваниваю только в крайних случаях. В целом же мы соблюдаем принцип анонимности и не можем беспокоить звонивших абонентов, спрашивать их о самочувствии и так далее. Поэтому оценить эффективность возможности нет. Но мы надеемся, что наша работа не напрасна. В первые годы работы телефона доверия мы получали в лучшем случае один-два звонка в неделю, сегодня в среднем — 5. В год это порядка 80 звонков. Но я считаю: даже если бы за год поступил всего один звонок и мы кому-то смогли помочь, то это уже был бы хороший результат. В целом востребованность службы со временем растет. В настоящий момент в ней работает уже шесть клинических психологов, которые несут дежурства посменно.

5. Что бы вы посоветовали человеку, который находится в сложной ситуации?

— Главное, на мой взгляд, не забывать, что всегда есть ресурсы, которые человек, особенно в кризисных ситуациях, не видит. Ресурсы — это то, что дает силы пережить кризис, что дает внутреннюю поддержку и тепло. Ресурсом могут быть: медитация, молитва, спорт, чтение, пение песен, танцы, прогулки. А также общение с близкими. И если таковых нет в данный момент — тогда есть помощь профессионалов: психологов, психиатров, а возможно, и специалистов другой направленности. Главное помнить, что просить помощи — это вполне нормально, так же как и помогать.

Если корабль тонет, есть вариант впасть в отчаяние и вместе с ним уйти ко дну, а можно вспомнить, что есть спасательная шлюпка, а еще рация, через которую можно послать сигнал о помощи. Это пример о том, как можно пользоваться ресурсами.

Ну и не нужно забывать, что любая ситуация, так же как и эмоциональное состояние, временна. И в каждом кризисе есть не только отрицательные стороны, но и возможности. Переживая кризис, например в возрасте одного года, ребенок понимает, что он и мама — это не одно целое. И через эмоциональные переживания, боль отделяется от нее. Он не понимает, что это кризис, но, пережив его, получает новые возможности — больше самостоятельности, независимости и опоры на себя. Так же и у взрослых: после выхода из сложной ситуации могут возникнуть новые внутренние потенциалы.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

На правах рекламы

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Энцефалографическое исследование покажет работу мозгаЭнцефалографическое исследование покажет работу мозга
Что такое гештальты и почему нужно их закрыватьЧто такое гештальты и почему нужно их закрывать
Не дайте тревожности вас победить: как пенсионерам бороться со стрессом и к кому идти за помощью
Как не стать жертвой агрессии: пять вопросов амурскому медицинскому психологу
Пять вопросов врачу-психиатру о том, как пройти психиатрическую проверку на право владения оружием
Пять вопросов психологу о сновидениях и что делать, если они приобретают навязчивую форму
Пять вопросов психиатру о том, как сохранить ментальное здоровье
Застрявшие в интернете: 5 вопросов о том, как виртуальное общение вытесняет реальное
Как пройти медосмотр у психиатра быстро и без нервов: советы специалиста
«Договаривайтесь со стрессом по дороге домой»: советы психолога БГПУ Ольги Барковской

В Белогорске мобилизованным мужчинам собрали аптечку и бельёСпецоперация1
Школьники из Алексеевской гимназии Благовещенска попали в «Большую перемену»Общество
В Благовещенске без осадков, дожди прольются по северу областиОбщество
Скорпионов потянет на шикарное, а Львам ничего менять не нужно: гороскоп на 27 сентябряСоветы
Жертвами стрельбы в школе Ижевска стали уже 17 человек (обновлено)Происшествия
В Хабаровске объявили длинный список премии имени АрсеньеваОбщество

Читать все новости

Здоровье

Инновационный тренажер для мозга: 5 вопросов клиническому психологу о БОС-терапии Инновационный тренажер для мозга: 5 вопросов клиническому психологу о БОС-терапии
Как осенью защитить здоровье школьников: актуальные советы педиатра для родителей и детей
Врач-онколог о самом многоликом недуге среди всех онкологических заболеваний — лимфоме
Эпидпорог по ОРВИ в Приамурье превышен на 90 процентов
Как ужиться с диабетом: кто в зоне риска и как распознать диагноз
Система Orphus